Костюм Древнего Египта
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Костюм Древней Греции
Античность: Древний Рим
Античность: Древний Рим
Античность: культура и быт
Древний Рим: мужской костюм
Древний Рим: мужской костюм
Древний Рим: мужской костюм
Древний Рим: мужской костюм
Античность: мужской костюм
Античность: мужской костюм
Античность: мужской костюм
Античность: мужской костюм
Античность: мужской костюм
Античность: мужской костюм, воинская одежда
Античность: мужской костюм, воинская одежда
Античность: мужской костюм, воинская одежда
Античность: мужской костюм, воинская одежда
Античность: мужской костюм, воинская одежда
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: женский костюм
Античность: костюм
Античность: костюм
Античность: обувь древних римлян
Античность: обувь древних римлян
Античность: вопросы для обсуждения
Античность: древнеримские ткани
Античность: украшения
Античность: украшения
Античность: украшения
Античность: мужские прически
Античность: прически
Термины для повторения. Древний Рим. Костюм.
11.26M
Категория: КультурологияКультурология

Костюм Древнего Египта

1. Костюм Древнего Египта

Повторение
Костюм Древнего Египта
Нарамник - прямоугольное
полотнище ткани,
сложное вдвое, с прорезью для головы
на месте сгиба, сшитое по
бокам до линии проймы, с
отверстиями для рук.
Нарамник женщины носили поверх
платья.
Е.О.Плеханова
ИСТОРИЯ КОСТЮМА, ТЕКСТИЛЬНОГО И
ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Ижевск 2009

2. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции

3. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции

4. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
Хитон - в Афинах служил нижней одеждой
– кусок ткани, длиной до колен.
Складывался по вертикали и закреплялся
на плечах и на талии.
Какие элементы использовались, чтобы
закрепить хитон на плечах и на талии?

5. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции

6. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
Котурн - обувь на толстой
пробковой подошве.
Пользовалась популярностью в
античной Греции в высших
сословиях.
Со времен Эсхилла ее носили
актеры в греческих трагедиях,
чтобы выглядеть выше на сцене.
Изготавливались из цветной
кожи и богато украшались.

7. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
Как назывался головной убор раба в Древней Греции?

8. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
В Древней Греции рабы не носили головных уборов.

9. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции

10. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
Два типа женских хитонов –
ионический и дорический

11. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
Какую одежду носили рабыни в Древней Греции?

12. Костюм Древней Греции

Повторение
Костюм Древней Греции
В Древней Греции рабыни носили традиционную одежду
своей родной страны.

13.

Костюм, материальная культура и быт эпохи
Античности
Мария Ивановна Гордусенко
[email protected]

14. Античность: Древний Рим

Периодизация древнеримского искусства
1. Период развития италийских племён, этрусская
культура: VIII - II века до н.э.
От этрусков сохранилось много исторических
памятников: остатки городов, некрополи, оружие,
домашняя утварь, фрески, статуи, следы
этрусского влияния в римской культуре. В
античной традиции этруски считались
превосходными инженерами — они прославились
созданием сложных ирригационных и
мелиоративных систем в виде открытых и
подземных каналов. Этруски внесли свой вклад в
градостроительство Италии.
2. Царский период Древнего Рима: VIII - VI века до
н.э.
В центре современного Рима сохранились
некрополи и следы поселений царского периода.

15. Античность: Древний Рим

Периодизация древнеримского искусства
3. Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н.э.
Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу
войн, сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом
Карфагена (146 г. до н. э.). не становится сильнейшей державой Средиземноморья.
Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и, позже,
Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме (сохранились храм
Весты, здание Сенатской Курии, Форум), но город еще оставался по преимуществу
деревянным.
4. Период Римской империи: I - V века н.э.
Весь период римской империи может быть разделен на период Юлиев-Клавдиев и
Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов
(расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.) и на империю периода домината (позднюю
империю, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.). Становление культуры ранней Римской империи было
одновременно и формированием имперской идеологии, подчеркивающей величие и
вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира.

16. Античность: культура и быт

Некоторые римляне пытались удивить и
шокировать других своей одеждой. Так,
молодые римляне из богатых семей
намеренно надевали мягкие женственные
одежды, например, туники с длинными
рукавами, яркие покрывала и прозрачные
шёлковые тоги. Философы часто появлялись
в неопрятном виде, в грязной, оборванной
одежде и изношенных плащах.

17. Древний Рим: мужской костюм

Туника и тога - основа
древнеримского мужского
костюма.
Есть некоторые общие черты с греческим
хитоном и гиматием.
Но в целом по своему художественному и
конструктивному решению одежда
Древних Римлян отличается.
Туника - роль домашней одежды.
Различная по длине и ширине, она
украшалась в зависимости от статуса и
богатства хозяина.
Декоративные украшения (полосы,
вышивка, орнамент) несли не только
эстетическую, но и сословнодолжностную информацию.

18. Древний Рим: мужской костюм

Туника

19. Древний Рим: мужской костюм

Туника

20. Древний Рим: мужской костюм

Туника

21. Античность: мужской костюм

Верхняя одежда – тога
представляла собой
эллипсообразный кусок
шерстяной ткани,
который сначала
складывали вдоль так,
чтобы верхняя часть
составляла 1/3 от общей
ширины, а затем
драпировали поверх
туники.

22. Античность: мужской костюм

Греческий гиматий: драпировка
подчеркива пластику и красоту
движений
Римская тога: сложная
канонизированная драпировка и
дорогая ткань – с целью
подчеркнуть особое положение
римского патриция, его
превосходство над остальными
членами общества.
Складки тоги формировали
деревянными щипчиками и
фиксировали, пропитывая
специальным составом.

23. Античность: мужской костюм

Ставшую слишком
громоздкой тогу в поздний
период сменила легкая
греческая
хламида, которую
подбирали к цвету туники, и
носили, скалывая на груди
фибулой, закрыв оба плеча.
Хламида (Др. Греция)

24. Античность: мужской костюм

Одевание тоги

25. Античность: мужской костюм

Еще один вид римского плаща - пенула представлял собой в
крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому
пришивали капюшон.
• С III в. драпирующаяся античная одежда постепенно
вытеснялась одеждой накладной, скрывавшей
естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения происходили под влиянием восточноазиатских
форм костюма и христианской морали. Так появились
длинные узкие туники, широкие туники-далматики,
закрывающие фигуру от шеи до ступней,
сопровождавшиеся необычайной пестротой орнаментации
и обилием украшений.
Дополнением к костюму служили
полусапоги или сандалии.

26. Античность: мужской костюм, воинская одежда

• Лорика - литая или из
сегментов.
• Броня.
Император Август в лорике, с
богатой рельефной отделкой и
наплечными пряжками,
соединяющими переднюю и
заднюю части доспехов.
Под лорику одевался кожаный
дублет с короткими,
собранными в складки
наплечниками, на теле —
туника, вокруг бёдер —
палудаментум.

27. Античность: мужской костюм, воинская одежда

• Легат в Палудаментуме
• Палудаментум –
особая разновидность
воинского плаща; от солдатской
лацерны отличался тем, что был
длиннее (доходил до лодыжек),
для него использовалась
материя более высокого
качества, как правило, красного
цвета. Его носили не только на
плечах; зачастую оборачивали
вокруг бёдер наподобие шарфа,
забрасывая один конец на
левую руку. Палудаментум
явился «родоначальником»
императорской мантии.

28. Античность: мужской костюм, воинская одежда

• Гладиаторы и
римские солдаты

29. Античность: мужской костюм, воинская одежда

• Доспехи

30. Античность: мужской костюм, воинская одежда

• Шлемы

31. Античность: женский костюм

Драпировка составляла также
основу женского костюма.
Женский костюм состоял из
двух основных элементов
туника (по крою не
отличавшаяся от мужской) и
стола.
• Туника служила нижней
одеждой, поверх которой
надевался корсет
(строфиум/ мамилларе)
из тонкой кожи, и стола.

32. Античность: женский костюм

Стола – туника с короткими
рукавами.
повторяла фасон туники, но
была более широкой и
длинной, понизу ее обшивали
плиссированной оборкой.
Стола сочеталась с туникой за
счет комбинаций различных
фактур и разной плотности
тканей, длины рукавов и
декоративного оформления.
Подпоясывалась с напуском,
вариации которого создавали
требуемые пропорции.

33. Античность: женский костюм

Палла – плащ
упрощённый греческий гиматий —
кусок мягкой ткани, который
набрасывают на плечо и оборачивают
вокруг талии.
Этот плащ стал популярен из-за
простоты и удобства. Распространенным
цветом был пурпурный, но палла была
также и жёлтого, белого, чёрного цветов,
украшалась золотом.
Женщины всё реже стали носить столу и
паллу уже при первых императорах, она
не упоминается в списке женской
одежды, в эдикте Димициана от 301 года
отсутствуют оба названия, а вписаны
новые названия — далматика, мужская и
женская туника с рукавами, и колобиум,
туника без рукавов.

34. Античность: женский костюм

Голову покрывали вуалью или краем паллы.
Основными видами отделки и украшений
служили вышивка и бахрома.
В III-IV вв., когда изменилось представление о
красоте женской фигуры, развитые формы и
подчеркнутые пропорции, выявляемые
драпированной одеждой, сменились
плоскими статичными формами.
Легкие и тонкие греческие и ассирийские
шелка были заменены тяжелыми восточными
тканями с крупным рисунком.
Такие ткани держали форму, не позволяя в
соответствии с христианскими
представлениями о приоритете души
демонстрировать красоту фигуры, ее
пластику.
В цветовой гамме женского костюма
преобладали сочетания коричневых тонов с
золотисто-желтым, лиловых с зеленым,
голубых с серым.

35. Античность: женский костюм

В I веке вошло в обычай переодеваться
к обеду в особую более удобную
одежду — синтесис — целый гардероб
разноцветных ярких плащей или
своего рода туник, который иногда
меняли по нескольку раз во время
обеда.
Крокоту, одежду шафранового цвета,
носили женщины во время церемоний
посвящённых Кибеле.

36. Античность: женский костюм

Накануне свадьбы невесте повязывали
голову красным платком и надевали на
неё длинную прямую белую тунику с
шерстяным поясом (лат. tunica recta),
предназначавшуюся и для дня свадьбы,
подвязывали поясом из овечьей шерсти
(лат. cingillum).
Свадебный наряд невесты представлял
собой длинное платье — паллу (лат. palla
gelbeatica), ярко-красного цвета,
надеваемое на тунику.
На голову накидывали покрывало
огненного, жёлто-красного цвета (лат.
flammeum), обувь должна была быть того
же цвета, что и flammeum.
К украшениям относился прежде всего
браслет. Об особенном наряде для
жениха не сохранилось сведений,
возможно, он надевал обычную белую
тогу и венок (по греческой традиции).

37. Античность: женский костюм

В банях и общественных термах
уличную одежду оставляли у входа
в раздевалке и оставались лишь в
тунике, если собирались играть в
мяч или другие игры.
Купались обычно раздетыми.
Лишь немногие римляне надевали
в бани набедренные повязки.
Так же римлянам были известны
своего рода «бикини», как видно на
фреске - однако они служили
женской спортивной одеждой, а не
для купания.

38. Античность: костюм

Нижнее бельё
в Древнем Риме женщины часто носили
2 туники, при этом нижняя туника с
набедренной повязкой и повязкой на
груди составляли нижнее бельё, на
которое надевалась верхняя туника.
Мужчины носили тунику под тогой.
Первоначально, однако, надевали тогу, а
под ней только набедренную повязку.
Во II веке до н. э. мужчины стали
надевать под тунику ещё одну рубашку
из шерсти. Рубашки из льна стали
носить лишь в IV веке.
Охотники, крестьяне и солдаты часто
повязывали ступни, бёдра и голени
повязками из льна или шерсти, чтобы
защититься от холода.

39. Античность: костюм

Одежда рабов –
состояла из туники с короткими, не
доходившими до локтя рукавами и
плотного толстого плаща сагума (лат.
sagum).
Сагум был также плащом римских
солдат. Это четырехугольный кусок
толстой грубой шерстяной ткани,
который накидывался на спину и
застегивался фибулой на правом плече
или спереди под горлом.
Брюк римляне не носили, они считались
варварской одеждой; императоры IV
века запрещали носить их в Риме.
Однако на севере, например в Германии,
их приходилось надевать. Так на
колонне Траяна солдаты изображены в
коротких, обхватывающих ногу и
спускающихся чуть ниже колена штанах.

40. Античность: обувь древних римлян

Обувь делилась на сандалии, ботинки
(лат. calcei) и сапоги (лат. caligae).
Мужчины носили по большей части
башмаки из кожи натурального цвета,
женские башмаки мало отличались по
форме, были однако разнообразных
цветов и из более мягкой кожи.
Богатые женщины носили обувь
украшенную жемчугом, золотом и
драгоценными камнями. Крепкие
калиги, по данным современных
экспериментов, могли прослужить для
маршей в 500—1000 км, надевание таких
сапог занимало около 3-4 минут.
Рабы и бедняки носили деревянную
обувь.

41. Античность: обувь древних римлян

Женщинам обувью служили мягкие башмаки из
цветной кожи, отделанные вышивкой или
металлическими бляшками.
Каллиги - сапоги, которые носились
крестьянами, извозчиками и прежде всего
солдатами. Калига состояла из толстой подошвы
(около 8 мм.) с 80-90 острыми железными
гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи,
вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки
вокруг пятки и ступни: пальцы оставались
открытыми.
Сандалии - состояли из подошвы, которая
закреплялась на ноге мягкими ремешками, при
этом большая часть ступни оставалсь открытой.
Сандалии были разных цветов, подошва разной
высоты, в зимнее время также с шерстью. Их
носили как домашнюю обувь, ношение сандалий
в общественных местах считалось нарушением
хорошего тона. Садившиеся за стол снимали
сандалии или им их снимал раб.

42. Античность: вопросы для обсуждения

Группа 1: Назовите общие черты и
отличия костюмов Древней Греции и
Древнего Рима.
Группа 2: Какую роль играли
украшения в римском костюме?
Группа 3: Перечислите формы
костюма, заимствованные римлянами у
других народов.

43. Античность: древнеримские ткани

=
Античность:
древнеримские ткани
Традиционными тканями для Рима, как и для Греции, были лен и шерсть.
• В период Империи с Востока стали завозить дорогие ткани - египетский лен,
индийский хлопок, восточный шелк, особенно ценились ткани затканные
золотом и серебром. Драгоценными считались также любые ткани, окрашенные в
пурпур.
• Для римского костюма характерны были яркие и насыщенные цвета:
пурпурные, коричневые, желтые.
• В период Империи, когда костюм стал роскошным, цветовая гамма приобрела сложный, изысканный
характер в оттенках и сочетаниях цветов: светло-голубого и светло-зеленого с белым, светло-лилового с
желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
• Вместе с тонкими и прозрачными шелками популярными были плотные и тяжелые ткани
типа парчи. Использование таких тканей привело к постепенному переходу от
драпированной формы одежды к плоской накладной, футлярообразной. Поздние
римские ткани (III-IVвв.) украшали геометрические узоры - круги, квадраты,
ромбы – в которые были вписаны розетки, четырехлистники, листья плюща,
аканта, дуба, лавра, гирлянды цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумятремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность.

44. Античность: украшения

Украшения для римлян значили больше, чем
для греков, так как они должны
были сделать костюм «правителя мира»
репрезентативным.
К мужским украшениям принадлежали
толстые золотые ожерелья, золотые венки,
кольца, браслеты, фибулы.
Единственным украшением мужчин в
республиканский период был перстень с
печаткой (знак принадлежности к сословию
всадников), который чаще всего носили на
безымянном пальце левой руки[7]. Во времена
Империи мужчины нередко, чтобы показать
своё благосостояние, носили одновременно по
нескольку колец, украшенных драгоценными
камнями; некоторые носили крупные кольца из
золота. Лишь немногие мужчины носили
золотые браслеты
К женским украшениям относились шейные
цепочки и ожерелья различной формы, кольца
и браслеты, которым обычно придавали
греческую форму свернувшейся змеи,
головные обручи и диадемы, также
преимущественно греческой формы, пряжки и
застежки.

45. Античность: украшения

Увлечение украшениями
достигло апогея в период
Империи (перстни носили по 5-6
штук на каждом пальце).
Из драгоценных камней особенно
высоко ценились бесцветные,
особенно – алмаз и опал. Жемчуг
называли унио (единство). Им
украшали волосы, шею, вставляли
в серьги, в перстни, браслеты.
К модным
ювелирнымбезделушкам
относились также янтарные и
хрустальные шары, которые
носили в руках.

46. Античность: украшения

Украшения также подчинялись моде и
региональным предпочтениям: так в
провинциях часто встречались украшения
(ожерелья и браслеты) из монет, но не на
территории Италии. Популярной формой
браслетов и колец была змейка, а для
кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи
или геммы носились в качестве колец или
кулонов, они служили в том числе
талисманами. На украшениях часто
оставлялись пожелания.
Несмотря на законы, запрещавшие
роскошь и осуждение моралистами
пристрастия женщин к роскоши и
расточительству, римские женщины всех
слоёв общества охотно носили украшения.
Богатые украшения показывали статус
женщины (и её мужа) в обществе.

47. Античность: мужские прически

Мужчины в общественных местах по большей
части не носили головных уборов. При плохой
погоде, также как и при жертвоприношениях,
тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а
также путешественники при дожде и от пыли
надевали лат. cucullus, своего рода капюшон.
Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же
прямо набрасывался на плечи. Шерстяную
шапку вольноотпущенников — лат. pilleus,
которую носили также простые люди, в городах
можно было увидеть редко, за исключением
сатурналий, когда такие шапки надевались как
знак социального равенства. В жару многие
путешественники и посетители театров носили
широкополые шляпы как защиту от солнца.

48. Античность: прически

По традиции замужние женщины должны были узнаваться по
наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или
покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее
складками на затылок и спину. Mitra представляла собой кусок
материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая
лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди
грациозно положенные волосы. Римские женщины также
носили головные сетки (лат. reticulum).
Во времена империи традиции стали менее строгими. Многие
женщины считали достаточным носить в качестве головного
убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как
право и знак матрон).

49. Термины для повторения. Древний Рим. Костюм.

Туника
Тога
Паллум
Каракалла
Палудаментум
Лорик
Сагум
Стола
Палла
Инстита
Лацерна
Пенула
Калига
English     Русский Правила