Тренинг ораторского искусства и мастерства публичного выступления
Правила участия в тренинге
25 ключей успешного публичного выступления
КЛЮЧ 1
Логика выступления
КЛЮЧ 2
Это путеводитель по вашему выступлению
КЛЮЧ 3
Нам кажется, что мы такие
Или даже такие
Мы думаем, что окружающие видят нас такими
А они видят нас вот такими
Или такими
Или даже вот такими…
Вывод
Внешний вид выступающего
КЛЮЧ 4
Верно выбранная роль
Кого выберет аудитория?
Кого выберет аудитория?
Будьте актером!
КЛЮЧ 5
Пример: Выражение лица, мимика, жесты
10 важных правил оратора
Ходить нельзя стоять
Танец маленьких лебедей
КЛЮЧ 6
Куда смотреть оратору: три главных совета
КЛЮЧ 7
Темп
Ритм: четкие паузы между словами
Не бойтесь пауз!
КЛЮЧ 8
Дикция
Тембр
Интонация
КЛЮЧ 9
Искажение информации в процессе ее передачи
Барьеров больше, чем мы думаем
КЛЮЧ 10
Речевая культура
Запомните
Антипримеры
Фразы, которых не должно быть в вашей речи
Какие глаголы употреблять в речи?
Богатство словарного запаса
КЛЮЧ 11
Вопросы – это интерес к вашей теме
ДА
КЛЮЧ 12
Чек-лист выступления обязателен!
2. План или повестка совещания
Знаете ли вы, что
КЛЮЧ 13
Никита Хрущев на трибуне ООН
Уинстон Черчилль во время Второй Мировой войны
Ник Вуйчич - «давайте обнимемся»!
Стив Джобс -перед выпускниками Стэнфорда «делайте то, что вы любите»!
КЛЮЧ 14
Волнение или Страх?
Хватит думать о себе. Думайте о других!
Подстройка перед началом выступления
КЛЮЧ 15
Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза
Практикум
Упражнение 1. Исправляем ошибки
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
33.40M
Категория: ИскусствоИскусство

Тренинг ораторского искусства и мастерства публичного выступления

1. Тренинг ораторского искусства и мастерства публичного выступления

Ольга Владимировна Кучина
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

2. Правила участия в тренинге

Диктофоны
запрещены
Не опаздываем
Выключаем звук
телефона
«Одно радио в
эфире»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова
Съемка только с
разрешения
тренера
Демонстрируемая
презентация
является объектом
авторского права

3. 25 ключей успешного публичного выступления

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

4. КЛЮЧ 1

«Подготовка»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

5.

Состав участников: кто, какие, зачем пришли?
Изучите потенциальную аудиторию, их мнения, предпочтения, образ
мыслей, манеру поведения, стиль общения, традиции внешнего вида
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

6. Логика выступления

•Линейное: традиционное изложение информации в
историческом развитии
•Проблемное: проблема -актуальность - решение
•Мозаичное: выделение базовых мыслей и идей и создание
иллюстраций к ним
•Сюжетное: выстраивается событийный ряд или рассказывается
о событии, иллюстрации более эмоционального характера*
*Сторителлинг – метод влияния на аудиторию путем
рассказывания истории с реальными или выдуманными
персонажами.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

7. КЛЮЧ 2

«Презентация»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

8. Это путеводитель по вашему выступлению

• Не перекладывайте все внимание на PowerPoint
или Prezi
• Не перегружайте слайды текстом
• Не читайте свои слайды
• Не заслоните видеорядом смысловой ряд
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

9.

Плохой слайд
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

10.

Хороший слайд
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

11. КЛЮЧ 3

«Внешность, облик»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

12. Нам кажется, что мы такие

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

13.

А мы такие
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

14. Или даже такие

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

15. Мы думаем, что окружающие видят нас такими

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

16. А они видят нас вот такими

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

17. Или такими

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

18. Или даже вот такими…

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

19. Вывод

• Мы часто ошибаемся на свой счет: думаем, что мы выглядим
определенным образом в глазах других людей, а на самом деле
выглядим совершенно иначе.
• Стоит задуматься о впечатлении, которое мы производим на
окружающих, а еще лучше – научиться этим впечатлением управлять
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

20. Внешний вид выступающего

•Одежда – уместность, адекватность случаю
•Аксессуары – одно яркое броское «пятно» на
уровне груди: брошка, бусы, галстук, зажим для
галстука, значок вуза, эмблема клуба
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

21. КЛЮЧ 4

«Роль, которую ты
выбираешь»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

22. Верно выбранная роль

Избегайте выступать с
Наибольший эффект
позиции «учителя»,
достигается, когда вы
«критика», «проповедника»
выступаете с позиции
или «просителя». Аудитория
чутко реагирует на подобную
роль выступающего и не
принимает его.
«одного из аудитории», но
при этом показываете свою
компетентность и убеждаете
в вашей способности решить
обозначенную проблему.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

23. Кого выберет аудитория?

Мать Тереза
09.09.2019
Мать драконов
©Ольга Бурмистрова

24. Кого выберет аудитория?

Свой в доску парень
09.09.2019
Эксперт
©Ольга Бурмистрова

25. Будьте актером!

Шекспир написал свои знаменитые слова:
«Весь мир — театр,
мужчины, женщины – в нем все актеры…»
Так сыграйте свою роль под аплодисменты!
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

26. КЛЮЧ 5

«Жесты, усиливающие эффект
выступления»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

27. Пример: Выражение лица, мимика, жесты

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

28.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

29. 10 важных правил оратора

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
От шеи до талии – пространство эффективного жеста
Локти слегка разведены в стороны
«Хорошее – в аудиторию, плохое – в окно»
Раскрытые ладони
Руки слегка вверх и никогда вниз
Ноги на ширине плеч
Осанка – «шомпол проглотил»
Походка – «пружинистая»
Легкий намек на улыбку в глазах и уголках губ
Пять жестов уверенного оратора
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

30. Ходить нельзя стоять

Суетливость
Монотонность
Неопытный оратор может
торопливо ходить от стены
к стене, проделывать
суетливые движения
Неопытный оратор может
«прилипнуть» к кафедре
столу или экрану и бояться
сделать шаг в сторону
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

31. Танец маленьких лебедей

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

32. КЛЮЧ 6

«Взгляд»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

33. Куда смотреть оратору: три главных совета

1. Не стоит смотреть поверх всех голов.
2. Не стоит выделять из аудитории кого-то одного и даже 2-3, и
рассказывать ему/им.
3. Аудитория – это цельный организм, который требует к себе
внимания. Старайтесь с каждым человеком установить
зрительный контакт. Оптимальная длительность взгляда
для каждого слушателя – 2 секунды.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

34. КЛЮЧ 7

«Темп и ритм»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

35. Темп

• Темп хорошей речи - 120-130 слов в минуту
• http://hronomer.ru хронометраж речи
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

36. Ритм: четкие паузы между словами

Речь как дорога
Эффект засыпания за рулем
09.09.2019
Речь как паровоз
«Паузы» между вагончиками
©Ольга Бурмистрова

37. Не бойтесь пауз!

Новички в ораторском ремесле
панически боятся пауз,
неизбежно возникающих во
время публичного выступления.
Они спешат заполнить их разной
словесной чепухой и словамипаразитами («Ээээ... Значит так...
Ээээ... Ну, что еще
сказать...ммм»).
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

38. КЛЮЧ 8

«Голос»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

39. Дикция

1. Недостатки дикции - это картавость, шепелявость,
гнусавость, гортанность, чоканье, цоканье и пр.
2. Достоинства дикции - четкое, твердое «р»,
отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п»,
«в», «ф» и «ж».
3. Солиднее воспринимается фраза, где идет
понижение голоса в конце.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

40. Тембр

Это колорит голоса : журчит ручейком, гремит как гром, говорит с
внутренней улыбкой, голос для детского садика, голос
сказочника/сказочницы, учительский голос и др.
По тембру голос бывает звонкий/глухой, чистый/сиплый, дребезжащий/рокочущий, холодный/теплый,
жесткий/мягкий, грубый/ласковый, плаксивый/веселый, игривый/сердитый, злобный/ироничный,
высокомерный/почтительный, заискивающий/искренний, открытый/недоверчивый,
дружелюбный/подозрительный и т.п.
Лучший тембр - «Бархатный тембр сорокалетнего» и
«Солнечный голос»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

41. Интонация

«Истинный смысл сказанного заключается не в самих словах, а в
интонациях, с какими они произнесены. Если о радостных событиям
нам сообщают убитым тоном, мы сразу заподозрим неладное»
Ираклий Андронников
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

42. КЛЮЧ 9

«Барьеры общения»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

43. Искажение информации в процессе ее передачи

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

44. Барьеров больше, чем мы думаем

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

45.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

46.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

47.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

48.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

49.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

50.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

51.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

52.

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

53. КЛЮЧ 10

«Культура речи»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

54. Речевая культура

1. Отсутствие ненормативной лексики
2. Отсутствие профессионального жаргона
3. Верно расставленные ударения
4. Правильно употребляемые слова
5. Адекватность стилистики (научный доклад, речь в
суде, презентация нового продукта и др.)
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

55. Запомните

• Делайте ударения на
существительных, а не
на глаголах и
прилагательных
09.09.2019
• Употребляйте в речи
больше
существительных, чем
глаголов и
прилагательных
©Ольга Бурмистрова

56. Антипримеры

• осУждено,
возбУждено
• контейнерА, складЫ,
тентА
• катАлог, Эксперты
• свеклА, обеспечЕние
• годА, договорА
• по срЕдам, по мостУ
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

57. Фразы, которых не должно быть в вашей речи


Ничего подобного!
Я вас не понимаю…
Такого не может быть…
Это неправда…
Я с вами не согласен...
У меня свои интересы (правила, принципы)
В ваше время…
Вы должны понимать, что …
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

58. Какие глаголы употреблять в речи?

• Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о
вполне реальных результатах. Например, выполнил, разработал,
увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного
вида.
• Другие глаголы являются более неопределенными по отношению к
результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал,
участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях,
чем о достигнутых результатах. Такие глаголы являются глаголами
несовершенного вида.
• Использование совершенных глаголов позволяет человеку создавать
иллюзию конкретных успехов при выполнении какой-либо работы.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

59. Богатство словарного запаса

не купишь ни за какие деньги и не пополнишь ни
на каком тренинге.
09.09.2019
Читайте классику –
Антона Павловича,
Льва Николаевича,
Ивана Сергеевича,
Федора Михайловича,
Михаила Афанасьевича,
Александра Сергеевича,
Михаила Юрьевича,
Николая Васильевича
©Ольга Бурмистрова

60. КЛЮЧ 11

«Вопросы»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

61. Вопросы – это интерес к вашей теме

• Отвечая на вопрос, обращайтесь ко всем слушающим
вас, а не только к тому, кто его задал.
• Отвечайте кратко и по сути
• Если вопросом не владеете, не стоит прямо
признаться в этом
• Если вы не поняли вопроса, попросите его
переформулировать, уточняйте
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

62. ДА

Да, вы правы, однако..
Да, конечно, это важно, а
сейчас…
Да, так тоже может быть,
но конкретный случай…
Это единственный
случай, когда вообще не
стоит говорить НЕТ
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

63. КЛЮЧ 12

«Тайм-менеджмент»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

64. Чек-лист выступления обязателен!

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

65. 2. План или повестка совещания

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

66. Знаете ли вы, что

• На доклад при защите диплома дается не более 7
минут?
• На доклад при защите диссертации дается не более
10 минут?
• Через 20 минут внимание аудитории резко падает?
Сколько же должно длится ваше выступление?!
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

67. КЛЮЧ 13

«Мгновение главной мысли»
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

68. Никита Хрущев на трибуне ООН

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

69. Уинстон Черчилль во время Второй Мировой войны

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

70. Ник Вуйчич - «давайте обнимемся»!

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

71. Стив Джобс -перед выпускниками Стэнфорда «делайте то, что вы любите»!

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

72. КЛЮЧ 14

«Волнение
09.09.2019
как залог успеха»
©Ольга Бурмистрова

73. Волнение или Страх?

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

74. Хватит думать о себе. Думайте о других!

1. Самый эффективный способ избавиться от
напряжения – сменить ход своих мыслей и
подумать об аудитории, а не о себе и своей речи
2. Если вы вместо мыслей о себе сфокусируетесь на
необходимости быть полезным для аудитории,
то это поможет вам расслабиться
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

75. Подстройка перед началом выступления

Очно
Заочно
• Приди заранее
• Поговори с участниками
• Послушай, о чем они
говорят
• Искренне симпатизируй
09.09.2019
Мысленно осмотри зал
«Почувствуй» его атмосферу
«Услышь» аплодисменты
Запрограммируй себя на
успех
©Ольга Бурмистрова

76. КЛЮЧ 15

«Завершение
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова
речи»

77. Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза

09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

78.

Завершая речь необходимо
посмотреть в глаза слушателям и
сказать что-нибудь приятное,
продемонстрировав свое
удовлетворение от общения с
аудиторией.
Такой позитивный
информационный импульс в
финале останется в памяти
людей, в их восприятии вашего
выступления.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

79. Практикум

Упражнения для ораторов
ПРАКТИКУМ
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

80. Упражнение 1. Исправляем ошибки

• Ты с какого года
рождения?
• Сколько сейчас
времени?
• Которое место вы
заняли?
• В скольких метрах от
метро?
• Кто крайний?
• Как тебя звать?
09.09.2019
Я одела пальто
Я иду на день рождение
Классная была речь
Доброго времени суток!
Прейскурант цен на столе
Писатель описывает
события
• Первый дебют актрисы
• Льет проливной дождь
©Ольга Бурмистрова

81. Упражнение 2

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
09.09.2019
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
©Ольга Бурмистрова

82. Упражнение 3

- Брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; надо колпак
переколпаковать, выколпаковать.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен
ассимилировавшимся в Константинополе.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Яшма в замше замшела.
09.09.2019
- Шла Саша по
шоссе
и сосала сушку.
©Ольга
Бурмистрова

83. Упражнение 4


Добыл бобов бобыль.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
Ткет ткач ткани на платки кокетке Тане.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и
про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпорудчика и про
подпорудчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а
про подпрапорщицу промолчал.
• На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
• На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова
выдворить обратно на дровяной двор.
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова

84. Упражнение 5

«Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала
темные купола, кресты Ново-Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной
траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в
лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал
звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с
востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль,
и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им
чувство радости и крепости жизни.
И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в
нем по мере того, как увеличивались трудности его положения.
Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в
Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о
нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему
оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал
офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая
гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с
своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать,
представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства
его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то
стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, –
здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что
09.09.2019
©Ольга Бурмистрова
этот взгляд обязывал его».
English     Русский Правила