7.96M
Категория: КультурологияКультурология

Народы России и их Новый Год

1.

2.


Якутия ассоциируется со снегом и вечной зимой. Вот где, казалось бы,
Новый год — главный зимний праздник. Но — сюрприз! — новый год в
Якутии встречают летом.
Празднуют Ысыах в день летнего солнцестояния – 21 июня. Якуты делят
год на две половины, и на это время приходится водораздел – одна
сменяет другую, старое уступает новому.
На празднике Ысыах, как и в жизни, присутствуют все важные элементы
якутской жизни – огонь, лошади, солнце, традиции, танец, природа.
Следить за тем, как они переплетаются и взаимодействуют между собой
и людьми – больше, чем просто интересно, это волшебно.

3.


Сагаалган (другие названия — Шагаа, Цагалган или Цаган Сар) — один из наиболее
известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к началу Нового
года по старинному монгольскому лунному календарю.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы
на период между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние
по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно
высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических
исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд
очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека
"выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его
совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.

4.


Год для чувашей начинается со старинного народного новогоднего праздника - Сурхури,
который обычно празднуют целую неделю. После принятия христианства, этот
национальный праздник нового года совпал по времени со Святками – неделей от
Рождества и продолжается до Крещения. Во время празднования Сурхури устраивают
новогодние гадания, песни, танцы, игры. Важной частью Сурхури также считается
проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в новом году.
Девушки в эту ночь собираются и гадают на суженого. Будущие невесты вносят в
дом курицу и опускают на пол. Если курица клюнет зерно, монету или соль - то быть в
будущем богатой, если курица клюнет уголь - быть бедной, если песок - то муж будет
плешивым.
Когда празднуется Сурхури, парни и девушки ходят по деревне, стучатся в окна, и
спрашивают имена своих будущих жен и мужей «ман карчǎк кам?» (кто моя старуха),
«ман старик кам?» (кто мой старик?), а хозяева дома в ответ называют имена.

5.


Новогодние празднования у мордвы длились более 10 дней. В этот период люди
совершали праздничные обряды в честь богинь рода, двора, дома и семьи.
Празднования Нового года проходили в Киштимань кудо (Танцевальных домах).
Хозяева украшали свои жилища и приглашали гостей на праздник. Чем больше людей
придет в Киштимань кудо, тем лучше будет следующий год.
После застолья гости танцевали, а музыку для танцев играли на старинных
инструментах: фам, нюди и гарзи.
Большое значение в праздновании придавалось играм, ряжениям и гаданиям. Для
гаданий выбирались места, где обитают духи: баня, хлев, чердак, сени, а также места,
служащие пограничным пространством между мирами: ворота, колодцы и проруби,
перекрестки. У божеств и духов интересовались о том, что ожидает каждого в
предстоящем году.

6.


Татарский Новый год - Навруз, уходящий корнями в языческие времена, сначала
праздновали весной во время весеннего равноденствия, с ним связано появление
земледельческого календаря. Перед праздником люди убирали свои дома, отдавали
долги, стирали одежду, особенно детскую, так как считалось, что дети очень
восприимчивы к сглазу. Также было принято кормить птиц. Выпекали печенье в форма
пташек, а затем крошили его птицам.
Члены семьи, одетые в новые одежды, собирались за праздничным столом, где
ставили зеркало и свечи, которые нельзя тушить, они должны были сами полностью
догореть. Алкоголь на праздничном столе, как правило отсутствует, так как немало
татар придерживаются норм ислама.
Люди традиционно отмечают Новый год в кругу семьи и после звона курантов
посещают родственников, друзей, соседей со сладким угощением "Чак-чак" - кусочки
теста в меде, как своеобразное пожелание богатой и сладкой жизни.

7.


Период зимних праздников у карелов, начиная Рождеством Христовым и заканчивая
Крещением Господнем, назывался "сюндума". Немаловажное значение имел первый
день Нового года и Рождества. По событиям этого дня определяли, каким будет год.
Перед Новым годом карелы убирали свои жилища, стирали одежду, мылись в бане.
В период новогодних и рождественских праздников запрещалось что-либо давать из
дома, так как это сулило убытки. Кроме того, считалось, что если первым гостем в этот
день будет пожилой мужчина, особенно с бородой, то в семье будет достаток, а если
придет женщина, это воспринималось как плохой знак.
Люди всячески старались избегать визита нежелательного первого гостя: прогоняли
метлой, ругали, запирали двери, а женщины в первый день Нового года и Рождества
находились дома.
Хозяйки старались как следует запастись водой из колодца, поскольку она была
символом достатка в молочных продуктах.

8.


Прежде у осетин было принято встречать Новый год - "Ног Бон" в ночь с тринадцатого
на четырнадцатое января. Эта ночь считалась началом нового календарного года.
Перед Новым годом люди убирали свои дома и занимались другими хозяйственными
делами. После обеда все работы прекращались, и наступало время проведения
праздничных обрядов.
Чтобы защитить свой дом от злых сил, осетины вешали колючки над входной дверью и
в месте хранения продуктов для ритуальных блюд. Во всех местах дома втыкали гвозди
и другие острые предметы, а возле входа в дом ножом чертили круг. После
наступления темноты хозяйка дома молча и незаметно на входной двери рисовала
маслом крест, как символ благодати и защиты.
Утром первый гость, посетивший дом, рассыпал зерна пшеницы, кукурузы, солому с
благими пожеланиями в Новом году.
С советских времен осетины празднуют Новый год, как и по всей России, 1 января.

9.


Эвенкийский Новый год — Мучун — справляют в начале июня. Само название
праздника дословном переводе означает «время, когда земля обновляется,
переодевается, зеленеет». Мучун праздновали с давних времен, и ранее начало
праздника выпадало на февраль-март.
Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Традиционный эвенский
праздник встречи нового солнца называется Хэбденек (в переводе «веселье»).
В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают
священный костёр, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья
завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно
сбудется в новом году. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами
открываются двери, что даёт человеку возможность донести до духов свои просьбы.
По традиции эвенки водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая
новое.

10.


Хозяйки заранее приглашают гостей, составляют меню и закупают продукты для
праздничных блюд.
За несколько недель до праздника по телевизору начинается показ старых, всеми
любимых, новогодних кинокартин: «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С
легким паром!», «Чародеи», «Девчата». Люди с удовольствием просматривают эти
фильмы из года в год и уже разобрали их на цитаты.
Россияне верят в примету: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!». В
преддверии праздника они стараются завершить все важные дела, раздать долги,
простить обиды. Люди заранее приобретают праздничный наряд. Считается, что тот, кто
встретит наступающий год в новой красивой одежде, проведет его в обновках.
Празднование Нового года начинается вечером 31 декабря. Хозяева дома и их гости
собираются за роскошным столом и провожают уходящий год. В 00 часов и 00 минут
под бой курантов они пьют шампанское, смотрят по телевидению новогоднее
обращение президента, поздравляют друг друга и загадывают желание.

11.


Любимая традиция армян – встреча Нового года в кругу самых близких родственников.
Хозяйки заранее запасаются лучшими продуктами и деликатесами к праздничному
столу. Приглашенные гости приносят в дом орехи, которые разбрасывают по полу.
Такой обряд является пожеланием благополучия и процветания. Перед праздничным
ужином каждый присутствующий съедает по ложке меда, что символизирует счастье и
радость.
В канун Нового года армянские хозяйки выпекают традиционный хлеб – гату, который
украшают фигурками в виде животных или храмов. Домашний хлеб символизирует
плодородие. У армян есть примета, что перед Новым годом брать хлеб в долг – плохой
знак.
На праздничном столе можно увидеть разнообразие колоритных блюд: бастурму
(вяленая говяжья вырезка), пасуц толму (голубцы с рисом), кари-кюфта (отбивная
парная телятина). На десерт в армянских домах подают свежие фрукты и национальные
сладости: анушапур (суп с сухофруктами), пахлаву с грецкими орехами, хапаму (тыква,
фаршированная рисом, орехами, сухофруктами и медом). Главы семейств произносят
традиционные тосты за бокалами вина или коньяка.

12.


Цыганский Новый год, более известный как Банго Васил, Банго Васили или Васильев
день, называемый еще Василица. Его встречают в то же время,когда в России
празднуется старый Новый год - 13 и 14 января, но он продлеавается еще на 15-е.
Этот день связан с несколькими цыганскими легендами. По первой, Банго Василь - это
Святой Василий - заступник и защитник цыган .
Он восстанавливает мост по которому переходили ромы, разрушенный Дьяволом или
Богом, и спасает утопающих цыган.
Согласно второй легенде, Банго Василий - "историческая" личность. Хромой пастух,
который спас утопающего цыганского ребенка, или спрятал цыгана от погони.
По еще одной легенде, седовласый святой Василий спас цыганскую семью в бушующем
море, послав стадо гусей, с помощью которых цыгане благополучно перебрались на
противоположный берег.
С тех пор цыгане особо почитают своего защитника. Надо заметить, что 14 января память святителя и богослова Василия Великого, архиепископа Кесарии
Каппадокийского чтут не только цыгане.

13.


По древним традициям год у вепсов начинался с многодневного праздничного периода
зимнего солнцестояния. Этот период (святки) имел твёрдые границы – с Рождества
Христова до Крещения. В начале XVIII в. по указу Петра I началом года по официальному
календарю стало 1 января.
Вепсы справляют Новый год весело и хлебосольно, с особым народным колоритом.
Начинают праздновать уже 22 декабря. Самый короткий в году световой день для них
— повод пообщаться с таинственными духами, лесными или речными,
нашептывающими весть о новой реальности, сменяющей прошлогоднюю. С точки
зрения потомков заповедной веси, декабрь и январь — время менять жизнь и самим
меняться. Конечно же, в лучшую сторону.
Первый гость — бородатый старик
Малые коренные народы Ленобласти (вепсы, ижора, тихвинские карелы,
ингерманландцы, водь) — приверженцы солнечного календаря. Основным ориентиром
для них испокон веков было солнце.

14.


Свой Новый год ханты и манси отмечают весной с прилетом вороны. И все же
новогодние праздники в Центре малочисленных народов Севера проводятся в декабре.
Героями сказок становятся лесные жители Югры. Программа новогодних утренников
меняется каждый год. Но одно остается неизменным - в сценарий включается
традиционный северный фольклор, а новогодний декор дополняют национальные
узоры.
Народы ханты и манси празднуют отдельно наступление каждого времени года, с
различными обрядами. Приход зимы у этих народов праздновался с появлением
первого снега. Была традиция наряжать ёлку прямо в лесу. Её украшали игрушками из
бересты и бусами. Также накрывался праздничный стол, на который выставляли всё
самое вкусное. Чуть ранее празднование Нового года происходит у остяков. Это неделя
между 14 и 21 октября.

15.


В день зимнего солнцестояния, с 21 на 22 декабря празднуют Новый год чукчи. Этот
национальный праздник называют Пэгытти, что в переводе с чукотское означает
«пёстрое скопление». Название праздник получил по имени ритуальной звезды,
которая в традиционной астрологии является Альтаиром в созвездии Орла. Поэтому
восхождение этой звезды для чукчей символизирует начало Нового года, так как с этого
момента прирастает световой день.
Праздничный огонь в этот день разжигался с помощью священной «огнивой» доски.
Она символизирует домашний очаг. И конечно, вокруг костра чукчи устраивали танцы и
пели песни, желая добра и света. По традиции этот праздник нужно встречать с
хорошими мыслями, чтобы год был удачным.
Чукотка – это вполне современный регион. Поэтому 31 декабря большинство жителей
собираются за праздничным столом точно также, как это делают в других регионах
России

16.


Новый год по календарю поморов наступает 14 сентября. Этот день знаменуется
началом Маргаритинской ярмарки, праздничным шествием поморских лоцманов —
«вожей», зажжением праздничного Маяка счастья и фейерверком в честь Поморского
Нового года.
Одним из наиболее ярких событий праздника является зажжение новогоднего
плавучего Маяка. Под звуки колокола процессия поморских вожжей, окруженная
факельщиками, направится к Северной Двине, а колокольный звон известит горожан
о начале церемонии проводов старого года. Когда на водной глади напротив мыса Пурнаволок у корабельной пристани Архангельска вспыхивал зажженный вожжами маяк,
с берега гремел пушечный выстрел — это означало, что пришла осень и наступил
Поморский Hовый год.

17.


Адыги праздновали новый год 22 марта. Этот день является днем весеннего
равноденствия, т. е. продолжительность дня и ночи сравниваются. Также этот день
считается днем, когда оживает природа, когда в растениях начинается движение соков,
оживает земля. Для народа, чья жизнь была тесно связано с землей, с природой это
был важный, переломный момент.
Наступление нового года именно в этот период у адыгов ассоциируется с победой
светлых сил над темными.
Празднование Нового года у адыгов сопровождалось обрядами жертвоприношения
черной курицы, черного барашка, черного бычка, которые как бы олицетворяли собой
тьму и нечисть. По народному поверью, такое жертвоприношение символизировало
победу светлых сил над темными.
Обряд начинается с произнесения древнего гимна – ИлъэсыщIэ хъуэхъу.
English     Русский Правила