2.63M
Категория: ИсторияИстория

Духовная музыка в православном храме

1.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новокурская средняя общеобразовательная школа»
Духовная музыка
в православном храме
Новокурск 2015 г.

2.

Содержание
Введение
Храмы на Руси
Знаменный распев и крюковая нотация, как основа
русского православного церковного пения
Церковно - певческое искусство
Азбука певческая XIX в
Церковное творчество великих русских композиторов
Благовест и трезвон
Царь – колокол
Ростовские звоны
Вывод
Список литературы

3.

1. Введение
Духовная музыка –
это музыка,
связанная с
текстами
религиозного
содержания, и
предназначенная
для исполнения во
время
богослужения и в
быту.
вперед
к содержанию
назад

4.

2. Храм – дом Божий
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь
народа.
Все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно –
нравственное состояние общества.
Для православного человека храм- всегда особое,
святое место. « В храме стояще славы Твоея, на
небеси стояти мним», - говориться в одной церковной
молитве(т.е., находясь в храме, мы находимся как на
небе).
И действительно, купола православных храмов всегда
устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении
храма в православной культуре России.
.
вперед
к содержанию
назад

5.

Преображенская церковь г. Абакан

6.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 14751479гг. Москва, Кремль

7.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
1484-1489 гг. Москва, Кремль

8.

Архангельский собор. 1505-1508 гг. Москва,
Кремль

9.

Православная культура России
Православная культура России
имеет уже более чем
тысячелетнюю историю.
В 1862 году Россия отмечала
1000-летие своей
государственности, а в 1988 году
весь христианский мир
праздновал 1000-летие Крещения
Руси.
вперед
к содержанию
назад

10.

3. Знаменный распев и крюковая нотация, как
основа русского православного церковного пения
Церковная музыка - это зеркало, отражающее
внутреннюю жизнь данной Церкви - ее учение и
порождаемые им религиозные переживания всего
общества в целом. Каждый член Церкви, взятый в
отдельности, потому и есть ее член, что он исповедует
веру церковную, молится церковно и вообще живет
духовной жизнью своей Церкви.
Духовная культура – мир красоты и гармонии.
Возвышенность, строгость, величественность, красота
храмов, фресок, икон, живописи, музыки. Духовная
культура – древняя культура народа, связанная с его
бытом, историей, всем жизненным укладом.
Нравственные и художественные ценности церковного
искусства. Иконопись. Церковное пение.
вперед
к содержанию
назад

11.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец.
Икона. 1988 г.

12.

Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев.
Икона. 1410-е гг.

13.

4. Церковно - певческое искусство
Пластика и ритм движений
священнослужащих,
например при каждении, об
игре и переливах складок
драгоценных тканей, о
благовониях, об особых
огненных провеиваниях
атмосферы, ионизированной
тысячами огней. Синтез
храмового действа не
ограничивается только
сферой изобразительных
искусств, но вовлекает в свой
круг искусство вокальное и
поэзию, — поэзию всех
видов, сам являясь в
плоскости эстетики —
музыкальною драмой.
вперед
к содержанию
назад

14.

5. Азбука певческая XIX в.
От слова «знамение» (‘знак’) получил
свое название и древнейший русский
распев — знаменный, то есть
записанный «знамениями». «Словарь»
знаменного письма насчитывал около
80 знаков! Одним из наиболее
употребительных знаков в
древнерусской нотации стал «крюк».
По его названию и все письмо
получило название крюкового.
вперед
к содержанию
назад

15.

6. церковное творчество великих
русских композиторов
Божественная литургия
Великие русские композиторы XIX — начала XX веков
посещали церковные службы, и церковное пение нередко
вызывало у них творческий отклик и вдохновение. Свои силы
в церковном песнотворчестве пробовали М.А. Балакирев,
Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов и
многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные
песнопения из главной православной службы — Литургии —
писали Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев и др. Но
именно П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную,
законченную музыкальную композицию, охватывающую все
песнопения, составляющие Литургию.
Литургия П. Чайковского, А. Никольского, К. Шведова.
Литургия и всенощная - главные церковные службы
образующие суточный круг. Прослушивание обиходных
распевов всенощной и литургии.
Божественная литургия, совершаемая в «день после
субботы» и символизирующая одновременно первый и
последний день творения, или «восьмой день». (По-русски
этот день – «воскресенье»).
вперед
к содержанию
назад

16.

Кафедральный собор во Имя Святой
Живоначальной Троицы, г. Псков. Праздник
Святой Живоначальной Троицы.

17.

Воскресение. Икона

18.

Тайная вечеря. Симон Ушаков. Икона. 1685 г.

19.

7.Колокольный звон
В православной культуре России исключительно важное
место занимает колокольный церковный звон. Россия
создала уникальную традицию колокольных звонов, а
колокололитейным ремеслом русские мастера
прославились на весь мир.
вперед
к содержанию
Виды колокольного звона
Благовест – равномерный звон.
Набат – тревожный сигнал о бедствии.
Трезвон – во все колокола.
Перезвон – поочерёдно в каждый колокол.
назад

20.

Колокольни соборов Московского Кремля

21.

Праздничный трезвон в Пюхтицком монастыре

22.

8. Царь – колокол.

23.

9. Ростовские звоны.
Над Великим моим Ростовом Колокольный вечерний звон. Где ты,
детство мое босое, —
Вязы, ясени, бересклет… — Слышишь, колоколу Сысою Исполняется
триста лет.
Предвечерним зеленым часом, Доставая издалека, Говорил он со мною
басом
На окраине городка. Созывал он своих ростовцев И на радость, и на беду.
А потом от себя отрекся, Задохнулся на холоду. Замолчал на полвека с
лишним,
Как оборванный замолчал, Только душу мою, мальчишью, Иногда будил
по ночам.
…В век беспамятный, некрещеный, Поражая своей красой,
Возвращенный, живой, прощенный…
Вновь очнулся старик Сысой. Звуки светлые и густые, Напоенные
стариной, Вновь проносятся над Россией, Замирая в глуши лесной.
Через заросли повилики, Через смолкнувшие века
Снова слышит Ростов Великий Голос вещего старика.
Л.Н. Ошанин
вперед
к содержанию
назад

24.

Особо чтимые образы Божьей
матери
Образ Девы Марии в
«Евангелии». Почитание Девы
Марии на Руси. Отражение в
живописи образа Девы Марии и
воплощение в музыки молитвы
Ф. Шубета «Богородица,
радуйся, Мария…». Иконы
Владимирской, Казанской и
Донской Божией Матери.
вперед
к содержанию
назад

25.

Владимирская икона Божией Матери. XII в.

26.

Казанская икона Божией Матери. Вторая
половина XVII в.

27.

Донская икона Божией Матери. Конец XIV в.

28.

29.

10. Вывод.
Православную культуру России можно
назвать святой культурой. Ее
всегда характеризовали такие
черты, как жертвенность и
сострадание, милосердие и
благотворительность, доброта и
красота душевная. К такому идеалу
всегда призывала русская
классическая литература, русское
изобразительное искусство,
музыкальное и все другие виды
творчества, пронизанные верой в
то, что красота спасет мир.
к содержанию

30.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Гладышевский А.Н к истории христианства в Хакасии. –
Абакан 2004.
Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. – М., 1975.
Грубер Р. История музыкальной культуры. – т. 2. – М.,
1959.
Икона. История искусства для детей. – М., 2002.
История русской музыки /Под ред. А. Кандинского. – М,
1972., Т.1.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
Религия мира. Энциклопедия для детей. Т. 6,Ч. 2 – М.,
2002.
Рукова С.А. Беседы о церковном пении. – М., 1999.
Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. - М.,
1971.
Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. – М., 1993.
В.В. Московские колокольные звоны и Царь-колокол //
Колокола Росси: Автор-сост. В.В. Мишин.– М., 1995.
к содержанию
English     Русский Правила