Хельми Ивановна Мальми
Клуб бумажников в 30- годы
Детские годы в Санкт-Петербурге
Библиотека и балет
Фото из архива музея школы №1. Фотоальбом Лиды Горевановой, выпускницы 1941 г.
Фото из архива музея школы №1
Балеты и спектакли
Балет «Ледяной дом» в Летнем саду г. Петрозаводска 6.07.1935 г.
Декада карельского искусства в Ленинграде 1937 г. Всесоюзный фестиваль народного танца в Москве 1936
«Когда закончится травля тов. Мальми» \Новая Кондопога, 1937, 5 июля\
Танцевальный коллектив
Репрессии в Кондопоге
Виола Мальми в по приглашению Н.А.Бронзовой и С.И.Борис побывала в школе №1 г. Кондопоги.
Война
Участники концерта «Искусство – фронту», военный Беломорск, 1942. В первом ряду вторая справа – Хельми Мальми.
Синикка КОСТИНА (МАЛЬМИ) вспоминала:
Личный листок по учету кадров Мальми Хельми Ивановны
Ф.Р2150. Оп. 4. Св.4. Д. 219. 1943 год. Личное дело Мальми Хельми Ивановны на 7 л. Л. 5 Характеристика.
«Кантеле»
Эскизы финских костюмов к танцу «Летка-Йенька». Автор – Хельми Мальми. Из архивов ансамбля «Кантеле»
Из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»:
Олимпиада 1952 года, Хельсинки
«Karjala» («Карьяла»)
Пригласительный билет на творческий вечер, посвященный 70-летию со дня рождения Заслуженной артистки Карельской АССР,
70-летний юбилей Хельми Мальми 12 июня 1981 г. в Финском драматическом театре
От лица коллектива ансамбля «Кантеле» в год 70-летнего юбилея Х. Мальми было направлено очень трогательное и душевное
17.76M
Категория: БиографииБиографии

Хельми Мальми - жемчужина карельского танца

1.

Хельми Мальми жемчужина карельского танца
/1911-1990/

2. Хельми Ивановна Мальми

Заслуженная артистка Карельской АССР,
балерина, балетмейстер,
создатель национальной хореографии финнов-ингерманландцев,
постановщик финских и карельских танцев,
целая эпоха в развитии народного танца Карелии и в жизни ансамбля
«Кантеле».
создала хореографический ансамбль «Karjala».
«Балетмейстер с фантазией художника», «удивительная Хельми»,
«талантливая Хельми», «гениальная Хельми» - называли ее позже, когда
она работала в Петрозаводске. Но начинала она в клубе бумажников, и
признание, как самобытный постановщик финских и карельских
танцев, получила, работая в Кондопоге.

3. Клуб бумажников в 30- годы

Хельми Мальми прибыла в Кондопогу в 1929 году. В этом году закончилось строительство
первой очереди. В январе введена в строй Кондопожская ГЭС, в июне бумажная фабрика. Это
было начало нового этапа.
в 1929 году построили новый клуб на месте старого, приспособленного из пожарного сарая.
При клубе была организована библиотека, имевшая более 1 тысячи книг на русском и
финском языках, выписывалось множество периодических изданий.
Библиотекарем в ней начинала Хельми Мальми.

4. Детские годы в Санкт-Петербурге

Хельми Мальми приехала на кондопожское строительство из
Ленинграда.
Она родилась в 1911 году в Петербурге в семье рабочего
железнодорожника, в 1924 году окончила школу для детей ж/д на
финском языке, в Кондопоге - вечернюю школу.
С 11 лет посещала танцевальный кружок в клубе «Красный путь». Там же
Хельми осуществила первые постановки финских народных танцев.
Ее дочь Виола Мальми вспоминала: «Дядя был в Мариинском театре
балетмейстером. Он, видимо, вложил божью искорку, раскрыл ее талант.
Сколько мама себя помнила, она всегда была в гуще танцевальных
событий. Будучи маленькой, она уже и ставила танцы, и собирала
коллективы».

5. Библиотека и балет

Х. Мальми совмещала работу в библиотеке клуба бумажников с
занятиями хореографией.
В 1930-е годы окончила курсы постановки характерного танца,
преподавателей танцев в городе Ленинграде.
Первый балетный кружок Хельми Мальми организовала 1 декабря
1934 года. Через полгода в нем танцевали уже 35 человек, большинство
участников – молодые работники бумажной фабрики.
В марте 1936 года Хельми Мальми открыла школу изучения бальных
танцев, чтобы научить всех желающих правильно танцевать вальс,
фокстрот, танго, польку, мазурку и другие танцы.
«Наша молодежь много танцует, но большей частью неправильно и
наша школа задалась целью научить этому искусству всех желающих».
(Х.Мальми)
При балетном кружке была и группа учащихся школы.
Хельми сама ставила танцы, придумывала костюмы и делала их.

6. Фото из архива музея школы №1. Фотоальбом Лиды Горевановой, выпускницы 1941 г.

7. Фото из архива музея школы №1

8. Балеты и спектакли

Хельми Мальми ставила не только танцы, но и целые хореографические
спектакли и балеты.
Так в 30-х годах был поставлен балет «Ледяной дом» по либретто и в
постановке Х. Мальми. Музыку к балету подобрал известный тогда в Карелии
музыкант и хормейстер Иван Шнейдер. Под его управлением эта музыка
исполнялась самодеятельным оркестром кондопожского Дома культуры.
Затем Хельми Мальми поставила вместе с артистами-любителями еще один
хореографический спектакль – «Цыганский табор». Эта постановка была
осуществлена под впечатлением от реального цыганского табора, кочевавшего в
то время под Кондопогой.
В духе времени была поставлена балетная пантомима «Узница», посвященная
политической борьбе пролетариата против своих эксплуататоров, и постановка
под названием «Гарем», о борьбе женщин за свои права.
В этот период балетмейстер поставила музыкально-хореографическую картину
«Женихи».

9. Балет «Ледяной дом» в Летнем саду г. Петрозаводска 6.07.1935 г.

10.

Смотры, конкурсы, олимпиады
художественной самодеятельности
Танцевальный коллектив под руководством Хельми Мальми выступал на всех
праздниках в клубе бумажников, на стадионе, принимал участие во всех смотрах
и конкурсах поселка и района, республики.
В августе 1936 года в летнем театре состоялся смотр художественной
самодеятельности Кондопожского района.
Всего в смотре участвовало около 200 человек: Финский музыкально-вокальный
коллектив Кондопожского комбината по руководством
Х. Мальми, состоящий из 40 человек, исполнил несколько танцев: «Финский
национальный», «Русский», «Цыганский» и «Матлет». Жюри смотра этому
коллективу присудило 1 место.

11. Декада карельского искусства в Ленинграде 1937 г. Всесоюзный фестиваль народного танца в Москве 1936

Танцевальный коллектив был выдвинут на Всесоюзный фестиваль народного
танца в Москве в конце 1936 года. Кружковцы - исполнили финские
национальные танцы «Koiviston polkka» («Полька Койвисто»). «Saaristojat pojat»
(«Парни с острова»), «Сампо» .
Получила признание во время Декады Карельского искусства в Ленинграде в
1937 г. с авторскими танцами: «Saaristojat pojat» («Парни с острова»), «
Koiviston polkka» («Полька Койвисто»), «Танец молодых бычков», «Пойду
ль я, выйду ль я».
На заключительном концерте музыкально-хоровая картинка «Женихи» и
финская плясовая «Сааристон поят» по требованию публики были повторены на
«бис».
Постановки Хельми Мальми понравились не только зрителям, но и
специалистам, и она была приглашена в Ленинград, в Театр юного зрителя для
постановки танцев в одном из спектаклей, а затем в Москву, где в ансамбле песни
и пляски Центрального дома детей ж/д разучивала с юными исполнителями
карельские и финские танцы.

12. «Когда закончится травля тов. Мальми» \Новая Кондопога, 1937, 5 июля\

Т. Мальми – руководитель ансамбля национального танца, получила высокую оценку своей
работы во время декады Карельского искусства в Ленинграде.
Ленинградский комитет по делам искусства высоко оценив работу ансамбля, пригласил т.
Мальми для работы над постановками национальных танцев в ленинградских театрах, в частности в
театре юных зрителей.
Месяц тому назад т. Мальми по приглашению театра поехала в Ленинград на постановку танцев и,
возвратившись обратно в Кондопогу, встретила недружелюбное отношение со стороны зав. клубом
бумажников т. Сильфорс и председателя фабкома Юхова.
Вместо того чтобы создать т. Мальми все условия для подлинной творческой работы, зав. клубом
Сильфорс и председатель фабкома Юхов стали на путь травли, они удержали с зарплаты т.
Мальми 150 руб. за поездку в Ленинград, сочтя эту поездку за прогул.
Когда т. Мальми протестовала и жаловалась в партком на незаконное действие фабкома, то и там
прошли мимо этого совершенно хладнокровно. И только по настоянию райисполкома, фабком
уплатил, причитающуюся зарплату. При этом секретарь парткома комбината т. Акимов пытался
оправдать чиновничье отношение председателя профкома Юхова, договорился до того, что
Мальми не представляет большой ценности.
Эти факты должны быть предметом разбирательства бюро райкома ВКП(б).

13. Танцевальный коллектив

1-й рядТюне Сильфорс, зав.клубом
Вяйно Мянтула, скрипач
Хельми Карху, пианистка
2-й ряд –
Хельми Мальми,
Хельга Карьялайнен,
Санни Францас,
Эльза Хямяляйнен,
3-й ряд –
Матти Кярккяйнен,
Калле Сильфорс,
Калле Массинен,
Эйнар Рунделин

14. Репрессии в Кондопоге

В середине 30-х годов
начинаются репрессии.
Трагичной оказалась
судьба финской диаспоры
в Карелии в годы
сталинского террора.

15. Виола Мальми в по приглашению Н.А.Бронзовой и С.И.Борис побывала в школе №1 г. Кондопоги.

-«Маму, кстати, тоже забирали. Избили, так что мама всю жизнь болела астмой,
после этого.
- Да, ее здесь забрали в Кондопоге и отвели, здесь где-то была милиция, вот туда.
Ее били в подвальном помещении. И бабушка, говорят, повела меня и мою
сестру, привела под окно. И мы плакали с этой стороны, а мама плакала там. И,
наконец, она привела нас, так бабушка рассказывала, туда и сказала: «Мне их
кормить нечем, забрали мать, заберите детей, куда мне они, они мне не нужны».
И маму выпустили избитую, измученную, ну конечно, со всякими бумажками,
что она никогда и ничего, и мама действительно никогда и ничего не
рассказывала, просто перед смертью рассказала, как это было. Она рассказывала
что, когда она шла по коридору, встретилась очень хорошая знакомая, я помню,
она фамилию называла, но это неважно. Эта женщина сказала: «Хельми,
подпиши все, ибо тебя убьют. Подпиши все». Действительно, ее убили, эту
женщину убили. Мама говорила: «Что не подсунут, я все подписывала, сколько
смертных приговоров может быть. Я всю жизнь каюсь, что вот так пришлось
поступить, кого я подвела, кого после этого посадили, кого взяли. Там просто
заставляли друг на друга».

16. Война

В военные годы, уверенная, что ее семья погибла
на взорванной финнами барже, Хельми просится
на фронт.
Ее призывают в ряды Красной Армии в качестве
балетмейстера и балерины.
Она была артисткой фронтового эстрадного
театра и со своим партнером С.Кяргиным
выступала перед воинами Карельского и
Ленинградского фронтов.
«Помню ее капризную озорную девчонку в «Кофейной
польке», которую она мастерски танцевала с Семеном
Кяргиным», – вспоминал Максим Гаврилов.
Ряд танцев был создан под впечатлением:
традиционных полек с их специфическим
ритмом под характерный, так называемый
«заячий» шаг : «Кондопожская полька» и др.

17. Участники концерта «Искусство – фронту», военный Беломорск, 1942. В первом ряду вторая справа – Хельми Мальми.

18. Синикка КОСТИНА (МАЛЬМИ) вспоминала:

«Моя мама, Хельми Ивановна Мальми, рассказывала нам с
сестрой о войне и о концертах, с которыми она выступала
перед бойцами. Два года она была во фронтовом эстрадном
театре, который дал 1800 концертов на передовой.
Мама много танцевала на сцене. Один из ее любимых номеров
— цыганский танец. Еще до войны ходила в табор и училась
там. А на фронте она танцевала его перед бойцами.
Спустя годы в Финляндии разговорилась с финном. Тот
рассказал, что был «кукушкой» и однажды увидел из своей
засады, как красиво танцевала девушка цыганский танец.
Отложил оружие, любовался.
— Так это же я была, — призналась мама.
Так что там, где танцуют, не до войны».

19. Личный листок по учету кадров Мальми Хельми Ивановны

Год рожд.
1911.
Место рождения
г.Ленинград.
Национальность
финка. Соц. происхождение
рабочий.
Основное занятие родителей железнодорожник до революции,
после революции – машинист.
Член профсоюза – союз рабочих и служащих с 1930 г.
Образование – среднее.
1920-1928 - окончила школу ж/д на финском языке г. Ленинграда
1929- 27.01.1941 – библиотекарь и руководитель танцевальной группы художественной
самодеятельности при ДК бумажников бумкомбината им. Кирова.
1941 28.01 – Гос. Финский муз-драм. Театр, балетмейстер.
1941 29.08
Ведомство –Комитет по делам искусств при СНК КФССР.
1941 1.09 - 1941 15.11– Респ. театр музкомедии – солистка балета и постановщик танцев.
1941 16.11 Фронтовая бригада при управлении комитета по делам искусств КФССР,
г. Беломорск.
1942 1.05 Балетмейстер и солистка ансамбля «Кантеле» г. Беломорск
27 августа 1943 г.
подпись Мальми.
Зарплата – 800 рублей в мес., как балетмейстер, 400 руб. как солистка танцевальной группы ансамбля.

20. Ф.Р2150. Оп. 4. Св.4. Д. 219. 1943 год. Личное дело Мальми Хельми Ивановны на 7 л. Л. 5 Характеристика.

С 1929 года работает в Карело-Финской ССР.
Начав свою работу в г. Кондопога на бумкомбинате им. С.М.Кирова, Мальми организовала из состава
самодеятельности Дома культуры хореографический кружок, в котором впервые были показаны
массовые народные танцы.
Кружок ДК в 1936 году участвовал на Всесоюзном фестивале танца в г.Москва.
В 1937 году танцевальная группа была на декаде в г. Ленинграде.
Мальми по праву может считаться единственным постановщиком народных массовых танцев. Она
неоднократно была приглашена в Ленинград и Москву на постановку массовых танцев (ансамбль п/р
Дунаевского, Ленинградский ТЮЗ, Мюзикл-холл).
За время Отечественной войны Мальми провела очень большую работу по обслуживанию частей
Красной Армии. За 2 года войны она приняла участие свыше, чем 500 концертов. Была во
фронтовой бригаде, работая в ансамбле «Кантеле», проявила себя, как отличная работница,
отношение к работе замечательное, работать любит и может много.
В настоящее время Мальми работает на фронте во фронтовом эстрадном театре.
За проведенную большую работу считаю возможным награждение Мальми правительственной
наградой.
Директор ансамбля «Кантеле» :
/Озеров/

21. «Кантеле»

В 1942 году ее переводят из фронтовой бригады и зачисляют артисткой балета в
Государственный национальный ансамбль песни и танца «Кантеле». С этого года ее
судьба связана с ансамблем «Кантеле».
Хотя она ставила танцы в этом коллективе, начиная с 1938 года по приглашению
руководителя ансамбля песни и танца «Кантеле»
В. П. Гудкова. Вместе с В. И. Кононовым она создавала профессиональную
танцевальную группу коллектива и танцевала в ней сама.
Во время советско-финляндской войны (1940 г.) была танцовщицей ансамбля «Кантеле»,
призванного на фронт;
Хельми Ивановна поставила свыше 40 танцев .
К каждому из них создавала эскизы костюмов.
Эскизы костюмов Х.И.Мальми хранятся в ансамбле «Кантеле».

22. Эскизы финских костюмов к танцу «Летка-Йенька». Автор – Хельми Мальми. Из архивов ансамбля «Кантеле»

23. Из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»:

«…Хельми Ивановна – балетмейстер лирического склада. Но ее почерку присущи
народный юмор, игровое начало. В былые годы мне и самому доводилось исполнять
ее танцы, и делал я это с большим удовольствием».
Танец «Бой бычков», постановка Хельми Мальми. Конец 50-х

24. Олимпиада 1952 года, Хельсинки

В программе «Дружба народов», с
которой ансамбль народного танца
СССР под руководством Игоря
Моисеева выступал в 1952 году на
Олимпийских играх в Хельсинки,
Хельми Мальми поставила финскую
сюиту из пяти танцев.
На этой Олимпиаде впервые
приняла участие команда
спортсменов СССР

25. «Karjala» («Карьяла»)

В 1961 году она организовала танцевальный коллектив при
Петрозаводском городском Доме самодеятельности, который исполнял
народные карельские, финские, ингерманландские танцы.
Для этого коллектива Хельми Ивановна разработала и создала
практическую школу национальных финских и ингерманландских
танцев, восходящих к традиции пийрилеекк (танцами и
хореографическими играми в кругу). Эти постановки балетмейстер в
1991 г. описала в книге «Маленький хоровод», изданной на финском и
русском языках.
В 1971 году Х. И. Мальми передала руководство ансамблем своей дочери
Виоле Генриховне Мальми; позже ансамбль получил название «Karjala»
(«Карьяла»).

26. Пригласительный билет на творческий вечер, посвященный 70-летию со дня рождения Заслуженной артистки Карельской АССР,

балетмейстера Х.И.Мальми.
1981

27. 70-летний юбилей Хельми Мальми 12 июня 1981 г. в Финском драматическом театре

Хельми Мальми поздравляют коллеги
– Виллиам Халл, Сиркка Рикка,
театровед, заслуженный деятель
искусств Карелии Станислав
Колосенок, артисты ансамбля
«Кантеле» .

28. От лица коллектива ансамбля «Кантеле» в год 70-летнего юбилея Х. Мальми было направлено очень трогательное и душевное

поздравление:
«Дорогая Хельми Ивановна! Ваш талант, как
справедливо говорит на финском языке
Ваше имя, жемчужина национального
искусства нашей Карелии.
Ваши танцы искренни и грациозны, в них
есть юмор и задор, в них знание людей,
знание национальных черт, выявление
которых вдруг делает танец истинно
интернациональным. Вы — пример
трудолюбия, жизнерадостности и
безмерной любви к искусству».
English     Русский Правила