367.53K
Категория: РелигияРелигия

Девятый член Символа веры. Понятие о Церкви. Постоянное пребывание благодати Божией в Церкви

1.

"...братия оставили грехи свои и исследуют небесное…"
(Древний Патерик, 10:26)

2.

Девятый член Символа веры.
Понятие о Церкви. Постоянное пребывание
благодати Божией в Церкви.
Единство Церкви. Иисус Христос – Глава
Церкви.
Единство Церкви и существование различных
Поместных Церквей.

3.

ЦЕРКОВЬ как слово
«Происходит от зап.-герм. *kirika <…>
Источником герм. слов является греч.
κυρικόν из κυριακόν. » («господнее?»)
κύριος - Господь

4.

...столп и утверждение истины…
(1Тим.3:15)

5.

Церковь есть сообщество верных Богу

6.

250. Что такое Церковь?
Церковь есть Богом установленное общество
людей, соединённых православной верой,
законом Божиим, священноначалием и
Таинствами.
Пространный катехизис, 1823

7.

«Подчиненный перед лицом
начальствующим должен иметь вид лихой
и придурковатый, дабы разумением своим
не смущать начальство».
Из якобы указа Петра Великого

8.

Да оставит нечестивый путь свой и
беззаконник - помыслы свои, и да обратится
к Господу, и Он помилует его, и к Богу
нашему, ибо Он многомилостив.
Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои
выше путей ваших, и мысли Мои выше
мыслей ваших.
(Ис.55:7-9)

9.


Церковь Небесная
(Торжествующая)
Церковь странствующая
(воинствующая)

10.

279. Из каких источников мы узнаём, в чём
состоит долг повиновения Церкви?
Для того, чтобы исполнить долг повиновения
Церкви, нужно знать, что она требует от своих
чад. Это можно узнать из Священного
Писания, из правил святых апостолов, святых
Вселенских и Поместных Соборов, святых
отцов и их Церковных уставов.
Пространный катехизис, 1823

11.

«ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ» ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ
• СВ.ПИСАНИЕ
• БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ
• ДОГМАТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВСЕЛЕНСКИХ
СОБОРОВ
• ТРУДЫ СВЯТЫХ ОТЦОВ, ЖИТИЯ СВЯТЫХ
• КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ВСЕЛЕНСКИХ И
ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ
• БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
• КАТЕХИЗИСЫ, УЧЕБНИКИ
• …

12.

Кому было сказано:
Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца
и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я
заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века.
(Матф.28:20-19)?
Только 11-ти апостолам (и их преемникам)
Подразумеваются все уверовавшие, которые должны
действовать по дарованной им благодати: Вы - тело
Христово, и в отдельности - члены. И Бог поставил их в
церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования
исцелений, оказание помощи, управление, разные языки.
(1Кор.12:27,28; КАС=КБ)

13.

«Не должно ни у кого испрашивать о том, нужно ли
распространять славу Божию пишущею рукою, или
словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать
по мере сил своих и возможности. Талант надо
употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом
простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе
нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее
делание. <…>
Не надо забывать добродетель мужества».
Св.прав.Иоанн Кронштадтский. Дневник. 1863 год

14.

(О России) 18/31 июля 1904. <…> Простой народ <…> сделался
невежествен и груб до последней степени; служилый класс и
чиновничество <…> — поголовное самое бессовестное
казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний
класс — коллекция обезьян <…> духовенство, гнетомое
бедностью, еле содержит катихизис — до развития ли ему
христианских идеалов и освящения ими себя и других? <…> И
при всем том мы — самого высокого мнения о себе: мы
только истинные христиане, у нас только настоящее
просвещение, а там — мрак и гнилость; а сильны мы так, что
шапками всех забросаем... (5:119)
Равноап.Николай Японский. Дневник.

15.

ТИПИКО́Н (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч.
Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковнобогослужебная книга, устанавливающая порядок
православного богослужения или Богослужебный
устав, <…>, указаниями о совершениях храмовых
(престольных) праздников, правилами о постах,
монастырском общежитии, трапезе и о других
сторонах церковной, преимущественно
монастырской, жизни.
(варианты на Руси: Студийский до XIII века, затем – Иерусалимский=Саввы
Освященного)

16.

Византийский НОМОКАНОН (IX век), Кормчая
Книга (XIII-XIX века), Книга Правил (1839)
• «Апостольские правила» (IV век)
• Правила (каноны) Вселенских Соборов
• Каноны общепризнанных Поместных
Соборов
• Правила святых отцов (выдержки из
творений, обладающие канонической
значимостью)

17.

Протопресвитер ИОАНН МЕЙЕНДОРФ:
«Сами каноны не составляют какой-либо системы или
кодекса. Они тем не менее отражают последовательный
взгляд на церковь, на ее миссию и ее различные
служения; они также отражают эволюцию церковной
структуры – т.е. возрастание централизации в рамках
христианской Римской империи. Для Православной
Церкви сегодня только изначальное самопонимание
церкви обладает богословски нормативной
значимостью.
(продолжение следует)

18.

Таким образом, (1) те каноны, которые отражают
природу церкви как Тела Христова, сохраняют свою
неизменную ценность и сегодня, (2) другие же
каноны – если будет признано, что они были
обусловлены той исторической ситуацией, в
которой были приняты, - должны быть изменяемы
властью соборов, (3) остальные же просто выходят
из употребления.»
(продолжение следует)

19.

Таким образом, применение и истолкование
канонов возможно лишь в свете определенного
понимания природы церкви. Это богословское
измерение - основной критерий, позволяющий
различить, что неизменно в канонах, а что
представляет в них не более чем историческую
ценность».

20.

ἐκκλησία (117 стихов)
• Между тем одни кричали одно, а другие
другое, ибо собрание (ἐκκλησία) было
беспорядочное, и большая часть не знали,
зачем собрались. (Деян.19:32; Павел в
Эфесе)
• Я создам Церковь (ἐκκλησία) (Матф.16:18)
• И Ангелу Лаодикийской церкви (ἐκκλησία)
напиши (Откр.3:14)

21.

Не вы Меня избрали, но Я избрал
вас и поставил вас, чтобы вы
шли и плод приносили
(Иоан.15:16)

22.

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын
Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ:
блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и
кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на
небесах; 18 и Я говорю тебе: ты – Петр (πέτρος), и на
сем камне (πέτρα ) Я создам Церковь (ἐκκλησία) Мою, и
врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи
Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то
будет связано на небесах, и что разрешишь на земле,
то будет разрешено на небесах.
(Матф.16:16-19)

23.

ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою
«ТРОИЦКИЕ ЛИСТКИ ИГУМЕНА ПАНТЕЛЕИМОНА» : «Достойно
внимания, что из отцов и учителей Церкви, объяснявших слова Господа:
"на сем камне создам Церковь Мою...", сорок четыре говорят, что
слово камень относится не к личности апостола Петра, а к его
исповеданию и твердой вере; шестнадцать учат, что под словом камень
Спаситель разумел Самого Себя; восемь отцов говорят, что основанием
Церкви служат все апостолы <…>
Только семнадцать древних учителей-толковников слова Господа
относят к Петру, но они вовсе не дают им такого смысла, какой хотят
видеть в них католики: ни у одного из отцов нет и намека на то, что
апостол Петр есть исключительный наместник Христов на земле, <…>»

24.

…и дам тебе ключи Царства
Небесного: и что свяжешь на земле,
то будет связано на небесах, и что
разрешишь на земле, то будет
разрешено на небесах.
(Матф.16:16-19)

25.

Отвергающий Меня и не
принимающий слов Моих имеет
судью себе: слово, которое Я
говорил, оно будет судить его в
последний день.
(Иоан.12:48).

26.

ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ; +2017): «Словосочетание «связывать и разрешать»
(на современном русском языке «связывать и развязывать») известный образ власти «запрещать и разрешать». В иудействе так
обозначалась власть авторитетных учителей, определявших, что Закон
запрещает, а что разрешает. Теперь таким учительным авторитетом
Христос наделяет Петра, а вместе с ним и всех апостолов. Они будут нести
миру Евангелие, Слово Иисуса Христа, которое будет критерием
конечной участи человека: Отвергающий Меня и не принимающий слов
Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить
его в последний день. (Иоан.12:48). Носители этого судящего Слова –
апостолы. И потому им сказано: Кому простите грехи, тому
простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан.20:23). Вот что
значит «связывать и разрешать на земле».»
Евангелие от Матфея. Богословско-экзегетический комментарий. Том II.
Мф.13:1-28:20. - М.: Издательство ББИ, 2021. - 384 с. (с.88).

27.

Никео-Царьградский Символ Веры
9. Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν
καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν.
9. (веруем) Во едину (,)
Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.

28.

«Верую…»
«Вера – это необходимое условие любого
систематического знания, любой
осмысленной деятельности и любой
полноценной жизни».
Хаксли О. Вечная философия. М: АСТ, 2018. – 480 с.
(С.373).

29.

• Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы
надеемся, подтверждение того, чего мы не видим.
(Евр.11:1, КАС=КБ)
• Вера – это предзнание (А.Ф.ЛОСЕВ)
• Вера – знание в кредит (который нужно будет отдавать…)
(ХРИСТОС ЯННАРАС. «Вера Церкви»)
• Мать МАРИЯ (СКОБЦОВА): «Есть два способа жить:
совершенно законно и почтенно ходить по суше, — мерить,
взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда
нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время
верить. Мгновение безверия, — и начинаешь тонуть».

30.

Во едину(ю) … Церковь (Εἰς μίαν… Ἐκκλησίαν).
• …да будут все едино (Ин.17:21)
• одно Тело и один Дух, как вы и были призваны в
единой надежде вашего призвания; один
Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и
Отец всех. Который над всеми и чрез всех и во
всех. (Еф.4:4-6; КАС=КБ)

31.

Протопресв.А.ШМЕМАН: «…слово это («единая»)
определяет Церковь не извне, а изнутри. Это не
внешнее, а внутреннее, духовное ее определение. <…>
Все на земле разделяет людей, все - даже то, что
некоторых из них «объединяет», то есть нации,
убеждения, идеологии, вкусы и тому подобное. Грех
мира и его трагедия в том, что вся жизнь мира — это, на
глубине, война всех против всех — ради себя. И вот,
этому разделению Христос противополагает единство.
Единство, прежде всего, с Богом, единство свыше. Чем
ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу.»

32.

Из статьи диакона ЭНДО ТОМИО в журнале «Сэйкё
дзихо» («Православный вестник»). Ноябрь 1937
«Православное богослужение превосходно согласуется с
японским духом, берущим начало в самом уникальном
государственном устройстве Японии <…> Православие —
чрезвычайно государственная религия»
Эндо Томио. Нихон сэйсин то сэйкё / / Сэйкё дзихо. Т.27. № 11. Ноябрь
1937. С.10. Цит.по: Суханова Н.А. История Японской Православной Церкви в
XX веке: путь к автономии. – СПб.: Алетейя, 2021. С.79.

33.

Святую …. (Ἁγίαν)
1. Церковь свята, поскольку свят ее Глава
Иисус Христос и, соответственно, свято и
Его Тело.
(Простр.Катехизис, 266: «Церковь святая,
потому что освящена Господом Иисусом
Христом через Его страдания, Его учение,
Его молитву и через Таинства».)

34.

2. Церковь свята, поскольку ее назначение –
освящать своих членов (далеко не святых)
А в большом доме есть сосуды не только
золотые и серебряные, но и деревянные и
глиняные… (2Тим.2:20)

35.

соборную… (καθολικὴν, )
268. Почему мы Церковь называем Соборной?
Церковь называется Соборной, или, что то же,
Кафолической, или Вселенской, потому что она
не ограничивается ни местом, ни временем, ни
народом, а заключает в себе истинно
верующих всех стран, времен и народов.
(Пространный катехизис, 1823)

36.

СОБОРНОСТЬ
Приложимо и к Церкви в
целом, и к любой ее части
«Полнота целого – не
сумма ее частей, так как
каждая часть обладает той
же полнотой, что и ее
целое.» В.Н.Лосский
ВСЕЛЕНСКОСТЬ
Может быть применено
лишь к Церкви в целом

37.

В.Н.ЛОССКИЙ: «Именно в свете догмата о Пресвятой Троице
раскрывается в его истинном христианском смысле самое дивное
свойство Церкви – ее кафоличность, и понятие это не может быть
передано абстрактным термином «вселенскость». Ибо вполне
конкретный смысл слова «кафоличность» (или соборность)
содержит в себе не только «единство», но и «множество». Оно
говорит о соотношении между тем и другим или, вернее, о
некоей тождественности между единством и множеством, отчего
Церковь кафолична как в своей совокупности, так и в каждой из
своих частей. Полнота целого – не сумма ее частей, так как
каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо
кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни,
присущий Пресвятой Троице».

38.

Апостольскую… (ἀποστολικὴν)
• Иисус Христос как апостол, Посланник
(ἀπόστολος) Отца (Евр.3:1)
• Апостолы (посланы Иисусом), и их
преемники (епископы и др.)
Апостольская Церковь
1. Сохраняет и распространяет учение и
2. Передает благодать Святого Духа
(«апостольское преемство»)

39.

Но вы - род избранный, царское
священство, народ святой, народ взятый
в удел, чтобы возвестить совершенства
Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой
свет, вы - некогда не народ, теперь же
народ Божий, некогда непомилованные,
теперь же помилованные.
(1Пет.2:9,10; КАС=КБ)
English     Русский Правила