8.47M
Категория: ЛитератураЛитература

Русская литература первой половины XIX века

1.

Русская литература
первой половины XIX
века

2.

Весь период начала XIX
века есть время
осознания Россией своей
государственности,
национальной
определенности и
самостоятельности.
Выдающийся русский
мыслитель А.И.Герцен
сказал, что на вызов
Петра Россия ответила
колоссальным явлением
Пушкина.

3.

Но таким ответом на вызов Петра стать
новой страной отвечала и вся Россия.
Россия осознавала себя европейской
страной, но и государством со своей
драматической судьбой и своеобразием.
Недаром Пушкин — главный в литературе
представитель и выразитель
национального самосознания позднее
неоднократно скажет о России как о
европейской стране, но и о том, что у нее в
истории свой жребий, свои исторически
обусловленные сила и слабость, свое
историческое предназначение, своя
«формула», в частности такая
особенность, как теснейшая связь с
другими народами:
Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой ,И назовет меня всяк сущий в ней
язык: И гордый внук славян, и финн, и
ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

4.

В 1801 году к власти в
России пришел царь
Александр I. Начало
XIX века ощущалось
всеми как новый
период в истории
страны. Позднее
Пушкин написал в
стихах: «Дней
Александровых
прекрасное начало».
Действительно, оно
многое и многих
обнадеживало и
показалось
прекрасным.

5.

Был снят ряд ограничений в сфере
книгоизданий, принят либеральный
цензурный Устав и смягчена цензура.
Открывались новые учебные
заведения: гимназии, университеты,
ряд лицеев, в частности
Царскосельский Лицей (1811),
сыгравший большую роль в истории
русской культуры и
государственности: именно из его стен
вышли самый великий поэт России —
Пушкин и самый выдающийся ее
государственный деятель XIX века —
будущий канцлер князь А.Горчаков.
Учреждалась новая принятая в Европе
более рациональная система
государственных учреждений —
министерств, в частности и
Министерство народного
просвещения.

6.

Появились десятки новых журналов. Особенно
характерен журнал «Вестник Европы» (1802—
1830). Его создавал и поначалу издавал
Н.М.Карамзин. Журнал задумывался как
проводник новых идей и явлений европейской
жизни. Следовал им Карамзин и в своей
писательской деятельности, утверждая такое
направление, как сентиментализм (повесть
«Бедная Лиза»), с его идеей равенства людей,
правда, только в сфере чувств: «и крестьянки
любить умеют». В то же время именно
Карамзин уже с 1803 года начинает работу над
«Историей государства Российского»,
уясняющей особую роль России как
исторически развившегося организма. Не
случаен тот энтузиазм, с которым принимались
тома этой истории по их выходе. Уяснению
такой роли России очень помогли открытия
начала XIX века в истории русской культуры
(было найдено и в 1800 году напечатано «Слово
о полку Игореве») и русского народного
творчества (изданы «Песни Кирши Данилова»
— 1804).

7.

В то же время в
незыблемости осталось
крепостное рабство, пусть
и при некоторых
послаблениях: например,
запретили продавать
крестьян без земли. В
полной мере сохранилось и
самодержавие со всеми
своими сильными и
слабыми сторонами.
Обеспечивалась
централизация
многосоставной страны, но
росла бюрократия и
сохранялся на всех
уровнях произвол.

8.

Громадную роль в жизни
России и в осознании ею
своего места в мире
сыграла война 1812 года,
названная Отечественной.
«1812 год был великою
эпохою в жизни России», —
писал великий критик и
мыслитель В.Г.Белинский.
И дело не только во
внешних победах,
закончившихся
вступлением русских войск
в Париж, а именно во
внутреннем осознании себя
Россией, нашедшем
выражение прежде всего в
литературе.

9.

Война 1812 года вызвала подъем национальноосвободительных настроений, но главные социальнополитические проблемы не были решены. Это противоречие
привело к трагедии 1825 года: форсирование тайных
обществ, в том числе и радикальных, в кругах передового
дворянства и прежде всего в офицерском корпусе
завершилось в ситуации своеобразного междуцарствия
после смерти Александра I восстанием декабристов
(названных так по дню восстания — 14 декабря). Оно было
жестоко подавлено провозглашенным новым царем
Николаем I.

10.

11.

Установленный им жесткий политический
режим вызвал глубокую внутреннюю
работу русской мысли и русской литературы
30-х годов. В эти годы начинает особенно
энергично работать мысль в рамках как
более социальных (кружок А.Герцена и
Н.Огарева), так и более философских
(кружок Н.Станкевича). Именно в них
формировались многие русские мыслители.
Именно в 30-е годы начал свою работу
великий русский критик В.Г.Белинский.
В целом же в любых условиях первой
половины века главным было
национальное осознание себя Россией как
целого в главных своих особенностях:
сильных и слабых. Отсюда же и острая
борьба по вопросу о языке как основы
национальной культуры: шел сложный и
противоречивый процесс борьбы нового и
старого, русского и иноязычного, народного
и литературного.

12.

Существенно реформировать язык
стремился Карамзин и его
последователи. Основную задачу они
видели в том, чтобы приблизить
литературный язык к разговорному,
освобождаясь от утверждавшихся
Ломоносовым трех стилей, вводя
новые слова, соответствующие
новым входящим в жизнь понятиям
(«потребность»,
«промышленность»,
«усовершенствовать»). В то же
время язык карамзинистов чуждался
народной речи.
Реформы Карамзина вызвали
сопротивление со стороны
сторонников старой литературной
словесной культуры во главе с
адмиралом А.Шишковым.

13.

Эпоха поисков и становления новой русской литературы
продиктовала и многообразие литературных направлений и
стилей. На Западе они чаще всего развивались постепенно и
последовательно. В России они развиваются ускоренно и
одновременно. Все еще продолжает жить классицизм: как
строго регламентированное и рационалистическое
искусство. В то же время широко распространяется
сентиментализм, открывающий путь для простых
человеческих, не подчиненных только разуму чувств;
сентиментализм готовит почву в литературе для нового
человеческого характера — романтического: правда, еще
существующего вне реальных исторических, социальных,
бытовых условий. То есть характера не реалистического.
Реализм же, бытовой и даже исторический, сумел утвердить
себя в, на первый взгляд, периферийном, второстепенном
жанре — в басне.

14.

Начинавший в конце XVIII века как разносторонний литератор
(прозаик, журналист, драматург) Крылов в первой четверти
XIX века писал почти исключительно басни. Именно басни Крылова
в отличие от только нравоучительных басен его предшественников
и современников (А.Сумароков, И.Хемницер, И.Дмитриев) впервые
представили национальные реалистические характеры. И
характеры не просто бытовые, но и социальные, а подчас
«исторические». Все это потому, что, как написал о баснях Крылова
Белинский: «Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими
целую сторону русского национального духа: в его баснях,
как в чистом, полированном зеркале, отражается русский
практический ум с его кажущеюся неповоротливостию,
остротою и добродушно саркастическою
насмешливостию; с его природною верностию взгляда на
предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво
выражаться. В них вся житейская мудрость,
плод
практической
опытности и своей собственной и завещанной отцами из
рода в род».

15.

В то же время различные литературные
направления начала века не просто
сосуществуют, но взаимодействуют. Так,
поздний классицизм не чуждается
романтизма и некоторыми чертами
сохраняется в реалистической драме — у
Грибоедова в «Горе от ума». Все они во
многом опираются на широкий опыт
европейской литературы и литературы
античной — даже, казалось бы, чисто
русская басня Крылова «Ворона и Лисица»
через сложную историю становления у Лафонтена (во Франции), у Сумарокова, Тредиаковского (в России) восходит к Эзопу.
Образы античного мира органично и
постоянно входят в русскую литературную
практику этой поры. Не случайно и
появление — одного из лучших в мире —
русского перевода «Илиады» Гомера (1829),
сделанного Н.Гнедичем.

16.

Одним из самых значительных поэтических
явлений того времени был В.А.Жуковский,
начинавший как карамзинистсентименталист, создатель, переводчик
элегий, раскрывающих внутренний мир
человеческих переживаний и настроений, он
стал основоположником тесно связанного с
сентиментализмом романтизма, создающего
новый человеческий характер,
освобождающего человеческий духовный
мир от рассудочности, которая отличала
поэзию XVIII века. Все это нашло выражение
главным образом в балладах, переведенных
Жуковским из английской и из немецкой
литературы, но все более приближающихся к
русской национальной, хотя и сказочной
жизни. Так, переведенная Жуковским
баллада Бюргера «Ленора» под его пером
становилась все более русской балладой:
сначала балладой «Людмила» и наконец
«Светланой», завоевавшей большую
популярность.

17.

В отличие от Жуковского,
углубленного во внутренний
романтический мир человека,
часто религиозно окрашенный,
другой знаменитый поэт
начала XIX века
К.Н.Батюшков уже в первых
своих стихотворениях
выступил как создатель
поэзии, которую часто
называют «легкой поэзией».
Это стихи, проникнутые
ощущением радостей внешнего
бытия, праздничной его
стороны. Испытавшая влияние
античной и французской
«легкой поэзии» поэзия
Батюшкова оказала большое
влияние на молодого Пушкина.

18.

Чуть позднее как один из
поэтов, передающих поэзию
античного мира в так
называемых антологических
стихах, выступил друг
Пушкина еще с лицейских
времен А.А.Дельвиг.
Дельвига и большую группу
поэтов, тесно связанных с
Пушкиным, или прямо ему
предшествовавших, или ему
современных, часто
называют поэтами
«пушкинской плеяды».

19.

Всех их объединяет
родственность стихотворной
речи, утвержденной
Пушкиным, хотя каждый из них
внес свою лепту в общее
становление русской поэзии.
Это и Н.М.Языков — автор
вольнолюбивых,
жизнеутверждающих стихов, и
П.А.Вяземский — самой
яркой разнообразной
литературной деятельностью
которого стали сатирические
стихи

20.

Создатель «гусарской» лирики
Д.В.Давыдов. И рано
умерший Д.В.Веневитинов,
одним из первых передавший
трагическое ощущение
человеческого бытия. И
Е.А.Боратынский — по сути
первый поэт — автор
философских элегий. Уже к
началу 30-х годов XIX века
подлинно философская поэзия,
как выразившая главные
проблемы человеческого
существования (жизнь и смерть,
вера и безверие, хаос и космос),
реализовалась в творчестве
лишь много позднее оцененного
великого поэта Ф.И.Тютчева.

21.

Настроения гражданского
служения,
тираноборчества,
патриотизма ярче всего
заявили себя в творчестве
поэтов, которых позднее
назвали декабристами:
В.К.Кюхельбекер,
А.А.Бестужев,
А.И.Одоевский и
крупнейший среди них
К.Ф.Рылеев — автор и
гражданских элегий, и
агитационных песен
(совместно с
А.А.Бестужевым), и поэм
(«Войнаровский».
«Наливайко»)..).

22.

Все творчество Рылеева — это
выражение свободолюбивых
гражданских чувств. Он даже
противопоставляет поэзию и
гражданское служение: «я не поэт, а
гражданин». Своей жизнью Рылеев
подтвердил верность своим
призывам и оказался в числе пяти
декабристов, казненных после
восстания 1825 года. Такая
самоотверженность и мужество
впервые проявились в
стихотворении «К временщику»
(1820), направленному против
всесильного временщика — царского
министра А.А.Аракчеева. Большую
известность принесли Рылееву его
«Думы» («Олег Вещий», «Богдан
Хмельницкий», «Иван Сусанин» и
др.).

23.

Особое место занял в поэтической
жизни эпохи поэт, создатель народной
«русской песни» А.В.Кольцов. Кольцов
стал основоположником русской
литературной песни на народной
основе. Хотя термин «российская
песня» возник еще в 70-х годах XVIII
века, русская песня отчетливо
осознается» как особое жанровое
образование, рожденное из
взаимодействия книжной и устной
поэзии, лишь в начале XIX века. Сам
Кольцов обычно подчеркивает:
«Глаза» (Русская песня), «Измена»
(Русская песня) или: «Русская песня»
(«Ах, зачем меня...»), «Русская песня?
(«В поле ветер...»), «Русская песня»
(«Так рвется душа...»).
Такая подчеркнутость («русская») —
свидетельство первоначального
острого осознания ее национального
самосознания.

24.

Комедия Грибоедова «Горе от ума», роман в стихах Пушкина
«Евгений Онегин» и поэма Гоголя "Мертвые души». Они
являются синтезирующими, обобщающими в своем желании
обнять такое целое, общенациональное, всегосударственное.
Потому-то они все и поэтические, как стремящиеся к краткости,
к формульности, которую более всего дает стихотворная или
близкая к стихотворной речь. Потому-то комедия Грибоедова
«Горе от ума» в стихах. «Евгений Онегин» Пушкина — роман,
но — стихотворный. «Мертвые души» — книга в прозе, но —
поэма. И Гоголь настаивал на таком определении жанра —
поэма. Потому же эти книги стали в России подлинно
настольными, как Библия, как энциклопедия. «Горе от ума»
тогда и называли: «светская библия». «Евгений Онегин» энциклопедия русской жизни, по определению Белинского.
«Мертвые души» сравнивали с греческим эпосом. И сам
Гоголь заявлял, что он хотел в ней отобразить, пусть даже с
одного боку, но «всю Русь».

25.

Все эти произведения —в качестве
сгустков национального самосознания
дали такое количество пословиц,
поговорок, крылатых слов и
выражений, вошедших в
общенациональную жизнь, живущих и
сейчас уже часто безотносительно к
своему источнику. И дали такое
количество типических, ставших
нарицательными образов. Это и
Фамусов, и Загорецкий, и Репетилов, и
Молчалин — у Грибоедова. И Манилов,
и Собакевич, и Ноздрев, и Чичиков —
у Гоголя. И положивший начало
постоянному герою русской
литературы — лишнему человеку —
Онегин. И первый тип русской
героини, с которым так или иначе
будут связаны последующие русские
женщины нашей литературной
классики — прежде всего
тургеневские, — Татьяна.

26.

Самое большое обобщение многолетние и многосторонние
усилия русской литературы получили в Пушкине.
Произведения Пушкина полны заимствований, прямых и
скрытых цитат из Ломоносова и Державина, Радищева и
Рылеева, Жуковского и Батюшкова. Многие слова, образы,
изречения, принятые нами от Пушкина, созданы его
предшественниками и современниками (например,
знаменитый образ «гений чистой красоты» взят у
Жуковского). 'Уже они стремятся к обобщению, к
формульности, к итогам, пусть еще частным. Таким образом,
сам Пушкин явился как результат общенационального
коллективного усилия. Пушкин — великий новатор именно
потому, что он более чем кто-либо разрешил задачу синтеза.
Он собрал, суммировал и обобщил всю ту колоссальную, но
во многом еще мозаичную работу, которую проделали его
предшественники и современники. Он явил такое богатство
духа, такую полноту человеческого характера, в которых
объединены разные, подчас даже разнонаправленные
начала предшествующей и современной ему литературы.

27.

Пушкин утвердил современный литературный язык. Потому-то в
Пушкине и видели, по выражению одного из критиков, синоним всей
русской литературы и больше — всей России.
К началу 40-х годов задачи создания русского литературного языка как
основы национальной культуры и целостного образа России в ее
основных противоречиях и главных национальных типах были
завершены.
Главные исполнители этой титанической работы сходят с
литературной сцены: погибают Пушкин (1837) и Лермонтов (1841),
умирают Боратынский (1844) и Кольцов (1842), замолкают Тютчев и
(после выхода в 1842 году «Мертвых душ») Гоголь.

28.

Обобщающая синтезирующая
литературная работа
сменяется аналитической,
решающей иные задачи. На
задний план и на многие годы
отступает поэзия. На первый
план выходит проза и прежде
всего то ее направление,
которое получило характерное
название «натуральная
школа», главным вождем и
идеологом которой стал
критик Белинский. Почти всех
ее представителей
объединило неприятие
крепостного права. Уже
название «натуральная
школа» говорит не об общем
как о цели творчества, а о
верности факту, натуре.

29.

В 40-е годы впервые выступает
ряд писателей, которым
предстоит большое будущее во
второй половине XIX века:
А.И.Герцен, И.А.Гончаров,
Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев,
А.Н.Островский. Прежде всего в
их творчестве уже проявляется
особенность, которая станет
главной для литературы второй
половины XIX века, а именно
аналитичность и углубленное
внимание к внутреннему миру
человека. В результате для этой
литературы характерны не
столько типы, сколько личности и
личности, как правило, частного
человека, чаще всего разночинца,
бедняка: название повести
Достоевского «Бедные люди»
явно возвращает к повести
Карамзина «Бедная Лиза».

30.

В общественной мысли все
большее распространение
получают социалистические идеи,
во многом связанные с влиянием
французских мыслителейсоциалистов. Это сказалось на
раннем творчестве таких писателей,
как А.И.Герцен, М.Е.СалтыковЩедрин (который в дальнейшем
взял псевдоним Н.Щедрин):
повесть Герцена «Кто виноват?»,
повесть Салтыкова-Щедрина
«Запутанное дело». Результатом
общественного оживления в 40-е
годы стала популярность журналов.
Особенно передовых:
«Отечественные записки» (до 1846
года), «Современник» во главе с
новой редакцией (с 1846 года),
объединявшие лучшие
литературные силы страны.

31.

Однако вскоре страх перед европейскими революционными
движениями: прежде всего Французской революцией 1848 года
— привел русский правящий режим к ужесточению всей
культурной политики: период с 1848 года по 1855-й (год смерти
Николая I) даже называют «мрачным семилетием» с
безусловным спадом уровня литературной и журнальной
жизни.

32.

Мы говорим о хронологии всей первой половины XIX
века, то термины «тридцатые», «сороковые» и т.д. годы
применительно к литературе условны. Если
восьмисотые годы образуют довольно четкий период —
до войны 1812 года, то уже «десятые» по сути
продолжаются до 1825 года (до «декабрьского»
восстания), а «тридцатые» образуют время с конца 20-х
годов. «Сороковые» обрываются с приходом «мрачного
семилетия» после 1848 года, которое захватывает время
до середины 50-х. именно с них начинается так
называемое «шестидесятничество».
Шестидесятничество как особое явление в русской
духовной, общественной и литературной жизни начало
складываться лишь с 1856 года, когда долго не
реформировавшийся экономический и общественнополитический режим потерпел поражение и страна
оказалась перед необходимостью обновления
English     Русский Правила