2.42M

Изобретатель реальности. 12 декабря - 200 лет со дня рождения Гюстава Флобера (1821-1880), французского писателя

1.

Изобретатель реальности
12 декабря - 200 лет со дня рождения Гюстава
Флобера (1821-1880), французского писателя

2.

• 12 декабря 2021 г. исполняется 200 лет со дня рождения известного классика
французской литературы Гюстава Флобера – одного из крупнейших
европейских писателей 19 века, автора теории «точного слова».
Сочинения Флобера переведены на многие языки мира и оказали огромное
влияние на развитие реализма во Франции, мировую литературу и культуру
в целом.
• Гюстав Флобер – один из великих писателей-реалистов, чье творчество
оказало решающее воздействие на развитие французского романа XIX века.
К 200-летию со дня рождения классика французской литературы предлагаем
вспомнить страницы его биографии и основные этапы творческого пути.
• 19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для
образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И
развлечением, и учением.

3.

• Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был
главным врачом местной больницы. И да, он был уроженцем Нормандии.
«Нормандский ус Флобера» помнят все современники писателя.Что правда,
то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. Учеба в Королевском
колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу.
Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира.
Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего
поэта Л. Буйе. Сейчас от Парижа до Руана – два часа на поезде. В начале 19го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился
продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право.
• После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о
карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.
В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние,
чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана,
которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и
занимаясь литературой.

4.

• Романы Флобера отличает глубокий психологизм,
анализ человеческих страстей, стремление к
истине, объективному изображению
действительности, многообразие деталей и
подробностей. Флобер – настоящий мастер слова,
он профессионально оттачивает фразу, добиваясь
особого ритма, особого звучания.
• Философско-психологический роман Флобера
«Госпожа Бовари» считается одним из ключевых
произведений реализма, поворотным пунктом в
развитии современной литературы.
Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame
Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход
романа сопровождался скандалом, что привлекло
к нему дополнительное внимание.
• Его произведение "Госпожа Бовари" (1857), в
основу которого положен конфликт между мечтой
и действительностью в жизни героини,
принадлежит к шедеврам мировой литературы.

5.

• Главная тема этого произведения – конфликт
между придуманной жизнью и жизнью
реальной. Героиня романа – совсем не
героическая личность. Заурядная мещанка из
небольшого городка неподалеку от Руана (так
сказать провинция провинции) в поисках
приключений и «высокой» (в ее понимании)
любви растрачивает деньги своего мужа и в
конце концов кончает жизнь самоубийством.
При этом она травится мышьяком. Кто знает –
не самый эстетичный способ свести счеты с
жизнью. И это все старательно описал
Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера
произвело фурор своим реализмом. Ах,
нравственность французской нации была этим
ужасно травмирована! Автора и редакторов
журнала, в котором роман был опубликован,
привлекли к суду за оскорбление
общественной морали.
• Судебный процесс писателем и журналистами
был выигран. В 1857 году роман «Мадам
Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью,
без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу
ярлычок: реалист. Впрочем, реализм
французского писателя имеет мало отношения
к критическому реализму, процветавшему в
дореволюционной России.

6.

• Творческое наследие Флобера включает
также исторический роман "Саламбо"
(1862), роман на современном
материале "Воспитание чувств" (1869),
философскую драму "Искушение святого
Антония" (1874), сборник "Три повести"
(1877), незаконченный роман "Бювар и
Пекюше" (1881). После смерти Флобера
были опубликованы "Лексикон
прописных истин", "Путевые заметки" и
письма, которые содержат суждения об
искусстве, литературе и труде писателя.
Флобер был величайшим мастером
стиля, продолжателем реалистических
традиций Оноре де Бальзака.

7.

• Из своего имения Круассе , случалось он выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя,
Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных
французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил пофранцузски. Сохранилась обширная переписка между писателями. Также среди его друзей и почитателей были Ж.
Санд , П. Мериме.
• Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший
французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился
на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое
удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). Пожалуй, это прозвище больше
подошло бы к великому перфекционисту Флоберу.
• Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.
Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю
свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного
изображения повседневной реальности.
И. С. Тургенев
Ги де Мопассан

8.

• Второй книгой писателя был исторический роман «Саламбо»
(«Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после
первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры.
Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в
Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман
был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много
эротики.
• Третий роман, «Воспитание чувств» («L'éducation
sentimentale») вышел в 1859 году. Это – рассказ о молодом
человеке, который живет в тяжелое время очередной
французской революции. Юноша был воспитан в духе
романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно
говоря, это – явление, происходящее с каждым поколением
молодых мужчин в любое, даже не очень революционное,
время. И да, в этой истории тоже имеется изюминка – любовь
молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать
его старше.
• В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не
двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de
Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого,
сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все
сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про
грехи писать интересно, да и читать не скучно.
• Читать все перечисленные романы до сих пор
интересно. Флобер – не скучный писатель. Так, что
если кто-то Флобера не читал, можно
посоветовать восполнить этот пробел. По крайней
мере, затраченного на это времени

9.


• Пожалуй, самой главной женщиной в жизни Флобера была его мать, с которой он прожил большую часть
своей взрослой жизни неподалеку от Руана, в Круассе, на берегу Сены. Единственный серьезный роман
случился у Флобера с Луизой Коле.
• Она была поэтессой, писательницей, эссеисткой и журналисткой, ослепительной красавицей и хозяйкой
модного парижского салона, доверенным лицом многих великих писателей того времени. Флобер называл
ее своей Музой, их отношения продолжались с 1846 по 1854 год, но закончились разрывом. Луиза Коле
позже описала их в своем романе «Луи».
• У Флобера также были близкие отношения с Жорж Санд.
Писатель умер от инсульта в возрасте пятидесяти девяти лет.
Луиза Коле
Г. Флобер
Ж. Санд

10.

19-й век – век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала
источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и
журналистов. «Производство» романов стало своеобразной отраслью промышленности,
производящей развлечение. Но не только.
Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский
язык.
English     Русский Правила