0.99M
Категория: МедицинаМедицина

История развития психопатологии в России

1.

История развития
психопатологии в России
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА
2ЛОГО ГРУППЫ
ЛОГАЧЕВА ДАРЬЯ

2.

История появления
Русская психиатрия становилась в эпоху глубоких сдвигов в жизни страны и отражала ту волну
общественного подъёма, которая характеризует 1860-е гг. Вместе с земской реформой 1864 г. и
созданием земской медицины приказы общественного призрения были реорганизованы. С этого
момента «начинается перестройка психиатрической помощи, созидавшейся наново на иных,
принципиально отличных, прогрессивных началах, отражавших новые веяния». Так новые начинания
общественной медицины решительно сказались и на постановке психиатрической помощи. Не менее
важным был и переворот в научной психиатрии.
Во второй половине XIX в. русская психиатрия имела уже Ивана Михайловича Балинского,
заслужившего почетное имя «отца русской психиатрии», в расцвете сил был Иван Павлович
Мержеевский, а в 80-х гг. появляются Сергей Сергеевич Корсаков и Виктор Хрисанфович Кандинский,
чьим заслугам и сейчас обязана современная психиатрия.
Таким образом, со второй половины XIX в. в психиатрии наступает период нозологической
систематизации психических расстройств, то есть определённая болезнь стала выделяться как
самостоятельная болезненная форма на основе установленной причины, особенностей развития и
типичных внешних проявлений. Это также время гуманизации отношения общества к
душевнобольным, иными словами, душевнобольной стал человеком, которому требуется
медицинская помощь.

3.

Иван Михайлович Балинский
Иван Михайлович Балинский- (6 (18) февраля 1824 — 11 (24)
марта 1902) — российский психиатр, действительный статский
советник, основатель петербургской школы психиатров, профессор
медико-хирургической академии.
Научный вклад
И. М. Балинский впервые описал и обосновал психопатию в
качестве особой клинической формы. Запойное пьянство
(дипсоманию) рассматривал вне рамок заболевания алкогольной
этиологии. Описал ранние симптомы прогрессивного паралича.
Ему принадлежит приоритет в отношении фундаментального в
диагностике прогрессивного паралича отсутствия реакции зрачков
на свет (синдром Аргайла Робертсона), а также ставшие
повседневными в психиатрической практике термины
«приобретённое расположение», «навязчивые идеи» и
«кристаллизация бреда». И. М. Балинским дана убедительная
критика учения о частичном помешательстве, он утверждал, что
мономании — это отдельный симптом, а не самостоятельная
болезнь, оценил патогенное значение астенизирующих факторов,
закрытой травмы головного мозга.

4.

Иван Павлович Мержеевский
Иван Павлович Мержеевский -(10 (22) февраля 1838 в г.— 5 (18) марта 1908) —
российский психиатр и невропатолог, один из основоположников русской
психиатрии, профессор Императорской медико-хирургической академии,
тайный советник.
Научный вклад
Мержеевский приобрёл мировое признание своими патологоанатомическими
исследованиями идиотии и прогрессивного паралича. Он первым описал
микрогирию при идиотии.
Под его руководством была построена клиника душевных и нервных болезней
Военно-медицинской академии в Петербурге.
Его обогатившие науку исследования относятся к вопросам идиотизма,
алкоголизма, прогрессивного паралича. Кроме того, ему принадлежит
множество казуистических и судебно-медицинских сообщений по различным
вопросам его специальности. Его статьи печатались как в русских, так и в
иностранных периодических изданиях

5.

Дореволюционная историография
С середины XIX в. отношение к душевнобольным стало меняться, проблемы психиатрии стали
приобретать научный характер вместо старой системы религиозного мировоззрения и мистического
представления об умалишенных.
Термин «психиатрия» пришел в Россию из Западной Европы в начале XIX в. и распространялся
параллельно с открытием домов для душевнобольных. Начиная с 20-х гг. XIX в. в России стала
появляться специализированная литература о психических болезнях, в которой уделялось внимание
пониманию «нормального» и «больного» человека, понятию «психически здоровый человек».
Основными дисциплинами, изучающими феномен душевнобольных, являются история, медицина,
философия и юриспруденция. Соответственно, медицину интересуют аспекты течения самой болезни, и
то, как менялся уход за больными. Для истории интересно явление душевнобольных как отдельного
института со всеми его составляющими. Для философии важно понимание сути безумства и его границы
с нормальностью человека. А юриспруденция рассматривает сумасшедших как отдельный класс
общества, изучая его права и обязанности.

6.

Дореволюционная историография
Историю становления института безумных в дореволюционной России обычно делили на три смысловых периода, зависящих от социокультурной обстановки времени.
Первый «монастырский период» до 1775 г.
Первый «монастырский период» длится с XI в. и до 1775 г., хронологические рамки которого определяются строительством больницы при Киево-Печерском монастыре
и открытием первых доллгаузов (первичное название психиатрических больниц в России, искаженное слово от немецкого tollhaus — сумасшедший дом). В основном
безумных этого времени отправляли на попечение в монастыри.
Второй период с 1775 г. по 1864 г.
Второй период с 1775 г. по 1864 г. характеризуется временем от создания приказов общественного призрения до формирования земств. В течение этого промежутка
времени при больницах постепенно стали открываться психиатрические отделения и строиться специальные дома для душевнобольных по немецкой модели.
На рубеже XVIII—XIX вв. остро встали ключевые проблемы устройства попечения безумных: отсутствие административно-законодательной базы, неимение
профессиональных врачей-психиатров, а также восприятие больных в обществе.
Одним из первых реформаторов русской психиатрии был Василий Федорович Саблер (1797—1877 гг.), главный врач московской Преображенской психиатрической
больнице (Психиатрический стационар имени В. А. Гиляровского) в 1832—1871 гг. Он изменил условия содержания и лечения пациентов: были отменены цепи,
ограничены смирительные средства, введена трудотерапия и т. д.
Таким образом, второй период можно назвать временем коренного пересмотра отношения общества к душевнобольным, оказания им медицинской помощи и
закладывания основ научной психиатрии.
Третий «психиатрический» период с 1864—1917 гг.
Третий «психиатрический» период с 1864—1917 гг. характеризуется развитием земская медицина, четкой дифференциацией медицинского знания и созданием
крупных научных школ. Именно в это время уже можно говорить об институционализации психиатрии в России, когда были сформулированы и упорядочены
концепции лечения и обеспечения душевнобольных, когда активно проводилась реконструкция и новое строительство больниц.
Последующие обращения к историческим вопросам связаны с общими работами по неврологии и психиатрии, с реформированием системы содержания помешанных
и с созданием разных типов лечебниц.

7.

Советская историография
В советской историографии количество комплексных работ по истории становления института
психиатрии в XIX в. крайне мало. Выходил ряд монографических исследованиях частного и общего
характера, однако, в основном, по причинам идеологического несоответствия, внимание на
проблематике вопроса пристально не останавливалось.
В целом, авторы, говоря о становлении психиатрии, дореволюционный период рассматривали бегло.
Когда же речь шла о причинах появления самих душевнобольных, то исследователи обвиняли в том
либо Царское правительство, либо общество.
Наибольший охват получил аспект прав сумасшедших, где авторы также склонны к обвинению
правительства в плохо разработанной законодательной базе. Немалое количество работ посвящено
биографиям выдающихся врачей, интересующего нас периода, в которых через призму жизни самого
психиатра показывается история развития института. Наиболее скудно дело обстоит с изучением
феномена «безумия» как такового. Это связано с тем, что в советское время институт психиатрии
приобрел карательный и политический характер, соответственно, осмысление и раскрытие понятия
душевнобольного человека не входило в круг исследуемых аспектов.
В 1929 г. психиатр Юрий Владимирович Каннабих издал «Историю психиатрии», в которой собраны и
систематизированы важные и обширные данные начиная от европейской психиатрии древних веков и
кончая психиатрией советского периода.

8.

Юрий Владимирович Каннабих
Ю́рий Влади́ мирович Канна́бих (23 сентября (5 октября) 1872— 3 февраля 1939) — русский и советский психиатр, психотерапевт и
психоаналитик, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из пионеров, организаторов и лидеров
российского психоаналитического движения, один из организаторов нервно-психиатрических санаториев в СССР.
Научная деятельность
Ю. В. Каннабих особое внимание уделял различным пограничным состояниям (неврозам, психопатиям, реактивным состояниям),
истории психиатрии и новейшим психологическим идеям. Интересовался проблемами философии, литературы и искусства, которым
посвятил несколько статей и ряд выступлений.
Ю. В. Каннабих активно интересовался психоаналитическими идеями и практиковал психоаналитическую терапию. Пришёл к выводу о
целесообразности использования психоанализа при лечении истерии, невроза навязчивых состояний, фобий и психосексуальных
отклонений. Уделял всевозрастающее внимание проблемам истории психиатрии и читал лекции по «Истории психиатрических учений».
Ю. В. Каннабих оценивал психоанализ как глубоко оригинальное учение, продвинувшее вперед знания о многих механизмах
человеческого поведения, в том числе о бессознательном, комплексах, психологических защитах, символике, сексуальности,
первобытной психике. Постоянно отмечал и подчеркивал бесспорное значение психоанализа как метода лечения, но предостерегал
против чрезмерного распространения теории З. Фрейда на разнообразные явления культуры и социальной жизни.
Ю. В. Каннабих одним из первых указал на значение трудов И. П. Павлова и В. М. Бехтерева для понимания и терапии неврозов. В 1928
году опубликовал «Историю психиатрии», в которой исследовал эволюцию психиатрии с первобытных времён до 20-х годов XX века. На
протяжении десятилетий эта книга была единственным в мире исследованием такого ранга и поныне не утратила многих своих
достоинств. На основе исследований истории и современного состояния психиатрии выявил поворот психиатрии в сторону психологии в
начале XX века (в значительной части связанный с появлением учения З. Фрейда), позволяющий прояснить существенные моменты
истории, логики, методологии и взаимодействия этих наук.
В 1934 году Ю. В. Каннабихом, совместно со своей женой Софьей Абрамовной Лиознер (1876—1968), был описан симптом Каннабиха —
Лиознер — псевдогаллюцинации в виде беззвучных окликов, принадлежащих совершенно незнакомым лицам, и обращений к больным
по уменьшительному имени. Характерны для начальной или рудиментарно протекающей шизофрении. Рассматривались как
специфическое для шизофрении проявление психического автоматизма, разыгрывающегося в одной из сенсорных областей (слуховой).
Ю. В. Каннабих сыграл значительную роль в исследовании циклотимии, пограничных состояний, шизофрении, организации
курортотерапии функциональных заболеваний нервной системы и пропаганде научных знаний о психиатрии, психотерапии, психологии и
психогигиене.

9.

Современная историография
Тему самоубийств с 60-х гг. и влияния общества на психику людей подробно изучает Ирина Ароновна Паперно. Она приходит к мысли, что
эта проблема становится «idee fixe» в общественной мысли и отражается в литературе.
Частные психиатрические клиники появились в России в первой четверти XIX в. в Москве, Петербурге, и ряде других крупных городов и
внесли большую роль в развитии лечения больных. В них работали наиболее известные психиатры, оказывая квалифицированную
помощь различным слоям населения. Они совмещали свою практическую деятельность в клиниках, учебных заведениях,
государственных и общественных учреждениях. В связи с этим именно в частных клиниках апробировались новые подходы лечения
душевнобольных: принципы нестеснения и гуманного отношения, которые в последующем внедрялись в общественные и
государственные учреждения.
С другой стороны к этой проблеме подходит Г. В. Елагина. Она изучает не понятие «безумия», а понятие «психической нормы», граница
которой, по её мнению, лежит в воле человека. Через эту призму автор объясняет возможность признания человека душевнобольным
или здоровым не врачом. Вследствие чего автор приходит к выводу, что «понятие нормы содержательно шире понятия здоровья»[
С дореволюционных и советских времен изменились статус душевнобольных в обществе и отношения к ним представителей властей,
видно, как минимум, из того как изменилось отношение к вопросу об их содержании, что вместо монастырей или тюрем, для них стали
строится специальные заведения разных видов.
Кроме того, заменился прежний официальный термин «дураки» на новое выражение «душевнобольные».
И главное, что в больницах их не просто содержали, а старались «хоть до некоторой степени вознаградить несчастных больных за потерю
ими лучшего блага в жизни — пользования разумом», а также предупредить различные возможные случайности и несчастья, которые
почти неизбежные при режиме стеснения таких больных.
Но при этом несмотря на наличие общего понимания в обществе понятия «душевнобольной» и научных представлений о душевной
болезни, не хватало просветительской работы в распространении этого знания, чтобы оно стало доступным более широкому кругу
неспециалистов. Это было необходимо для того, чтобы в психиатрические больницы поступали именно нуждающиеся в лечение люди, а
не преступники и алкоголики.

10.

Вывод
Подытоживая о развитии института психиатрии в России в XIX в., можено сказать, что в 30-40-х гг.
русская наука о психических болезнях начала вставать на научные рельсы и к второй половине
60-х гг. широко развилась и создала свои собственные оригинальные исследовательские школы.
К 90-м гг. уже было немалое количество хорошо образованных практикующих врачейпсихиатров, издавалось четыре журнала по неврологии и психиатрии, а также некоторые работы
по психиатрии помещались в общемедицинских русских журналах. Иными словами, русская
наука в области неврологии, психиатрии, психологии развивалась наравне с Западной Европой, а
где то и опережала её, к примеру, преподавание психиатрии отдельно от неврологии началось в
России раньше.
Работы советской историографии в следствие политических причин не уделяло большого
внимания проработке этого вопроса. А некоторые комплексные работы являются скорее
исключением. В них уже привлекался большой статистический материал и делался подробный
анализ.
Современные исследователи занимаются более детальным изучением частных аспектов
проблемы. Но обилие источников и монографий не позволяет говорить, что вопрос полностью
изучен. Остается немалый спектр открытых проблем, к примеру, требует дальнейшей
проработки вопросы связанные с восприятием душевнобольных обществом.

11.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила