16.55M
Категория: ИскусствоИскусство

Стили XVIII века: Барокко. Рококо. Классицизм. Часть 2

1.

Стили XVIII века:
Барокко
Рококо (Стиль Людовика XV) 1720-1760
Классицизм (Стиль Людовика XVI) 1760-1792

2.

Анж-Жак Габриэль
(1698-1782) — один из
основоположников классицизма XVIIIв.
Член Академии архитектуры (1728);
королевский архитектор (1742);
первый королевский архитектор (1743);
президент Академии архитектуры (1743—1782).
Его трезвая рациональность в планировании и деталях
способствовала переходу от рококо к неоклассицизму.
Он не был особенно известен смелостью или
оригинальностью; вдохновлялся и заимствования идеи из
французского классицизма и ранних классических
моделей, в частности Лувра.
Он был известен своим мастерством, своей
способностью балансировать стиль барокко с более
сдержанным неоклассицизмом, пропорциями и
тщательной детализацией своих зданий, а также своей
способностью создавать драматические и гармоничные
ансамбли монументальных зданий, как он это делал на
площади Согласия.

3.

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и
перестройка его северного крыла, названного впоследствии
крылом Габриэля, 1735—1774; дворцовый театр, 1763—70)
Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности
архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора
рококо рациональность планировки, логическую ясность,
простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.
Королевская Опера Версаля. Спроектированное
архитектором А.-Ж. Габриелем и украшенное скульптором
О.Пажу помещение театра было построено полностью из
дерева и расписано под мрамор.
Театр открылся 16 мая 1770 года постановкой музыкальной
трагедии «Персей» Ж.-Б. Люлли. Представление было
организовано в честь бракосочетания Дофина (будущего
Людовика XVI) и Марии-Антуанетты.
Зал вмещает до 712 зрителей. На случай торжественных
приёмов и банкетов, механизм, разработанный мастером Арну,
позволяет поднимать партер до уровня сцены и зал может
вмещать до 1200 человек. По своим размерам театр
Королевская опера поныне — самый большой дворцовый театр
в мире.

4.

Гармоничный, изысканный
по пропорциям
Малый Трианон
(1762—64),
построенный Габриэлем в
парке Версаля,
знаменовал переход от
аристократического
дворца к интимному
особняку.

5.

Площадь Согласия
(фр. Place de la
Concorde) —
центральная площадь
Парижа, выдающийся
памятник
градостроительства
эпохи классицизма.
Носила имя короля
Людовика XV, после
свержения монархии
называлась
Площадью
Революции; своё
нынешнее
наименование
получила в знак
примирения
сословий по
окончании
революционного
террора в 1795 году.

6.

Бушардон
(заканчивал после его смерти Пигаль)
Конный монумент Людовику XV (1766)
на площади Людовика (Согласия).

7.

Площадь была разбита между
Елисейскими полями (с запада) и садом
дворца Тюильри (с востока) по заказу
самого короля его первым
архитектором Габриэлем в 1755 году.
Первоначально представляла собой
окружённый рвом восьмиугольник, по
углам которого стояли восемь
аллегорических статуй,
символизирующих главные города
Франции. Посредине площади
установили конную статую Людовика XV
работы Бушардона и Пигаля.
В 1833г в центре установлен Египетский
обелиск.

8.

Деревня (ферма)
Марии Антуанетты в
Версале
В 1783-1786 годах вокруг
живописного озера в поместье
Трианон архитектором
Ричардом Мике была
сооружена небольшая
деревня, состоящая из
окруженных садами
традиционных деревенских
построек, предназначенных
как для получения различных
сельхозпродуктов, так и для
пребывания королевы.

9.

Схема 1. Поместье
Трианон в Весале
13 — Башня Мальборо.
14 — Молочная ферма.
15 — Мельница.
16 — Будуар.
17 — Малая кухня.
18 — Ферма.
19 — Дом садовника.

10.

Архитектоа, Ричард Мике,
используя сочетание
традиционных французских,
фламандских и нормандских
стилей, построил идеальную
деревню, в которой у Марии
Антуанетты создавалась полная
иллюзия сельской жизни.
Несмотря на свой пасторальный
облик, деревушка с ее садами,
огородами и полями поставляла
много продуктов, овощей и
фруктов на кухню Версальского
дворца, на ферме
производилась молочная
продукция, которую особенно
любила королева.
Дом мельника

11.

Молочная ферма

12.

Голубятня

13.

Мельница

14.

Дом садовника

15.

Пять коттеджей из
двенадцати предназначались
лично королеве. Там были
расположены ее главный
дом, салон, будуар,
бильярдная, кухня. Эти
коттеджи, как и другие
постройки, имели
деревенский внешний вид,
но внутри была создана
роскошная обстановка,
обеспечивающая
комфортное
времяпровождение.
Королева любила
прогуливаться по деревне со
своими детьми в одежде
простой крестьянки. К этим
прогулкам и развлечениям
часто присоединялись ее
друзья, круг которых был
весьма ограничен.
Будуар королевы

16.

Жак-Жермен Суффло (1713-1780)
— французский архитектор,
придавший архитектуре
французского классицизма
холодно-помпезный характер,
предвещавший стиль ампир.
Мастер смелых
градостроительных решений,
наставник Баженова.

17.

Пантео́н а Париже.
Первоначально церковь св.
Женевьевы (1758-1789)
Помпезное здание в стиле зрелого
классицизма было построено на
территории аббатства Святой
Женевьевы архитектором Ж.
Суффло, взявшим пример с
римского Пантеона.
Строительство велось по обету
короля Людовика XV, который
поклялся в случае своего
выздоровления от тяжёлой
болезни выстроить в аббатстве
новый храм.

18.

Ко времени завершения храма король был
свергнут, и революционное правительство
распорядилось о превращении церкви в
мавзолей великих французов.
Надпись на входе в Пантеон гласит:
«Великим людям благодарная отчизна»
Под сводами его подземельных галерей
похоронили прах Вольтера, Руссо, Мирабо,
наполеоновских генералов (например
Коленкура), писателей Виктора Гюго,
Эмиля Золя, Александра Дюма (отец),
ученых Пьера и Марии Кюри
В 1851 году в Пантеоне по инициативе
Наполеона III была осуществлена
публичная демонстрация эксперимента с
маятником Фуко.

19.

Купол:
Высота 80 м
Диаметр 23 м

20.

21.

Сен-Сюльпис
1646-1777
Церковь Святого Сульпиция представляет собой
постройку типа, излюбленного иезуитами, с
незавершённым классицистическим фасадом
архитектора
Джованни Сервандони.

22.

Сен-Сюльпис — один из примеров того
стиля, который можно назвать
«классическим барокко».
Начатый в XVII в. храм получил свое
изумительное завершение в
грандиозной двухэтажной колоннаде
только в середине XVIII в.
Если приглядеться, то можно заметить,
что башни над входом не одинаковы,
что объясняется разным временем их
создания.
Более древняя та, что успел соорудить
Сервандони всё ещё в прежнем вкусе
Барокко, тогда как та, что закончил
Шальгрен, — Классицизм, образец стиля
Людовика XVI.

23.

Этьен-Луи Булле (1728-1799)
— французский архитекторнеоклассицист, работы которого
оказали значительное влияние на
современных архитекторов и
оказывают влияние по сей день.
Как практикующий архитектор, он
добился немногого – на его счету
лишь несколько построенных
особняков, но в Историю Булле
вошел, как автор ряда
монументальных проектов,
которые так и не были
воплощены в жизнь.

24.

Геометрический стиль
Наиболее ярко Булле проявил себя в качестве
преподавателя и теоретика Национальной
школы мостов и дорог (1778-1788) придумав
свой особенный абстрактный геометрический
стиль, источником вдохновения для которого
послужили классические формы. Характерной
чертой его работ был отказ от всей ненужной
декоративности, значительное увеличение
масштабов геометрических форм и
повторение элементов, например,
бесчисленные ряды колонн.
Булле был сторонником идеи, что архитектура
должна выражать своё назначение. Это
учение его критики назвали «говорящая
архитектура»; оно было неотъемлемым
элементом архитектурной школы Боз-ар во
второй половине XIX века. Наиболее яркий
пример его стиля — проект кенотафа для
английского учёного Исаака Ньютона, в форме
сферы 150-метровой высоты, врезанной в
круглый фундамент с кипарисами наверху.
Хотя проект так и не был реализован, эскиз
сохранился в гравировке и имел широкое
хождение в профессиональных кругах.

25.

Кенота́ф (др.-греч. от κενός — пустой и τάφος —
могила), также ценота́ф — надгробный памятник
в месте, которое не содержит останков
покойного, своего рода символическая могила.
Признавая огромный вклад Ньютона в науку,
Булле спроектировал для него титанических
размеров памятник.
Кенотаф представлял собой огромный пустотелый
шар высотой 150 метров, который должен был, с
одной стороны, напоминать по форме Землю, а с
другой – то самое яблоко, которое, по легенде,
упало на голову ученого. Эта сфера должна была
быть врезана в круглое подножие, на котором
предполагалось посадить кипарисы.
В светлое время суток, отверстия в куполе
сооружения должны были представлять собой
звездное небо, а ночью внутри шара можно было
бы увидеть в действии гигантскую астролябию.
Кентоаф Ньютона так и не был построен ввиду
отсутствия возможности в то время возвести столь
монументальное строение. Память о нем
осталась лишь в виде изображений на старинных
гравюрах. Оценить величественные масштабы
памятника можно, сравнив его с фигурками
людей, прорисованными внизу, у его входа.
Булле - Кенотаф Ньютона, 1784, высота 150м
В светлое время суток отверстия в сфере образовывали карту
зведного неба, в темное время - посетители могли изучать
гигантскую астролябию.

26.

Булле – Национальная Библиотека.
Масштабное здание, которое в плане представляет собой крест, а с фасада – ширму, сплошной фасад из
колонн. Что парадоксально, двухмаршевая лестница помещена ЗА колонны! Получается вывернутая,
нелогичная архитектура.
Над колоннадой – высокий аттик, он составляет почти треть от высоты колоссальных колонн. Он украшен
рельефом на античные сюжеты, связанные с литературой.

27.

Интерьер не менее фантастично был
трактован. Это – читальный зал.
Читальный зал представляет собой
длинный, перекрытый цилиндрическим
сводом неф. Булле начинает мыслить
чистыми объемами, чистой формой. В
нижней части полусферы располагались
хранилища книг ступенями, и
одновременно это же и был читальный зал.
Ступенчатое хранилище заканчивалось
колоннадой, которая вела к центральному
пространству. Напоминает Рафаэля и его
«Афинскую школу».
Главная идея Булле заключалась не в том,
чтобы людям было удобно читать или
хранить книжки. Он хотел, чтобы
библиотека стала воплощением мирового
знания, хранилища мировой памяти.
Поэтому художник задает такой масштаб,
этим продиктовано соотношение фигурок
людей и колоссальной архитектуры. Если
бы не было трактата Булле об архитектуре,
его рисунки было бы очень трудно
интерпретировать. Но, поскольку
архитектура его – говорящая, концепции
подробно и увлекательно описаны.

28.

Клод Никола
Леду (1736-1806)
— мастер архитектуры французского
классицизма, предвосхитивший многие
принципы модернизма. Ученик Блонделя. В
1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для
французской знати изящные особняки «в
английском вкусе» — первостепенные
образцы «стиля Людовика XVI» (павильон
мадам дю Барри в Лувесьенне, 1770-72; дом
балерины Гимар близ Парижа, 1770).
Произведения Клода Никола Леду
поразительно современны. Его часто
называли «проклятым архитектором», так
как большинство его произведений было
разрушено.

29.

В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736-1806) осуществил многие свои проекты на
практике. К «говорящей архитектуре» Леду
обратился в 80-е гг.
В 1785 г. архитектор приступил к строительству
так называемого Пояса застав Парижа - он
задумал обнести весь город трехметровой
стеной протяженностью двадцать три
километра. На въездах в Париж Леду
планировал расположить таможенные заставы.
Стена не была построена, и до наших дней
сохранились только шесть зданий из сорока: два
на площади Денфер, два на площади Нации,
ротонда в парке Монсо и ротонда на заставе
Вилетт.
Все они имеют простые геометрические формы,
некоторые украшены колоннами или
фронтонами, очень необычными по своим
пропорциям. Для Леду заставы были лишь
предлогом, чтобы возвести монументальные
триумфальные сооружения на въездах в
столицу. Однако многие современники
отнеслись критически к этому проекту. Критики
сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными
стенами и кладбищенскими оградами; говорили
также, что храмовые формы не подобают
«прозаическим» сооружениям.

30.

Главная цель всей жизни Леду –
проектирование Города мечты. В 1773
году, являясь официальным лицом, он
предложил Людовику XVI свой проект
идеального города. Утомленный уговорами
Леду, король подписывает декрет на
строительство города Шо при соляных
приисках.
Архитектор создает план идеального
города, каким он представляется французу
второй половины XVIII века, воспитанному
на философии Просвещения. Этот город
рисуется ему живущим стройной
общественной жизнью, в которой нет
места социальным конфликтам и
несправедливости, в которой сбываются
утопические мечты Руссо об идеально
естественном и свободном человеке.
Поэтому на первый план здесь выдвинуты
общественные здания – «Дом братства»,
«Дом добродетели», «Дом воспитания», –
эти торжественно символические названия
словно предвещают язык будущих
якобинцев.
Город мечта – город Утопия – Город Шо

31.

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан
находится в лесу
Шо неподалёку от Безансона, Франция.
Основные здания расположены в виде полумесяца. Они были воздвигнуты в 1770-е и 1780-е гг. на средства государственной
монополии на соль по проекту архитектора Леду, который предпринял амбициозную попытку применить рационализм философов
Просвещения к планировке и архитектуре крупного промышленного комплекса. «Стереоскопическая геометрия» зданий Леду
оказала существенное влияние на становление стиля ампир.
Спроектированный Леду «идеальный город» Шо так и не был построен из-за Французской революции. Тем не менее в 1982 г.
солеварня в Арк-э-Сенан была объявлена памятником Всемирного наследия. Закрыта для промышленного использования с 1895 г.,
сейчас здесь музей.

32.

Пропилеи (вход в Солеварню)

33.

В центре города
располагался Дом
директора, по своим
формам
напоминавший храм
с колонным
портиком и
фронтоном.
Дом директора солеварни.

34.

Проект идеального города будущего – Шо был
опубликован в 1804 г. в его книге «Архитектура,
рассмотренная с точки зрения искусства, нравов и
законодательства». Город Шо в плане представлял
эллипс, Леду проектировал в городе как частные дома
(например, дома для рабочих), так и общественные
здания (рынок, оружейный завод, биржу).
Кроме того, в Шо был целый ряд довольно странных
сооружений:
Мост через реку Лу (где роль опор играли
галеры),
Дом директора источника реки Лу (цилиндр, сквозь
который проходило русло реки),
Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и
другие, в которых принципы «говорящей
архитектуры» воплотились наиболее полно.
Современники иронизировали, что если бы Леду
решил построить Дом пьяницы, то, наверное, сделал
бы его в форме бутылки.

35.

Город Шо отражал социальную модель
будущего общества. Так, в нем не было ни
тюрьмы, ни больницы, т.к., по мнению
архитектора, в будущем преступления и
болезни должны были исчезнуть.
Вместо тюрьмы Леду хотел построить
храм Мира и Дом образования, а вместо
больницы - общественные бани.
Леду спроектировал также храм
Добродетели и церковь, но не обычную, а
предназначенную для различных
семейных обрядов (рождений, свадеб,
похорон). Эти обряды должны были
создавать в городе веселое или грустное
настроение, влияя тем самым на развитие
общественной морали.
Своим проектом города будущего зодчий
пытался доказать, что архитектура должна
воспитывать и просвещать людей. Леду
не только обустраивал мир как
архитектор, но и создавал его идеальную
модель как философ.

36.

Проектируя в городе Шо
«Дом садовника», Леду
пренебрежительно
отбрасывает
сентиментальную условность
этого модного архитектурного
жанра и все вообще традиции
современного строительства.
На его проекте появляется
нечто удивительное:
огромный шар, поставленный
прямо на землю. Он лишен
окон, орнамента, каких бы то
ни был членений, – одни
только дверные проемы
врезаны в его сплошные
стены.
Город мечты – Город ШО.
Дом Садовника

37.

«Дом
директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект.
В монолитный объем цокольного этажа вписывается громадный полый цилиндр, и в эту внутреннюю полость врывается текущий с
Горы поток.

38.

Леду стремился создать
идеальный город по образцу
построения симфонии, а
также к пластическому
воплощению космических
форм. Так, например, в его
проектах сфера
символизировала земной
шар. Леду строг и
целомудрен, когда строит
рынок, общественную баню,
училище, и натуралистичен,
когда стремится сливать свои
сооружения с природой. Он
даже создает искусственные
пещеры с ложными
сталактитами, проектирует
урны с лепными сосульками
льда, строит мостовые опоры
в виде античных трирем с
гребцами.
Подобный натурализм доводит его до бреда, когда он строит
мастерскую для производства обручей в виде диска

39.

Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Планируя здание театра в Безансоне, он делает
свой знаменитый рисунок: Амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий глаз. Это демонстративное признание
того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека. Здесь эта
целесообразность заключена прежде всего в легкости и широте зрительного охвата – законы здесь диктует человеческий глаз,
и, признав это, Леду не останавливается перед подлинной революцией в интересах человека. Он бесповоротно сметает старую
схему театрального интерьера, где система ярусов и лож была как бы наглядным олицетворением феодальной иерархии и
строгих классовых членений. Вместо этого в его проекте возникает демократический Амфитеатр с широкими рядами скамей.
Так стремление Леду быть предельно естественным в своей архитектуре принимает отчетливую социальную окраску.
Театр этот был так «изукрашен» реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось. Поистине горькая
судьба обрушилась и на это произведение Леду: весной 1958 года театр сгорел.
English     Русский Правила