Древнерусское искусство
Архитектура Древней Руси
Собор Святой Софии (реконструкция), Киев
Собор Святой Софии, Киев
Собор Святой Софии, Киев
Собор Святой Софии, Новгород
Собор Святой Софии (макет первоначального облика), Полоцк
Собор Святой Софии, Полоцк
Собор Святой Софии, Полоцк
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово
Дмитриевский собор, Владимир
Успенский собор, Владимир
Шатровое зодчество
Воскресенская церковь из с. Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 г.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском (Москва), 1528-1532 гг.
Москва, Соборная площадь
Успенский собор, 1475–1479 гг. (зодчий – Альберти Фиораванти – Аристотель)
Благовещенский собор, 1484–1489 гг. (псковские мастера Кривцов и Мышкин)
Церковь Ризположения, 1484–1485 гг. (псковские мастера)
Архангельский собор, 1505–1508 гг. (архитектор – Алевиз Фрязин)
Колокольня Ивана Великого, 1505–1508 гг. (зодчий – Бон Фрязин)
Москва, Красная площадь
Собор Василия Блаженного, 1555–1561 гг. (зодчие – Барма и Постник Яковлев)
Деревянное народное русское зодчество
Кижи, Покровский собор
Живопись Древней Руси
Каноны написания икон:
Иконописные школы:
Византийская школа иконописи
Новгородская школа иконописи
Псковская школа иконописи
Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430)
«Архангел Михаил»
«Спас»
«Троица»
«Апостол Павел»
43.03M
Категория: ИсторияИстория

Древнерусское искусство

1. Древнерусское искусство

2.

Русское искусство эпохи Средневековья
начиная с Х в. и вплоть до конца XVII
столетия неразрывно связано с Церковью и
христианской верой, которую русский
народ вслед за своими византийскими
учителями называл православной.
Образование древнерусского государства во
главе столицы Киева. Введение единой
государственной религии – христианства.
Начинается формирование русской
культуры.

3. Архитектура Древней Руси

4.

Крестово-купольный храм (купол, барабан,
закомара, аркатурно-колончатый поясок,
апсида, парус, лопатка, портал, хоры,
алтарь, нартекс, средокрестие, боковой неф,
центральный неф) – классический тип
построения храма. Возведение храмов,
украшенных мозаикой, росписями
(фресками) и иконами.
XI в. в древнерусской архитектуре – эпоха
«трех Софий» – София Киевская, София
Новгородская и София Полоцкая.

5. Собор Святой Софии (реконструкция), Киев

6. Собор Святой Софии, Киев

7. Собор Святой Софии, Киев

8. Собор Святой Софии, Новгород

9.

10. Собор Святой Софии (макет первоначального облика), Полоцк

11. Собор Святой Софии, Полоцк

12. Собор Святой Софии, Полоцк

13. Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово

14.

15.

16. Дмитриевский собор, Владимир

17.

18. Успенский собор, Владимир

19. Шатровое зодчество

Шатровые храмы — особый архитектурный тип,
появившийся и ставший распространённым в
русском храмовом зодчестве.
Вместо купола здание шатрового храма
завершается шатром.
Шатровые храмы бывают:
• деревянными,
• каменными.
Каменные шатровые храмы появились на Руси в
начале XVI в. и не имеют аналогий в архитектуре
других стран.

20. Воскресенская церковь из с. Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 г.

Воскресенская церковь из с. Потакино
(Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 г.

21. Церковь Вознесения Господня в Коломенском (Москва), 1528-1532 гг.

22. Москва, Соборная площадь

23. Успенский собор, 1475–1479 гг. (зодчий – Альберти Фиораванти – Аристотель)

24. Благовещенский собор, 1484–1489 гг. (псковские мастера Кривцов и Мышкин)

25. Церковь Ризположения, 1484–1485 гг. (псковские мастера)

26. Архангельский собор, 1505–1508 гг. (архитектор – Алевиз Фрязин)

27. Колокольня Ивана Великого, 1505–1508 гг. (зодчий – Бон Фрязин)

28. Москва, Красная площадь

29. Собор Василия Блаженного, 1555–1561 гг. (зодчие – Барма и Постник Яковлев)

30. Деревянное народное русское зодчество

31. Кижи, Покровский собор

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

• Кижи – памятник деревянного зодчества:
церкви, купеческие дома, избы,
хозяйственные постройки.

42. Живопись Древней Руси

• Монументальная (фреска, мозаика);
• Станковая (икона).

43. Каноны написания икон:

• Декоративное решение, плоскостное;
• Пейзаж условный, с обратной перспективой;
• Используется закон ритма (линии, фигуры,
движения);
• Изображение величавое, монументальное;
• Фигуры диспропорциональные
(непропорциональные).
• Глаза – главное передачи души.

44. Иконописные школы:

• византийская;
• новгородская;
• псковская.

45. Византийская школа иконописи

Распространена в России в XI–XII вв.,
оказала большое влияние на русскую
иконопись. Суровая, сдержанная,
эмоции нежизнерадостные, строгая.
Краски преобладают коричневые.
Лица похожи на греков.

46. Новгородская школа иконописи

Эмоциональная, динамичная, приветливо
радостная, немного простодушная,
малоконтрастная, иногда лиричная,
мягкая по цвету, простая по композиции.
Цвет яркий, часто красный. Поздняя
новгородская живопись была парадной,
фольклорной, праздничной.

47. Псковская школа иконописи

Фигура тяжелая, неподвижная. Цвет
темно-коричневый. У святых носы
не прямые, а – «башмачками».

48. Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430)

49. «Архангел Михаил»

50. «Спас»

51. «Троица»

52. «Апостол Павел»

53.

Древнерусская иконопись прекратила
существование как господствующая
художественная система. XVII столетие
завершает семивековую историю
древнерусского искусства. С этого
времени древнерусская иконопись
прекратила существование как
господствующая система.
English     Русский Правила