2.30M
Категория: ПсихологияПсихология

Экзистенциально-гуманистические теории личности

1.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Работа студентки 3 курса факультета
«Клиническая психология» ЯГМУ
- Полетаевой Д.В.
Руководитель:
- Асс. кафедры психиатрии - Гаврилов В. В.

2.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Экзистенциальное направление в психологии в Европе возникло
к середине ХХ века на стыке двух тенденций:
* неудовлетворенностью психологов и
терапевтов господствовавшими тогда
детерминистскими взглядами и
установкой на объективный, научный
анализ человека;
* стремительным развитием
экзистенциальной философии, проявлявшей
интерес к психологии и психиатрии.
Среди представителей экзистенциальной
философии: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. де Унамуно, Н. Бердяев и
Л. Шестов.
В результате в психологии появилось новое течение экзистенциальное, представленное такими именами как
Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.

3.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением
собственно экзистенциального направления - очень многие психологические
школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи.
Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса,
К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др.
После Второй мировой войны экзистенциальный подход получил
широкое распространение и в США. В число его наиболее ярких
представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической
революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом
опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло Мэй,
Джеймс Бюджентал и др.

4.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения
выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против
доминирования бихевиоризма и психоанализа в США,
получив название третьей силы.
К гуманистической психологии относится направление позитивной
психологии, которое занимается исследованием положительных
аспектов психики человека. В качестве своей философской базы она
опирается на экзистенциализм.
К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу,
Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Шарлотта Бюлер,
Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь и другие.

5.

ПРИНЦИПЫ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
- обобщены и сформулированы Р. Фрейджером и Д. Фэйдименом
в книге «Теории личности и личностный рост», (2002)
1. Существование человека предшествует его сущности. Свою
сущность он обретает по ходу существования на протяжении всей
своей жизни. Человек делает себя сам.
2. Существование человека - это свободное существование.
Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода
выбора», которую никто не может отнять у человека.
Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны,
предпочитая жить «как заведено в мире», неподлинно.

6.

ПРИНЦИПЫ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
- сформулированные Р. Фрейджером и Д. Фэйдименом, (2002)
3. Существование человека включает в себя ответственность:
не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир,
интерпретируемый свободой, есть целостный:
решая как поступить, человек сам выбирает быть таким или
другим всему миру, и себя в нём.
4. Человеческое существование — это бытие, обращённое в
смерть. Оно временное и конечное.

7.

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Джеймс Бьюдженталь (1963) выдвинул пять основных
основополагающих постулатов гуманистической психологии:
1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих
составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в
результате научного изучения его частичных функций).
2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих
отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён
своими частичными функциями, в которых не принимается в
расчёт межличностный опыт).

8.

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Постулаты гуманистической психологии по Д. Бьюдженталю (1963):
3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не
учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем
процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть
цель, ценности и смысл).

9.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
К наиболее важным, по нашему мнению, экзистенциальногуманистическим теориям личности, относятся:
1. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу
1908-1970, США
2. Феноменологическая теория Карла Роджерса
1902-1987, США
3. Экзистенциальный анализ и логотерапия Виктора Франкла
1905-1997, Австрия
4. Позитивная психотерапия Носсрата Пезешкиана
1933-2010, Иран - Германия

10.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
АБРАХАМА МАСЛОУ
Ключевые элементы гуманистической
психологии А. Маслоу:
1. Индивид как единое целое.
(Каждого человека нужно изучать как единое,
уникальное, организованное целое).
2. Неуместность экспериментов на животных.
(Изучение животных неприменимо для
понимания человека, так как при этом
игнорируются те характеристики, которые
присущи только человеку)
Abraham Harold Maslow
1908-1970, USA
Маслоу А. Мотивация и Личность 3-е изд./ А. Маслоу – СПб: Питер, 2011. – 352 с.
Маслоу А. Новые рубежа человеческой природы 2-е изд./ А. Маслоу – СПб: Смысл, 2011. – 496 с.

11.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
АБРАХАМА МАСЛОУ
Ключевые элементы гуманистической психологии А.Маслоу:
3. Внутренняя природа человечества.
(Природа человека в сущности хороша или,
по крайней мере, нейтральна)
4. Творческий потенциал человека.
(Творчество как черта, потенциально присутствующая
во всех людях от рождения.)
5. Акцент на психическом здоровье.
(Мы не можем понять психическое заболевание,
пока не поймем психическое здоровье)

12.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
АБРАХАМА МАСЛОУ
А. Маслоу предположил,
что все человеческие
потребности организованы
в иерархическую систему
приоритета или
доминирования.
Если одна потребность
удовлетворена, другая
всплывает на поверхность
и направляет внимание и
усилия человека.

13.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
АБРАХАМА МАСЛОУ
А. Маслоу выделил две глобальные категории мотивов
человека: дефицитные мотивы и мотивы роста
Дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям
Их отсутствие вызывает болезнь;
Их присутствие предотвращает болезнь;
Их восстановление излечивает болезнь;
При определенных сложных, свободно выбираемых условиях,
человек предпочтет удовлетворить их;
• Они неактивны или функционально отсутствуют у здорового
человека.

14.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
АБРАХАМА МАСЛОУ
А. Маслоу выделил две глобальные категории мотивов
человека: дефицитные мотивы и мотивы роста
Мотивы роста или метапотребности имеют отдаленные
цели, связанные со стремлением воплотить наши
возможности в действительность.
К ним относятся:
• Целостность
• Красота
• Доброта
• Совершенство
• Уникальность
• Завершение
• Ненапряженность
• Закон
• Игра
• Активность
• Истина
• Опора на себя
• Богатство
• Простота

15.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА
ФЕНОМЕН (греч. от – являться, быть видимым) –
явление, предмет, данный в чувственном
созерцании.
Основные идеи теории личности К. Роджерса:
Поведение человека можно понимать только
в терминах его субъективного восприятия
и познания действительности.
Carl Ransom Rogers
1902-1987, USA
Люди свободны в решении, какой должна
быть их жизнь в контексте врожденных
способностей и ограничений.
Люди в своей основе добры и обладают
стремлением к совершенству.
Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс – М: Эксмо-Пресс, 2001. -270 с.
Роджерс К. Групповая психотерапия / К. Роджерс – М: Институт общегуманитарных исследований, 2017. -174с.

16.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА
ФЕНОМЕН (греч. от – являться, быть видимым) – явление,
предмет, данный в чувственном созерцании.
Ключевые элементы феноменологической теории К.Роджерса:
1. Сущность природы человека ориентирована на движение
вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична.
2. Все поведение вдохновляется и регулируется неким
объединяющим мотивом, тенденцией к актуализации это процесс осуществления человеком на протяжении
всей жизни своих возможностей с целью стать
полноценно функционирующей личностью.

17.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА
ФЕНОМЕН (греч. от – являться, быть видимым) – явление, предмет, данный в
чувственном созерцании.
Ключевые элементы феноменологической теории К.Роджерса:
3. Реальным для индивида является то, что существует в
пределах внутренней системы координат человека или субъективного
мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент
времени. Субъективное восприятие и переживания не только
представляют собой личную реальность человека, но также образуют
основу для его действий.
4. Потребность в позитивном внимании. Существование
обусловленного позитивного внимания и безусловного позитивного
внимания.

18.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА
ФЕНОМЕН (греч. от – являться, быть видимым) – явление, предмет,
данный в чувственном созерцании.
Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля
восприятия человека, которая состоит
из
осознанного восприятия и ценностей Я.
Я-концепция - представления человека о том, что он собой
представляет.
Состоит из:
• Я-реального – реальный образ Я (Какой я есть)
• Я-идеального – идеальный образ Я (Каким я хочу быть)
Я-зеркального – зеркальный образ Я (Каким, по моему мнению,
меня видят окружающие)

19.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА
ФЕНОМЕН (греч. от – являться, быть видимым) – явление, предмет,
данный в чувственном созерцании.
Характеристики полноценно функционирующего человека:
• Открытость переживанию
• Экзистенциальный образ жизни
• Организмическое доверие
• Эмпирическая свобода
• Креативность

20.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И
ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА
ЛОГОС (от греч. λόγος — слово,
высказывание, рассуждение,
учение, основание).
Десять тезисов о личности:
1. Личность есть индивидуум, личность
есть нечто неделимое.
2. Личность не только неделима, но и
неслагаема.
Viktor Emil Frankl
1905-1997, Republik Österreich
3. Каждая отдельная личность есть нечто
абсолютно новое
Франкл В. Воля к смыслу/ В. Франкл – М: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 144 с.
Франкл В. Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере/ В. Франкл – М: Альпина нон-фикшн, 2019. – 240
с.

21.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И
ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА
Десять тезисов о личности В.Франкла:
4. Личность духовна.
5. Личность экзистенциальна.
6. Личность соотносится с Я, а не с Оно.
7. Личность не только есть единство и целостность, она еще и создает
единство и целостность.
8. Личность динамична
9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии
подняться над самим собой и отнестись к себе самому.
10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.

22.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И
ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА
Учение о смысле жизни и - о свободе воли.
Учение о стремлении к смыслу:
Основной тезис – человек должен верить в смысл, которым обладают
его поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает
«экзистенциальный вакуум», если это стремление не реализовано.
Субъективно он переживается как ощущение внутренней пустоты,
бессмысленности существования.
Учение о смысле жизни:
Основной тезис – ни при каких обстоятельствах человека нельзя
лишить смысла жизни, он всегда может быть найден. Жизнь ставит
перед человеком вопрос о смысле, а не человек ставит вопрос о смысле
своей жизни.
Учение о свободе воли:
Основной тезис – человек свободен, найти и реализовать смысл жизни
даже тогда, когда его свобода заметно ограничена объективными
обстоятельствами.

23.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И
ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА
Основные тезисы о смысле:
Стремление к осознанию смысла жизни врожденное, и именно этот
мотив является ведущей силой развития личности.
Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого
человека в каждый момент его жизни.
Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих
возможностей.
Обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с
творческой активностью человека в нем и его продуктивными
достижениями.
Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать
приводит к неврозу, порождая у человека состояния вакуума и
экзистенциальной фрустрации.

24.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И
ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА
• Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является
основной движущей силой человека.
• Разработанные В. Франклом логотерапевтические методы дерефлексия, парадоксальная интенция и изменение установки
по отношению к страданию - направлены на актуализацию и
раскрытие персональных способностей личности как духовной
сущности человека.
• Задача экзистенциального анализа заключается в том,
чтобы неосознанный образ человека, сделать осознаваемым.
Логотерапия ставит своей задачей помочь человеку
в его поисках смысла жизни.

25.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
НОССРАТА ПЕЗЕШКИАНА
Основные положения:
Носсрат Пезшкиан
1933-2010, Иран - Германия
1. Позитивное представление о
человеке исходит из того, что
каждый человек от рождения
обладает двумя основными
способностями: познавать и
любить.
Каждый человек личностно
неповторим, добр по своей
природе и имеет врожденное
влечение к добру.
Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия.- М.: Медицина, 1996. - 464 с.
Пезшкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов - С-Пб.: Речь, 2001. -288 с.

26.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
НОССРАТА ПЕЗЕШКИАНА
Основные положения позитивной психотерапии:
2. Каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными
способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к
неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста,
индивидуального раскрытия.
3. Рассмотрение человека в процессе его изменений производится
комплексно и анализируется тесная взаимосвязь: тела, души и духа.
Основные принципы позитивной психотерапии:
- Принцип надежды (помогает прочувствовать способности, принять на
себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни);
- Принцип баланса (анализирует жизнь и развитие личности в четырех
сферах: телесное, социальное, ментальное и духовное);
- Принцип самопомощи (гармонизация, адаптация и развитие личности).

27.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
НОССРАТА ПЕЗЕШКИАНА
Основные положения позитивной психотерапии:
5. Направленность на развитие и будущее. Признание полной
ответственности за жизнь помогает каждому делать конкретные шаги
по изменению своей реальности.
6. Принцип уникальности личности. Жизнь не имеет стандартов.
7. Принцип реальности. Разнообразие и многогранность источников
человеческого счастья заключается в том, что использовать и получить
удовольствие можно от «того, что есть» в данный момент (здесь и
теперь), а не от того, что «могло бы быть».

28.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрены четыре теории личности относящие к
экзистенциально-гуманистической психологии:
А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и Н. Пезешкиана.
Каждая теория имеет свои специфические черты но все они
объединены идеями экзистенцианализма и гуманизма об уникальности,
целостности личности, о стремлении к смыслу, совершенству,
свободе, направленности на будущее, о значимости творчества,
самопознания и самоактуализации, об ответственности за свою
судьбу и о, несомненно, доброй и чистой сущности человека.
English     Русский Правила