8.88M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиторы – основоположники балетной музыки

1.

МАОУ ДО ЦРТДиЮ
г.о. Чехов
Методическая разработка на тему:
Композиторы – основоположники
балетной музыки
Подготовила: концертмейтер высшей квалификационной категории
Яшина Наталья Алексеевна
Часть1 -я
Цезарь Пуни

2.

Цезарь Пуни (Чезаре Пуньи) родился 31 мая 1802 года в
Генуе. Музыкальное образование получил в родном
городе, занимаясь у А. Ролла, Б. Азиоли и К. Соливы.
Творческий путь начал с духовных сочинений, позднее
обратился к оперному жанру, создав оперы «Вендетта»,
«Ричард Эдинбургский», «Контрабандист» и другие. В
течение некоторого времени работал в знаменитом
миланском театре Ла Скала пианистом. Но основная его
деятельность была связана с балетом. Всего им было
создано 312 балетов, наиболее известные из которых и по
сей день занимают значительное место на театральных
сценах. Первые его балеты были созданы в конце 20-х
годов XIX века, причем композитор сотрудничал с самыми
крупными хореографами того времени — П. Тальони, Ж.
Перро, А. Сен-Леоном. В его балетах танцевали
выдающиеся балерины, в том числе Карлотта Гризи,
Мария Тальони, Фанни Эльслер. Наиболее популярными
стали «Макбет», «Осада Кале», «Замок Кенильворт»,
«Чертова мельница», «Маркитантка», «Мраморная
красавица», «Ундина», «Эсмеральда», «Скрипка дьявола».

3.

В 1851 году Пуни был приглашен в Петербург, где получил должность сочинителя балетной музыки
при императорских театрах, которую и занимал до конца жизни. Здесь началось его многолетнее
сотрудничество с выдающимся хореографом М. Петипа. Совместно с Петипа им было создано для
Мариинского театра 35 балетов, в числе которых — «Дочь фараона» (1862), «Конек-Горбунок» (иначе
«Царь-девица», 1864) по сказке Ершова, «Царь Кандавл» (1868). Балеты Пуни занимали
значительное место в репертуаре императорского театра, шли и на других сценах в течение
длительного времени.
Ма́риус Ива́нович Петипа́ — французский и российский
солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

4.

Предлагаю вашему вниманию
посмотреть отрывок из балета
«Наяда и рыбак»
https://youtu.be/1MtNCWX4K5I

5.

Творческое наследие
Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими
формами, пластичностью, яркой танцевальностью.
В том числе благодаря этим качествам, некоторые балеты композитора до сих присутствуют
в репертуаре балетных театров. Так, «Эсмеральда» если не целиком, то во фрагментах,
продолжала существовать в советское время и на московской и на ленинградской сценах
(возобновление Василия Тихомирова, 1926 и Агриппины Вагановой, 1935 и 1948
соответственно). В качестве примера классического балетного наследия сохранился pas de
quatre «Фрески» из балета «Конёк-Горбунок». Уже в XXI веке балетмейстером Пьером
Лакоттом были заново поставлены «Дочь фараона» (Большой театр, 2000) и «Ундина»
(Мариинский театр, 2006).

6.

Конёк-Горбунок (балет Пуни)
«Конёк-Горбунок, или Царь-девица» — балет по одноимённой сказке Петра
Ершова в 4 актах и 9 картинах. Композитор — Цезарь Пуни, автор либретто и
балетмейстер — Артур Сен-Леон. Это был первый балет на русскую
национальную тему, где использовались популярные русские мелодии.

7.

Отрывок из стихотворной сказки «Конёк-горбунок» П. Ершова появился в 1834 году в журнале
«Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по
требованию цензуры; только в 1856 году она была издана полностью. И сразу же получила
признание читателей.
Через некоторое время композитор Цезарь Пуни и французский балетмейстер Артур Сен-Леон
создали на её основе балет. За написание сценария к балету взялся сам балетмейстер. Из-за
острой сатирической направленности произведения Сен-Леон подверг сюжет многочисленным
переделкам. Французского балетмейстера, специально приглашенного русским императором,
мало интересовали демократические идеи по развитию России, лежащие в основе поэтической
сказки Ершова. Его привлек внешний сюжет и воспроизведение его в танце. Вместо главного
героя ершовской сказки Иванушки в балете основным действующим лицом стала Царь-девица,
царя заменил хан.
Чтобы придать музыке национальную окраску, Цезарь Пуни использовал произведения русских
композиторов, а балетмейстер вынес на сцену острохарактерный народный танец, значительно
интерпретировав его и сложив с классическими балетными па. В результате балет открыл новый
псевдорусский лубочный стиль на классической сцене.

8.

Фильм – балет «Конек-Горбунок». Ленинградский театр
им. С.М.Кирова (1991)
https://youtu.be/v91M-uQ6ODA

9.

Балет «Эсмеральда»
Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» создан по мотивам
знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской
Богоматери». Автор либретто Ж. Перро - известный
балетмейстер. Сюжет балета претерпел значительные
изменения по сравнению с первоисточником, балетмейстера
категорически не устроил трагический финал произведения,
поэтому он решил его изменить, оставив в живых всех главных
героев и подарив Эсмеральде долгожданное счастье. Кроме
того, он решил отказаться от острого социального подтекста,
выдвинув на первый план линию любви. Примечательно, что
когда Ж. Перро работал над сюжетом, он опирался вовсе не на
само произведение В. Гюго. В основном он пользовался
либретто, которое создал великий писатель для оперы
«Эсмеральда», естественно с собственными изменениями.

10.

Краткое содержание «Эсмеральды»
Все события разворачиваются в конце XV века. Двор чудес – это место в Париже, где собираются
бродяги, воры и нищие. Именно там, красавица Эсмеральда спасает бедного поэта Пьера Гренгуара от
казни и по законам этого места, они теперь должны пожениться. Саму девушку преследует влюбленный
в нее КлодФролло и Квазимодо. Он всячески пытается добиться расположения красавицы, но все
напрасно. От преследований настойчивого ухажера ее спасает капитан Феб де Шатопер со своим
патрулем. Теперь и этот бравый офицер пленен красотой Эсмеральды, однако, у него есть невеста Флер
де Лис. У них уже назначена дата свадьбы, но появление молодой цыганки внезапно нарушает все их
планы.
Клод Фролло не может успокоиться и смититься с отказом, он снова пытается заполучить сердце своей
любимой, только уже обманом. Он видит, что Эсмеральда влюблена в Феба и внезапно нападает на него,
вонзив в грудь капитана кинжал. Виновной во всем этом он выставляет несчастную девушку, у которой
есть спасение от неминуемой казни – быть с Фролло. Эсмеральда отказывается от этого и внезапно
появляется спасенный Феб, ее возлюбленный, который лишь получил тяжелое ранение. Квазимодо,
безнадежно любящий Эсмеральду, спасает ее от Фролло и сам убивает его. Теперь счастью красавицы и
капитану Фебу ничего не мешает.

11.

12.

Посмотрим замечательный фильм-балет по роману Виктора Гюго «Собор Парижской
Богоматери» на музыку Цезаря Пуни.
https://youtu.be/1vqkYn7srC0

13.

«Дочь фараона» — балет в трёх действиях

14.

Сюжет
Молодой англичанин лорд Вильсон путешествует по Египту со своим слугой Джоном Булем. Они
знакомятся с арабскими купцами и, когда начинается песчаная буря, вместе с ними укрываются в
пирамиде. Там в усыпальнице хранится мумия дочери могущественного фараона Аспиччии.
Спасавшиеся в пирамиде люди закуривают трубки, дым окутывает их и приносит удивительные
видения… Все изменяются: сам лорд Вильсон превращается в прекрасного египетского юношу по имени
Таор, его слуга тоже оказывается египтянином Пассифонтом, раздвигаются стены, ожившие мумии
выходят из саркофагов, среди них красавица Аспиччия в окружении служанок. Таор и Аспиччия смотрят
друг на друга, и их сердца открываются любви. Но на пути влюбленных стоит множества преград. То на
красавицу нападет лев, от которого ее спасает Таор; то от гнева фараона спасает Таора Аспиччия; то на
них обрушивает новое несчастье — фараон желает отдать дочь замуж на нубийского короля, и
влюбленные бросаются бежать. Но опять их преследуют неудачи — нубийский король настигает их.
Спасаясь от нежеланного замужества, Аспиччия бросается в Нил. Нил — это река, но в видениях Нил
становится одушевленным существом, властителем подводного царства, выполняющим волю Аспиччии и
возвращая ее на землю живой и невредимой. Она бежит во дворец к своему отцу — и как раз вовремя —
потому что пойманного враждебными силами Таора ждет смертная казнь. Но Аспиччия рассказывает о
своих приключениях фараону, и тот соглашается на брак дочери с Таором. Казалось бы — вот оно,
счастье… Но видения неожиданно заканчиваются, а проснувшийся лорд Вильсон обнаруживает себя в
пирамиде, где его сморил чудный сон

15.

Предлагаю вашему вниманию балет
Цезаря Пуни «Дочь фараона» в 3-х
действиях
• https://youtu.be/j1oa9iYkRMs 1 - е
действие
• https://youtu.be/qPUsHboG4do 2 - е
действие
• https://youtu.be/GKZsFjYOEIo 3 - е
действие

16.

Цезарь Пуни оставил след в искусстве исключительно
как автор многочисленных балетов. Его музыка
мелодична, отличается ясностью формы, четкостью и
разнообразием ритма. Композитор превосходно
знал специфику балетной драматургии, умел создать
музыку, органично выражающую балетные образы.
Композитор скончался 14 (26) января 1870 года в
Петербурге.

17.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
До новых встреч
English     Русский Правила