91.58K
Категория: ИсторияИстория

Ваганты, трубадуры и труверы. Тема №5

1.

Тема № 5.
Ваганты, трубадуры и
труверы.
Выполнена: Васильевой Алиной Петровной.
Студенткой группы 4801.

2.

Ваганты.
Вага́нты (от лат. vagantes — странствующие) — творческие люди в Средние века (XI—XIV
века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже,
прозаических произведений.
Клирики быстро смекнули, что в беспрестанном просиживании за столом нет ничего
интересного, и сменили унылую тишину храмов на задорный гомон харчевни. Так в своей
«Исповеди» известный вагант под псевдонимом «Архипиита» описывает свою молодость:
Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
Или к виноделам.
Сидя в кресле, на заду
Натирать мозоли?!
О, избавь меня, господь,
От подобной роли!

3.

История.
В таком употреблении слова в понятие вагантов войдут такие социально разнородные и
неопределённые группы, как французские жонглёры (jongleur, jogleor — от латинского
joculator — «шутник»), немецкие шпильманы (Spielmann), английские менестрели (minstral
— от латинского ministerialis — «слуга») и т. д. Однако обычно слово «ваганты» применяется в
более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве
исключительно, или во всяком случае преимущественно, латинским языком —
международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики,
жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной
должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими
товариществами, переходившими из одного университета в другой, как лишь позднее —
уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться
представители других сословий, в частности, городского.
Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии вагантов.
В формах своей лирической и дидактической поэзии ваганты тесно связаны картинами
каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы
вагантской формы (тоническое стихосложение, рифмы, лексика, стилистические
украшения), а через неё — с латинской поэзией раннего христианства и античного мира.
Для любовной лирики вагантов особенно велико значение Овидия («Наука любви» и другие
произведения).

4.

Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера,
Амур, Купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), которыми ваганты любили украшать свои
произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. п.), они любят слушать
песни птиц, но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишённых столь
типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное
служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения;
характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен —
подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и
миннезингеров (см. Вальтер фон дер Фогельвейде).
Можно установить реминисценции античной поэзии и в описаниях и символике природы у
вагантов, которые по яркости красок часто превосходят весенние зачины куртуазной
лирики; с другой стороны, в символике природы у вагантов много совпадений с народной
песней, бесспорно влиявшей на их поэзию. С мотивами любви в лирике вагантов
соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен вагантов впоследствии
сложились многочисленные студенческие песни: «Meum est propositum» (соч. «Архипииты»
XII век), «Gaudeamus igitur», и другие.

5.

Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они
пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до
пародирования литургии и Евангелия.
Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Вальтер (Готье)
Шатильонский (вторая половина XII века), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem
apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII века); немецкий вагант, известный под
своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII века) и некоторые
другие.
Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII—XIV вв. Среди них самый
объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana),
рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне
(отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои
стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.

6.

Трубадуры.
Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-музыканты
(инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании. Творчество трубадуров
охватывает период с конца XI до XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII
века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части
Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов
Италии и Испании. Они активно участвовали в социальной, политической и
религиозной жизни общества того времени. После альбигойского крестового похода
исчезли совсем, оставив после себя богатое культурное наследие.
Большей частью, благодаря трубадурам сложился первый литературный романский
язык: на старопровансальском писали позднее поэты Каталонии и Северной Италии.
Под влиянием провансальской лирики формировались поэзия труверов и поэзия
миннезингеров, их творчество вдохновляло Данте, поэтов Dolce stil nuovo, Петрарку. В
новое время лирика трубадуров была забыта, и лишь романтики открыли её заново,
тогда же было положено начало её изучению. В конце XIX — начале XX века
французские учёные ввели в оборот термин poesie occitane, более определённо
указывающий на географию распространения поэзии трубадуров и её специфику.

7.

Истоки поэзии трубадуров.
В пору зрелого средневековья оживлённая торговля обогатила южные районы
Франции. При больших и малых замках формировались феодальные дворы.
Некоторые из представителей знати обосновывались в городах, переживавших свой
расцвет. Изменился замковый быт, досуг их обитателей стал более многообразным.
Среди знати стало придаваться большое значение учтивости в обращении, умению
вести интересный разговор. Повседневность оставалась всё такой же суровой, и
ценности зарождавшейся новой, куртуазной культуры стали реакцией на
действительность, далёкую от идеалов.
Контакты Прованса с частью Пиренейского полуострова, находившейся под властью
арабов, отнюдь не ограничивались только военными конфликтами. С правителями
арабской Испании христианские владыки зачастую заключали дипломатические, а
иногда и брачные союзы. Через Пиренеи шли караваны купцов и паломников.
Мусульманская Испания стала для европейцев источником новых познаний в области
географии, архитектуры, философии, медицины, литературы. Эпоха крестовых
походов познакомила христианский Запад с культурами Ближнего Востока и
Византии.

8.

На формирование провансальской лирики оказали влияние средневековая латинская
поэзия, народная романская, а также арабская поэзия Пиренейского полуострова.
Считается, что последняя в значительной мере воздействовала на развитие лирики
трубадуров. Прежде всего это относится к заджалю — жанру строфической поэзии на
разговорном арабском языке, которым пользовались жители Испании — как христиане,
так и мусульмане. Так, исследователи обратили внимание на сходство в строении строф
в части произведений первого известного трубадура Гильома Аквитанского с Диваном
арабо-испанского поэта Ибн Кузмана (конец XI — начало XII вв.). Завершающие строфы
заджалей — харджи— писались разговорным романским языком, но арабскими
буквами. Известны также харджи, написанные на древнееврейском языке. Это
раскрывает смешанную природу поэзии Испании, испытавшей влияние как Востока, так и
Запада. Пиренейский полуостров стал мостом между поэтами Прованса и арабской и
персидской лирикой.
Некоторые трубадуры отделяли себя от авторов-новеллистов, относились свысока к
эпической литературе. Один из лучших провансальских поэтов, Гираут де Борнель, считал,
что романы и новеллы не достойны того одобрения, которое встречают при дворах знатных
покровителей искусства.

9.

Куртуазная любовь.
Трубадуры создали своеобразную культуру любви — fine amor (куртуазную любовь), составляющую главное
содержание их лирики. Культ идеальной любви пришёл в поэзию трубадуров из арабской поэзии Испании,
воспевавшей целомудренную мистическую любовь. Исследователи находят много общего у куртуазной
любви трубадуров с проникшим в мусульманскую поэзию пониманием любви в суфизме. Идеальной форме
любви посвятил свой трактат «Ожерелье голубки» Ибн Хазм, арабо-испанский поэт XI века.
Обычным являлось поклонение трубадура Даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной
лестнице, причём сословное неравенство всячески подчёркивается. Любовь к замужней женщине ставит
непреодолимую преграду, это непременное условие куртуазной ситуации. Стремление к Даме бесконечно:
целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное
совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства. Следствием
культа «Прекрасной Дамы» стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине,
преобразившее её из существа низшего порядка в идеал. Некоторые исследователи полагают, что выбор
объектом поклонения именно замужней Дамы определялся тем, что, в отличие от девушки, она находится на
более высоком уровне духовного развития.
Один из трубадуров разделяет куртуазное служение на четыре степени: первая — любовь колеблющегося
(feignaire), когда рыцарь ещё не отваживается поведать о чувстве даме. Вторая — просящего, умоляющего
(pregaire), когда ободрённый ею кавалер признаётся в своей склонности. Третья — услышанного (entendeire)
— он получает от дамы в залог любви её ленты, перчатки, пояс. И последняя — друга (drutz), когда она
выражает своё согласие поцелуем, часто первым и единственным. Для провансальской лирики характерен и
закономерен перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных
отношений рыцаря и Дамы.

10.

По мнению медиевиста Жоржа Дюби, культ Прекрасной Дамы связан с обычаем воспитывать
будущих рыцарей при дворе сеньора или старшего родственника и зародился в части
рыцарства (младшие сыновья в семье), исключённой из сферы брачных отношений. Супруга
сеньора, хозяйка дома, становилась объектом почитания среди юношей, находившихся при
феодальном дворе. Женщины феодального Юга более активно участвовали в управлении
собственностью и пользовались большей свободой, однако и здесь брак среди
представителей знати рассматривался в первую очередь как средство присоединения новых
владений, чувства же будущих мужа и жены не принимались в расчёт. Лирика трубадуров
противопоставила сложившемуся институту брака по политическим мотивам культ
незаинтересованной любви. Женщина принадлежала мужу, нарушение ею правил,
установленных обществом, влекло за собой наказание. Игра в любовь несла в себе
опасность, риск разоблачения придавал ей особую остроту и требовал выражения чувств
иносказанием. Сохранение тайны стало одним из важнейших условий куртуазного этикета. Со
временем культ Прекрасной Дамы у эпигонов рыцарской поэзии переродился в почитание
Девы Марии, а куртуазия стала чистой условностью. Однако в лучших образцах поэзии
трубадуров куртуазная любовь пережила свой наивысший расцвет.
Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только
сочиняли свои песни, но и целую воображаемую вселенную, в которой существуют
лирические герои. Провансальская поэзия открыла для европейской лирики не исследованный
прежде мир индивидуальных переживаний.
Важный мотив в лирике трубадуров — мистический, параллельный повседневности мир сна,
грёзы, видения. Именно здесь исполняются самые сокровенные желания, и высокая любовь
становится достижимой.

11.

Концепция идеальной любви не проецировалась на реальную ситуацию, оставаясь игрой, однако её
влияние трудно переоценить. Дальнейшее развитие европейской литературы и культуры в целом, вплоть до
появления правил этикета, обусловлено перенятием этой модели, которая, трансформируясь, проникла во
все сферы жизни. Дюби предполагает, что под воздействием куртуазной культуры в аристократической
среде началось формирование «нового типа обращения с женщиной».
Исключительно светская культура трубадуров, сложившаяся рядом с христианством, не отрицала его
ценностей. Однако внецерковный характер куртуазных норм нередко провоцировал гонения на их
распространителей. Так, куртуазный трактат Андрея Капеллана «О пристойной любви» был запрещён
церковью в 1277 году.
Иногда к нарушителям кодекса куртуазной любви причисляют Маркабрюна. Этот один из ранних трубадуров
известен своими обличительными произведениями, написанными в «тёмном стиле» и не всегда
поддающимися расшифровке. Однако страстность, с которой он критикует выродившиеся идеалы
куртуазии, имеет в своей основе сожаление о прошедшем, том времени, когда только и была возможна
любовь настоящая и утончённая. Ещё один суровый моралист, Пейре Карденаль, возносит благодарность
Любви за то, что наконец он освободился от неё, и насмешливо перечисляет все штампы куртуазного
поведения, которым уже не надо следовать.
Концепция куртуазной любви породила множество интерпретаций. В ней находили отражение такие
различные философские воззрения как спиритуализм и сенсуализм. Присутствие же в лирике трубадуров
песен пародийно-игрового начала, где намеренно умаляется высокая любовь, привело к упрёкам их в
грубости и фальши. Философ Жак Лакан, анализируя одну из средневековых поэм, где герой охотно
подвергается унижениям со стороны Дамы, пришёл к выводу, что в рамках куртуазной любви заключаются
«предельно недуховные» отношения господина и вассала, а в образе Дамы нет «ничего общего со
спиритуальной чистотой». В начале XX века немецкий исследователь Э. Векслер (нем.) утверждал, что
трубадуры в своих стихах лишь имитировали любовь, а песни сочинялись исключительно с целью получения
материального вознаграждения от сеньора. Векслеру возражал В. Ф. Шишмарёв, считавший, что в культе
Дамы впервые были признаны достойным уважения, внимания чувства человека «и найдена поэтическая
формула любви».

12.

Конец эпохи трубадуров.
Поэзия трубадуров прошла все этапы развития от зарождения через расцвет к полному
упадку за два столетия своего существования. Традиционно «последним трубадуром»
считается Гираут Рикьер, работавший при кастильском королевском дворе в конце XIII века.
Кризис провансальской лирики был усугублен и внешними причинами: альбигойские войны
(1209—1229) разорили Прованс. Показательно и изменение отношения церкви к поэзии
трубадуров: если Монах Монтаудонский в своё время получил разрешение от настоятеля
заниматься искусством, с условием того, что всё его вознаграждение будет передаваться
обители, то через полтора десятилетия, в начале XIII века, канонику и поэту Ги д’Юсселю папа
запретил «сочинять и исполнять песни». Последней попыткой возрождения куртуазной поэзии
на Юге считается учреждение несколькими горожанами Тулузы «Консистории Весёлой науки
(англ.)» (окс. la gaya scienza) — так трубадуры называли своё искусство. Начало этому
объединению было положено поэтами Бернартде Панассаком, Гильемом де Лобра,
Беренгьером де Сант-Планкатом, Пейре де Мейянассеррой, Гильемом де Гонтаутом, Пеем
Камо, Бернартом Отом, которые 1 мая 1324 года провели поэтическое состязание, его
победитель получал в награду золотую фиалку. «Канцлером» общества стал Гильем Молинье,
позднее вместе с Бартоломье Марком создавший поэтический кодекс «Законы любовного
языка». Тулузская школа последователей трубадуров культивировала мистическое
направление в поэзии. Целью Консистории было поощрение к творческой деятельности, для
этого ежегодно проводились состязания между поэтами, авторы лучших произведений
получали награду.

13.

Влияние поэзии трубадуров.
Традиции куртуазной поэзии Юга были переняты ещё в середине XII века французскими труверами, когда
Алиенора Аквитанская, вышедшая замуж за Людовика VII, пригласила к королевскому двору провансальских
поэтов. Несколько позже в становлении северофранцузской поэзии сыграли ключевое значение дворы её
дочерей Марии Шампанской и Алисы Французской. Влияние провансальской лирики испытали ранняя
английская поэзия и особенно творчество миннезингеров, встречавшихся с трубадурами при феодальных
дворах Сицилии, Италии, Богемии. В Каталонии и на севере Италии поэты писали на провансальском языке.
Поэзией трубадуров вдохновлялись Данте, представители Dolce stil nuovo, поэты Cицилийской школы. Петрарка
стал прямым преемником трубадуров, воспев не мистическую возлюбленную, а земную женщину, и раскрыв
сложный мир человеческой души.
По мнению историка литературы Поля Мейера, благодаря трубадурам в романский мир пришла идея «о
поэзии возвышенной по мысли, изящной по форме, способной удовлетворить лучшие умы и нашедшей своё
выражение не в латинском, а в народном языке». В то время, когда латынь была главным литературным языком,
трубадуры на деле доказали то, что после них показал Данте в трактатах «Пир» (итал. Convivio) и «О народном
красноречии» (лат. De vulgari eloquentia), — значение народного языка.
В начале XIX века была обнаружена рукопись «Песенник Ажуда» — наиболее раннего из сохранившихся
средневековых сборников на галисийско-португальском языке. До наших дней дошло около 1680 светских
кантиг (песен), созданных 171 автором на этом языке. Более трети этих песен созданы в жанрах
провансальской куртуазной поэзии и под её влиянием. Кантига насмешки и злословия Ora faz host’o senhor de
Navarra португальского трубадура Жуана Соареша де Пайва считается наиболее ранней из известных
галисийско-португальских песен и предположительно датируется 1196 годом, но не позднее 1220 года. Помимо
восприятия и освоения жанров провансальской литературной традиции трубадуры и жонглёры королевств
Галисии (Пай Соарес де Тавейрос, Бернал де Бонавал, Мендиньо, Мартин Кодас или Кóдакс, Жуан де Кангас),
Португалии («король-трубадур» Диниш I), Кастилии и Леона (Альфонсо X Мудрый) и другие выработали свой
собственный — кантигу о друге (cantiga de amigo, сохранилось около 500 песен), — не имевший аналогов в
поэзии Прованса. Кантига о друге как жанр зародилась на основе автохтонной архаической галисийской
традиции. Расцвет куртуазной поэзии на Иберийском полуострове длился примерно 150 лет — с начала XII до
середины XIII века.

14.

Труверы.
Труве́ры (фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить,
изображать, сочинять) — французские поэты и музыканты, главным
образом, второй половины XII и XIII веков, слагавшие свою поэзию на
старофранцузском языке. Сохранилось около 1400 нотированных
сочинений труверов, ещё больше стихов сохранилось в виде «чистого»
текста (без музыки).

15.

Первый период.
В творческой истории труверов принято выделять три периода. В
первый, докуртуазный период — до середины XII века — творчество
труверов анонимно. Его содержание как по форме, так и по сюжетам
приближается к народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с
миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы).
Основные жанры — романсы или «ткацкие песни» (chansons d’histoire,
chansons de toile), трогательно повествовавшие о любви, песни
плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни —
жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторали и т. п.
Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в
переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая
непосредственность.

16.

Второй период.
Во второй период — приблизительно в 1150—1240 гг. — поэзия труверов становится более
сложной и обретает собственный личный и куртуазный характер. Содержание определяется
новым светско-рыцарским мировоззрением с его "культом земной радости и любви,
понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный
«культ дамы». Появившаяся в тех же общих условиях, что и поэзия трубадуров на юге Франции,
лирика труверов обнаруживает черты сходства с ней по своей тематике и стилистике. Труверы
испытали прямое и довольно сильное влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному
литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. Труверы
путешествовали по Франции, провансальские литературные вкусы и нравы всячески
распространялись двумя дочерьми «первого трубадура» Гильома IX Трубадура, одна из которых
стала французской королевой, другая — графиней Шампанской). Эта «провансализирующая»,
наиболее аристократическая линия в лирике труверов характеризуется сложной, условной
фразеологией и очень приподнятой концепцией любви. Однако в ней не встречается нарочитая
установка на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной
поэзии может служить лирика Кретьена де Труа.
Другие видные труверы периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский
(король Наварры), Готье де Куэнси (автор первого «нелатинского» собрания паралитургических
песен, посвящённых Богородице) и др. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюле и
особенно Колена Мюзе, в творчестве которого вновь оживают мотивы и формы народных песен.
Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu
parti), альба (alba), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера),
переработанная в куртуазном духе пастораль и т. п.

17.

Третий период
Третий период, связанный с появлением городского сословия,
характеризуется в лирике труверов выраженным перерождением
рыцарских жанров и стиля. Новые городские труверы, объединявшиеся в
крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере
— Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов,
сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в
неё новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма,
моральную дидактику и религиозную тематику (культ Божией Матери и т.
п.). Это движение, начавшись ещё в самом конце XII в., переживало свой
расцвет в середине XIII века.
Наиболее ярким представителем поэзии труверов этого периода являлся
Рютбёф, наполнивший свою поэзию злободневным и публицистическим
содержанием. Другие видные труверы — Жан Бодель (хронологически
принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все
элементы нового стиля), Адам де ла Аль, Жанно де Лекюрель. «Последним
трувером» по традиции называют Гильома де Машо, творчество которого
принадлежит уже эпохе Арс нова.

18.

Источники.
Творческое наследие труверов дошло до наших дней
преимущественно через средневековые песенники, причём (как и в
случае с трубадурами) число сохранившихся труверских стихов
значительно превышает число труверских музыкальных сочинений.
Поскольку во времена труверов музыкальная нотация именно во
Франции переживала подъём (в области профессионального
церковного многоголосия), многие мелодии труверов были, к счастью,
нотированы (как правило, post factum) и дошли до наших дней. Всего
сохранилось около 1400 нотированных песен труверов, в том числе 7
композиций Конона де Бетюна, 11 — Готье д’Эпиналя, 17 — Монио
Аррасского, свыше 20 — Готье де Куэнси, 32 — Жанно де Лекюреля, 36
— Адама де ла Аля, около 50 — Тибо Шампанского и около 50 — Гаса
Брюле. Наиболее значителен вклад в историю музыки «последнего
трувера» — Гильома де Машо.
English     Русский Правила