Характерные признаки стихотворения в прозе:
Чтобы разобраться в специфике жанра «стихотворение в прозе» давайте сравним стихотворение И.А. Бунина «Слово» и стихотворение в
Оба автора затронули проблему сохранения языка во времена, тяжелые для страны. Для них слово, речь, язык – великий дар, данный
История создания стихотворений в прозе
основные темы стихотворений в прозе.
Домашнее задание.
1.26M
Категория: ЛитератураЛитература

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (7 класс)

1.

И.С. Тургенев.
Стихотворения в
прозе

2. Характерные признаки стихотворения в прозе:

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ:
небольшой
объем
членение на мелкие абзацы
повышенная эмоциональность
обычно бессюжетная композиция
наличие лирического героя.

3.

Сборник «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенев (рис. 1) выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г.
как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.
Сборник насчитывал 51 стихотворение. Много лет спустя, в 1927 году, в парижском архиве
Тургенева было найдено еще 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930
году, а в России — в 1931 году. Теперь все стихотворения в прозе включены во все издания
сочинений писателя.
Название сборника «Стихотворения в прозе» возникло не сразу. Сначала это было «Postuma»
(«Посмертные»), «Senilia» («Старческие»), затем эти «наброски» Тургенев называет
«Стихотворения в прозе».
Первоначально автор рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих
стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил Тургенева напечатать эти
стихотворения в первоначальном виде. При первом издании этих стихотворений автор написал
следующее пре­дисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд:
тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь:
сегодня одно, завтра другое; и кото­рое-нибудь из них, может быть, заронит тебе чтонибудь в душу».

4. Чтобы разобраться в специфике жанра «стихотворение в прозе» давайте сравним стихотворение И.А. Бунина «Слово» и стихотворение в

прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Слово. Молчат гробницы,
мумии и кости, — Лишь слову
жизнь дана: Из древней тьмы,
на мировом погосте,
Звучат
лишь Письмена. И нет у нас
иного достоянья! Умейте же
беречь Хоть в меру сил, в дни
злобы и страданья, Наш дар
бессмертный — речь.
И. Бунин
Русский язык.
Во дни сомнений, во дни
тягостных раздумий о судьбах
моей родины, – ты один мне
поддержка и опора, о великий,
могучий, правдивый и
свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в
отчаяние при виде всего, что
совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой
язык не был дан великому
народу!
И. Тургенев

5. Оба автора затронули проблему сохранения языка во времена, тяжелые для страны. Для них слово, речь, язык – великий дар, данный

ОБА АВТОРА ЗАТРОНУЛИ ПРОБЛЕМУ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА
ВО ВРЕМЕНА, ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ СТРАНЫ. ДЛЯ НИХ СЛОВО,
РЕЧЬ, ЯЗЫК – ВЕЛИКИЙ ДАР, ДАННЫЙ ВЕЛИКОМУ НАРОДУ.
НО ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ТО, В КАКУЮ ФОРМУ ОБЛЕКЛИ
АВТОРЫ СВОИ МЫСЛИ.
Стихотворение в
прозе
Признаки жанра
Стихотворение
Рифма
+
_
Стихотворный размер
+
_
Способ размещения
на листе
Строфы (все строки –
красные)
Членение на мелкие
абзацы, подобные
строфам.
Объем
Небольшой
Небольшой
Выражение мысли
Краткость
Краткость
Наличие сюжета
Сюжет отсутствует
Бессюжетная
композиция или
Сюжет подчинен
выражению одной
мысли, одного
переживания.
Наличие лирического
героя
Лирический герой
(«Я») есть
Лирический герой
(«Я») есть
Задача слова
Передать мысли,
Передать мысли,
чувства, переживания чувства, переживания

6.

Стихотворение в прозе – прозаическое произведение, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной
ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то одной мысли, одного
переживания, одного образа.
Выбор оригинальной формы объясняется желанием автора максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр
лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления, размышления о
будущем. В этих «эскизах» на самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические – Тургенев размышляет о законах
Вселенной, о природе, о любви, о смерти, о Родине, о красоте, о дружбе, о человеке и, конечно, о себе.
Стихотворение в прозе «Воробей»
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы
аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее
мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его
воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1878
Перед нами не просто рассказ о необычном случае после охоты. Автору важнее поделиться впечатлением от увиденного и натолкнуть читателя
на философское рассуждение о духовных ценностях. Именно глазами лирического героя мы видим беспомощного молодого воробья и старого
воробья, готового пожертвовать собой, несмотря на ужас, которым он охвачен. Мы трепещем вместе с ним и боимся, что собака, кажущая
громадным чудовищем, поддастся охотничьим инстинктам. Мы удивляемся, видя, как Трезор отступает перед отвагой воробья. Мы соглашаемся
с философским выводом автора: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

7.

Стихотворение в прозе «Два богача»
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сиротуплемянницу в свой разоренный домишко.
– Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на нее пойдут, – не на что будет соли добыть,
похлебку посолить…
– А мы ее… и не соленую, – ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
Казалось бы, автор создает два социально противоположных образа: Ротшильд и убогое крестьянское семейство.
Ротшильд – действительно богач. Бедный мужик тоже назван богачом, но в духовном, нравственном плане. Ведь его
готовность последние гроши отдать ради спасения бедной сироты-племянницы стоит гораздо больше, чем
миллионы Ротшильда, потраченные на благотворительность. Стихотворение дает возможность показать цену
настоящего милосердия и заботы о ближних.

8.

Стихотворение в прозе «Нищий»
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала
бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои
похолодевшие пальцы.
– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Февраль, 1878

9.

Стихотворение вызывает у читателя чувства горечи, отчаяния, тоски. Автор добивается
этого средствами художественной выразительности.
В описании старика преобладают эпитеты: нищий, дряхлый старик; воспаленные,
слезливые глаза; посинелые губы; шершавые лохмотья; нечистые раны.
Страшная нищета старика передается метафорой: безобразно обглодала бедность это
несчастное существо!
Чувства и переживания лирического героя передают эмоционально окрашенные
глаголы:
стонал, вздрагивала, прошамкал, стиснул.
Можно сделать вывод, что ценность каждого стихотворения в прозе Тургенева в том, что
они помогают нам заглянуть в душу автора, восхититься глубиной его внутреннего мира.
Не случайно исследователь творчества Тургенева Л.П. Гроссман так сказал о сборнике
«Стихотворения в прозе»: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в
своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

10.

стихотворения в прозе – это небольшие
прозаические произведения,
напоминающие по своему характеру
лирические стихотворения, но лишенные
стихотворной рифмы

11. История создания стихотворений в прозе

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ

12. основные темы стихотворений в прозе.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЙ В
ПРОЗЕ.
Ничтожность человеческой жизни перед
вечностью природы;
размышления писателя о русском народе,
родине,
гуманность человеческих отношений,
торжествующая любовь,
противопоставление добра и зла,
воспоминания о давней любви, о подвиге и
трусости,
русский язык, его роль,
смысл человеческой жизни,
молодость и старость

13. Домашнее задание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать все стихотворения в данной
презентации. Буду спрашивать.
English     Русский Правила