3.96M

Творческая биография Б.М. Кустодиева

1.

Выполнила: Рябинина А.Ю.
Проверила: Ковычева Елена Ивановна

2.

Борису Кустодиеву повезло стать учеником
самого Ильи Репина, однако он отверг каноны,
по которым работал его учитель, и начал
искать собственное творческое направление.
На этом пути Кустодиеву выпало множество
жизненных испытаний — от неприятия его
творчества публикой до тяжелой болезни. Но
даже в самые сложные времена, будучи
прикованным к инвалидному креслу, он
продолжал писать картины.

3.

Борис Михайлович
Кустодиев (23 февраля
(7 марта) 1878,
Астрахань — 26 мая
1927, Ленинград) художник,
запечатлевший на
своих ярких и
жизнерадостных
полотнах сцены
русских будней и
праздников.

4.

Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису
Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные
дни – две революции, гражданскую войну. Ему довелось
хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело
болел, в последние годы он практически утратил
способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда
принимали, случалось, критики называли картины Бориса
Кустодиева «малограмотными лубками».
Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева
лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные
сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие
арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни
интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все
то, что историк искусства Александр Бенуа назвал
однажды «варварской дракой красок», - этот праздник был с
ним всегда.

5.

Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать,
старшая сестра – Катерина - взяла его на выставку
передвижников.
Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина о
глушили юношу – ничего подобного ему прежде
видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев
твердо решил, что станет художником.
Впрочем, для начала ему пришлось окончить
духовное училище, а затем поступить в
Астраханскую духовную семинарию – мать
Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис
продолжит семейную династию и станет
священником вслед за покойным отцом и
многочисленными дядьями.

6.

Первым учителем Кустодиева был выпускник СанктПетербургской Академии художеств Павел Власов.
Этот громогласный, героических пропорций
человек, организовал в Астрахани Кружок
любителей живописи и рисования, где Кустодиев
учился азам ремесла. Власов оказался
проницательным педагогом. Именно он помог
Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй,
важнее) убедил его мать в том, что юноше
необходимо продолжить учиться в столице.
В Московское училище живописи Борис Кустодиев
не прошел по возрасту – ему к тому времени уже
исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию
художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в
мастерской самого Репина.

7.

Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III
задумал реформу художественного образования,
которою сформулировал просто: «Выгнать всех,
передвижников позвать!». И Репину отводилась роль
эдакого «прожектора перестройки». Под его
началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую
очередь, как портретист. Он с гордостью
телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать
искусством» - эскиз «В мастерской художника»,
выставленный в помещении Общества поощрения
художеств, принес ему целых 16 рублей. Домашние
рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна
предостерегает сына, чтобы тот «не слишком
восхищался натурщицами».

8.

Император
Николай II, 1915

9.

В 1901-м портрет Ивана
Билибина кисти Бориса
Михайловича Кустодиева
удостаивается малой
золотой медали на
Международной выставке в
Мюнхене. Илья Репин,
получивший заказ на
эпическое
полотно «Торжественное
заседание Государственного
совета», привлекает к работе
двух своих лучших учеников –
Кустодиева и Ивана Куликова.
Позднее в письме Корнею
Чуковскому Репин
напишет: «Куликов и
Портрет Ивана Билибина
Кустодиев - выросли на этой
картине - сразу - в больших
мастеров».

10.

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в
прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме
матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как
будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден,
неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия
чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по
швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше
за окраины …и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы,
трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья
какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто
одурь взяла…». Кустодиев тоскует по провинции, ему
отчаянно недостает ее безыскусности, сочных
красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».
Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из
гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из
таких «побегов» - в поместье Высоково в Костромской
губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией
Прошинской.

11.

В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину
«Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил
золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской»
поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с
семьей во Францию.
Это было время первых побед и больших надежд: у художника
родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над
«Торжественным заседанием Государственного совета», все
границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от
Парижа он пришел в восторг. Здесь он без устали впитывает в
себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы
отмечают, что в парижский период палитра картин художника
Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в
Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. С
одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна
произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление. С другой
– бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью ужасно и безжалостно!») и Музей современного искусства («Чтото ужасное по своему безобразию и бездарности!»).

12.

Изображены
Юлия
Евстафьевна
Кустодиева,
жена
художника, с
сыномпервенцем
Кириллом
(1903-1971).
Картина
написана в
Париже.
Утро, 1904 год, Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург

13.

«Торжественным заседанием Государственного
совета», И.Репин

14.

По возвращению домой, Борис Михайлович
плодотворно работает в «тереме», упиваясь
красотой родных мест. Дела идут хорошо:
картины художника Кустодиева охотно
покупают музеи, о нем благожелательно
пишут в иностранной прессе. Над
Петербургом, тем временем, сгущаются
тучи: страну охватывает революционная
лихорадка.

15.

Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств
была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м
году. Кустодиев редко высказывал свои политические
воззрения. Но антиправительственным настроениям,
завладевшим рабочими, студенчеством и радикально
настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал.
Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил
художнику войти в редколлегию сатирического журнала
«Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого
рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на
Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был
арестован.

16.

Вступление. 1905 год. Москва

17.

Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его
«оппозиционные шалости»: слишком уж очевиден и ценен
был его талант. В том же 1906-м Борис Михайлович
получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка
художнику было поручено написать портреты его
основателя Александра I, а также Николая II. И, кроме
того, картину, изображающую сцену первого
представления полку их шефа, цесаревича Алексея.
Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского
оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов
царской семьи, всегда востребован именитыми
заказчиками. Так, начав год с провокационных карикатур,
Кустодиев окончил его в статусе придворного
портретиста.

18.

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по
своей концепции — сериями полотен на темы яркопраздничного крестьянского и провинциального мещанскокупеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых
видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные
раскрывают русский характер через бытовой жанр. На
глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал
поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни.
Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку,
цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются —
художник обращается к гуаши, темпере. Для работ
художника характерна стилизация — он изучает
русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески
провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

19.

Масленица

20.

Балаганы

21.

Восторженно встретив революцию 1917 года, он
вскоре разуверился в большевиках. Но остался на
родине и продолжал исступленно работать. Его
болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м,
прогрессирует. С тех пор, как врачи
диагностировали у Кустодиева опухоль в
спинномозговом канале, операции следовали
одна за другой, но приносили лишь временное
облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что
придется перерезать нервы и выбирать, что
сохранить – подвижность ног или рук. Жена
Кустодиева Юлия (сам художник был под
наркозом) решила: «Руки оставьте, руки!
Художник - без рук! Он жить не сможет».

22.

Борис Михайлович не сдался и будучи
прикованным к инвалидному креслу. Более того, в
этот период он создал едва ли не самые свои
светлые и жизнеутверждающие картины (1, 2, 3).
Он до последнего сохранял мужество, любовь к
жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его
друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть,
он уговаривал их не расходиться так рано. А когда
те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не
расшибите, я же стеклянный!».

23.

1. Купчиха за чаем

24.

2. Голубой домик

25.

3. Русская Венера

26.

Б.М. Кустодиев в своей мастерской.
1925 г.
В 1927 году советское
правительство
выделило деньги на
лечение художника в
Германии, но
Кустодиев не дожил
до поездки считанных
дней. По словам его
дочери Ирины, перед
смертью этот наотрез
отказывавшийся
стареть человек читал
«Портрет Дориана
Грея».

27.

Выводы
Борис Михайлович Кустодиев – художник редкого
безграничного таланта, которому, в первую очередь, было
присуще особое чувство и восприятие родной природы.
Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного
мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и
воплотить на своих художественных полотнах максимально
подробно этот сложный мир живой природы.
Как и большинство работ автора, пейзажные полотна
Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и
насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева
природа всегда представляет собой нечто гораздо большее,
чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё
художественное описание природы, делает его предельно
индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

28.

Портрет Федора
Шаляпина

29.

«Лошади во время грозы»

30.

Купчиха с зеркалом, 1920,
Русский музей

31.

Список литературы
1. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала
ХХ века. М., 1993.
2. Кустодиев Б.М. [Электронный ресурс]:
https://artchive.ru/boriskustodiev/biography
3. Биография Кустодиева [Электронный ресурс]:
https://citaty.su/kratkaya-biografiya-borisa-kustodieva
English     Русский Правила