23.73M
Категория: ИскусствоИскусство

Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве ХІХ века: Клод Моне и его цикл картин «Руанский собор»

1.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Художественная школа имени И. Е. Репина г. о. Тольятти
Выполнила: Лазарева Светлана
ученица 5В класса
МБУ ДО ХШ имени Репина
Тольятти 2020 г.

2.

Цель: Изучить один из известнейших циклов картин Клода Моне «Руанский собор»
Задачи:1) Рассмотреть историю создания цикла
2) Изучить технику написания картин
3) Понять значение творчества в жизни самого художника
4) Определить значение вклада художника в развитие импрессионизма
Серия картин "Руанский собор" Клода Моне стала наглядным примером ,
демонстрирующим саму идею импрессионизма. Художник показал наглядно
разные впечатления от видов Руанского собора при различном освещении, погоде и
времени суток. Эта серия картин сама по себе стала наглядным доказательством
актуальности утверждений импрессионистов - о ценности художественного
"впечатления" от того, что глаз видит в конкретный момент. Показаны различные
впечатления, при одной и той же композиции - игру цвета и тени, и рождаемые ими
различие восприятия одного и того же здания.

3.

o Введение
o Импрессионизм
o История Руанского собора
К каким архитектурным стилям принадлежат части собора
o Клод Моне- один из основателей импрессионизма
o Особенности создания цикла
a) «Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония»
b) «Руанский собор. Восточный фасад в солнце»
c) «Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода»
d) Техническое замечание
o Значение творчества в жизни художника
o Дальнейшая судьба картин
o Современники о цикле Моне «Руанский собор»
o Заключение

4.

Импрессионизм - (фр. impressionnisme,
от impression — впечатление) —
направление в искусстве, которое берёт
начало во Франции 1872г и
распространилось по всему миру.
Импрессионисты постоянно
экспериментировали и разрабатывали
способы и приёмы, которые самым
естественным и живым образом могли
отобразить окружающий мир в его
изменчивости и движении, передать все
оттенки ощущений.

5.

Строительство началось в 1145 году и закончилось аж в 1506 году.
Долгое время (с 1876 по 1880 годы) был самым высоким сооружением в мире, длинною в 151 метр.
Наиболее собор пострадал от Второй мировой войны, в него попали 7 бомб. Сейчас он является
визитной карточной Руана и излюбленным местом вдохновения всех художников.

6.

Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк,
использованный
4)
для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название —
Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан,
уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили
деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация
велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля
составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в
мире вплоть до 1880 года

7.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных
явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к
1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал
работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом
освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период
времени, работая над одним полотном часто не более получаса.
Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он
понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся
природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил
сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и
комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне
наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски,
выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества.
Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой.
Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в
картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света

8.

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате.
Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ним систематически, с
особой тщательностью; каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния воздуха и
цвета.

9.

Моне обычно начинал работать ранним утром, когда
солнце всходило за собором, и его лучи падали на
здание сзади, высвечивая контуры башен и шпилей.
Можно заметить, что художнику очень нравилось
изображать в своих картинах сумерки. Руанский собор
художник изобразил загадочным, потерянным в
утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка
придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка
настолько окутывает собор, что все оттенки
становятся пастельными, едва различимыми. Однако
отсутствие контраста здесь – специально.
Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые
оттенки плавно переливаются, создавая ощущение
мягкого сияния. На утренних картинах собор
выглядит по настоящему святым местом

10.

В полдень, когда солнце находилось в зените, все
здание озарялось ослепительным солнечным
светом, в тени оставались лишь порталы,
заслоненные фасадом.
Картины, где собор – светлый, написаны днём. В
зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт
мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых
«рефлексов» на стены собора. Если посмотреть
внимательно – здания на «солнечных» картинах
состоят из сплошных пятен света разных цветов и
оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что
ему удалось передать форму, не используя
контуров или достаточное количество тени.
Художник просто набросал множество солнечных
лучей – и получились прекрасные картины серии
"Руанский собор". Клод Моне писал живо,
напористо, и его эмоции передаются зрителям

11.

Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени
близлежащих домов окрашивали фасад в различные
оттенки синего
Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне –
особенное произведение искусства. В этой картине
почти нет тёплых оттенков: только холодные серые
и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы
арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а
соткан из сотни грозовых туч, которые в любой
момент могут пролиться дождём. Мазки Моне
напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот
обрушатся с небес. Нависшее над зданием
пасмурное небо кажется очень тяжёлым, так же, как
и линии архитектурных элементов собора.

12.

Трудился Клод над циклом « Руанский
собор» около двух лет. Первые роботы,
созданные в 1892 году, были написаны
мастером возле самого собора, на площади.
Об этом свидетельствует ракурс захвата
картин.
Моне использует красноватые и медные
оттенки для изображения вечерних этюдов
собора. Иногда присутствуют оттенки только
одного цвета: красного, синего или
коричневого, охристого. Гармония в
коричневых тонах – мрачное изображение
собора «против света». Все детали сооружения
находятся в тени и полутени, а на заднем плане
выделяется светло-жёлтое яркое небо.
Контрасты картины и одновременное сочетание
всех оттенков приводит в восторг.

13.

С течением времени Моне наносит на
полотно с каждым разом все более толстый
слой краски, выделение отдельных цветов
менее заметно, чем в начале его
творчества.
Краски и фрагменты картины сливаются и
соединяются между собой. Благодаря
этому складывается впечатление, как будто
свет живет в самой картине.
В солнце и в тени, в прозрачном весеннем
дне и в серое зимнее время — камень
насыщен цветными красками. У Моне тень
становится цветом, а цвет — игрой света.

14.

Последующие холсты, сотворенные в мастерской Моне, квартире которую он снял
специально для переоборудования напротив собора. Из его окон открывался прекрасный
вид и долгое время он наслаждался этим зрелищем работая в одно время над несколькими
картинами.

15.

В 1893 году художник вернулся в Руан. Решив сменить ракурс, он снял квартиру в другом доме и
оттуда наблюдал, и работал до апреля. Пытаясь запечатлеть переливы зимнего солнца на фасаде и
белый шум снега. Так родились полотна, написанные в белой гамме.

16.

С февраля по апрель 1892 года он ежедневно, с утра до вечера, приходит писать собор. Он платит
владельцу завидной точки зрения на собор, чтобы иметь доступ к комнате на втором этаже.
Моне работает исступленно и нервно, его настроение меняется по несколько раз на дню: от удачно
схваченного оттенка он приходит в восторг, от каждой неудачи впадает в отчаянье. Эта крайняя
степень напряжения вылилась в особую фактурность серии «Руанский собор» - полотна словно
вылеплены из нескольких слоев спорящих друг с другом красок.
Великий труд и жертвы, на которые шел Моне подрывали его здоровье как в психическом, так и в
физическом планах. Не раз он переписывал картины, добавлял что-то новое, изменял структуру и
цветовую гамму.
В этих фактах можно найти объяснение общему числу картин, ведь в разных источниках указывается
разное число работ. От 28 до 40. Наиболее известные миру и представлены в разных музеях и
галереях 16 работ художника.
В своих письмах к супруге и близким друзьям он высказывал свои жалобы и сомнения. «Мои ночи
полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то
желтым», — так он показывал всю тяготу работы, которая в последствии принесла успех. Трудясь в
поте своих сил с утра и к самой ночи, Моне стремясь к совершенству создавал непоколебимый идеал
искусства. Именно работая над «Руанским собором» Моне ввел в живопись раздел «время».

17.

По окончанию работы Клод твердо решил, что картины нельзя продавать по одиночке, серия должна
продаваться разом и вся. Поэтому выставка состоялась лишь в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля.
Автор с особым трепетом подошел к порядку расположения картин в зале, которые занимали все
пространство. Так, выставка начиналась с картин в холодных серых тонах, постепенно набирая
полноты света и переходом на белую гамму. Затем появлялись нотки ярких переливов. Серединой и
квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками. В завершении
следовала спокойная как тихая гавань, синяя гамма, которая постепенно выцветала и переводилась на
небесно-голубой цвет.

18.

Желание автора не осуществилось и работы были проданы по одиночке. Сейчас картины занимают
достойное место в музеях разных стран, преимущественно во Франции и США, и стали частью
частных коллекциях любителей работ Клода Моне. И лишь спустя более 100 лет, в мае 1994 года часть
картин была выставлена в качестве экспозиции на тему творчества Моне в Руане. Взгляды на собор
Клода Моне- это не только произведения, заветные любым музеем или серьезным коллекционером
искусства, но также лучшим живописным свидетельством несравненной смелости импрессионизма.

19.

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне
изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном
произведении. Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно
желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ,
отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик
собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего
наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить
о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим своё
время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утончённо видеть мир»

20.

"На этих зыбких поверхностях, как в зеркале, отражаются
изменения окружающей среды, колебания атмосферных
условий, резкие дуновения ветерка, случайные вспышки
света. Равномерно движутся вокруг них, как вокруг оси,
свет и тень, солнце и темнота; они отражают последнее
тепло последних лучей; они окутываются туманом, они
пребывают в полной гармонии с пространством, с землей и
с небом"
Гюстав Жефруа
« Впечатление ... я был уверен в этом. Я просто говорил себе, что
раз уж я был впечатлен, значит, в этом должно было быть какое-то
впечатление . . . а какая свобода, какая легкость изготовления! Обои
в своем эмбриональном состоянии более закончены, чем этот
морской пейзаж»
Эмиль Кардон

21.

«Соборы в Руане» вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро
и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью
«Революция соборов» и говорит о том, что «неподвижный предмет с большой
силой подчеркивает движение света».Роже Маркс восхвалял "остроту видения,
абсолютную искренность и композиционную силу" Моне.
Но успех Моне говорил и о другом. Он говорил о победе импрессионизма; ведь
Моне сохранил верность его первоначальным принципам и, не меняя своей
техники, расширил его выразительные возможности, открыв его для новых
идей
И даже сейчас работы Моне пользуются необычайным интересом у молодой
публики, чего стоит акция состоявшаяся в июне 2010 года, Когда около 1250
человек собрались ,чтобы сделать живую картину из серии «Руанский собор».
English     Русский Правила