Жанр пьесы – лирическая комедия
Жанр
Смысл названия
Центральная тема пьесы
С образом вишневого сада связаны все герои пьесы
2.94M
Категория: ЛитератураЛитература

Вишневый сад

1.

2.

Цель урока: проанализировать пьесу
«Вишневый сад».
Основные задачи: рассмотреть
историю создания пьесы, определить
особенности сюжета, конфликта,
образной системы, роль подтекста,
своеобразие жанра.

3.

План урока.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
История создания.
Сюжет и конфликт
Образная система. Главные
герои.
Второстепенные и
внесценические герои.
Особенности подтекста в
«Вишневом саде».
Жанровое своеобразие.
Заключение.

4.

Замысел «Вишневого сада»
возник у Чехова весной 1901
года (первые заметки в
записной книжке появились
на шесть лет раньше. В письме
О.Л.Книппер он сообщил, что
собирается писать «4-актный
водевиль или комедию».
Основная работа была
закончена к октябрю 1903 года.

5.

Март
1903 г. – начало работы над
комедией.
Октябрь
1903 г. – закончена основная
работа над пьесой.
17
января 1904 г. – премьера на сцене
Московского Художественного театра

6.

К удивлению А.П.Чехова, первые
читатели увидели в пьесе драму и
даже трагедию. Одна из причин –
«драматический» сюжет взятый из
реальной жизни. В 1880-90-х годах
российская пьеса была полна
объявлениями о заложенных
имениях и аукционах за неуплату
долгов. А.П.Чехов был свидетелем
подобной истории еще в детстве. Его
отец, таганрогский купец, в 1876 году
обанкротился и бежал в Москву.
Друг семьи Г.П.Селиванов,
служивший в коммерческом суде,
обещал помочь, но позднее сам
купил дом Чеховых по дешевой цене.

7. Жанр пьесы – лирическая комедия

ЖАНР ПЬЕСЫ – ЛИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Лирическое начало.
Автор передал своё
лирическое отношение в
русской природе, любовь
к Родине, боль за
разрушение её красоты и
богатств. Это лирическое
отношение выражено в
подтексте и в ремарках.
Найдите примеры таких
ремарок.
Какое содержание
вкладывал писатель
в понятие
«комедия»?
Наличие комедийных
персонажей:
Шарлотта, Епиходов,
Яша, Дуняша.
Наличие комедийных
положений.
Комедия предполагает
критическую оценку
общественных нравов.

8. Жанр

ЖАНР
Комическое тесно переплетается с
драматическим – с крушением судеб героев.
Можно назвать и драмой, учитывая разрыв
преемственных связей в семье Раневских.
Аня уже «не любит вишнёвого сада, как
прежде». Она обещает Пете уйти из своего
старого дома. Оказывается, драма состоит не
только в потере Раневской имения и сада,
но и в разрыве духовных связей,
соединяющих её с дочерью. «Дети»
становятся глухи к страданиям своих
«отцов».

9. Смысл названия

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Вишневый сад
Вишнёвый сад
Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, - объявил он и закатился
смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон
Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный
звук "ё" в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать
прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами
разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый
сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад
нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в
себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой
сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль
уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития
страны требует этого.
К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге
«А. П. Чехов в воспоминаниях современников».

10.

Конфликт – острое столкновение
характеров и обстоятельств,
взглядов и жизненных принципов,
положенное в основу действия.
Ярко выраженного конфликта нет.
В центре действия – вопрос о
продаже
вишневого сада.

11.

Среди героев пьесы
есть представители
разных социальных
слоев и поколений.
Из 12 действующих лиц
можно выделить пять
центральных героев,
которых можно
разделить на три
группы.
Гаев

12.

Первая группа – Любовь Андреевна
Раневская и Леонид Андреевич Гаев. Они
представители дворянской
интеллигенции, прошлой дворянской
культуры России.

13.

Вторая группа – купец Ермолай Алексеевич
Лопахин, дед которого был крепостным, но сам
Лопахин, благодаря энергии и трудолюбию,
разбогател и представляет буржуазную
интеллигенцию и современную буржуазную
культуру.

14.

Третья группа – Аня Раневская и Петя
Трофимов. Они представляют
демократическую интеллигенцию,
демократическую культуру России в её
ближайшем будущем. Итак, мы видим три
поколения русской интеллигенции.

15.

Шарлотта
Второстепенные герои пьесы
не поддаются однозначной
характеристике. «Двадцать два
несчастья» конторщика
Епиходова, долги помещика
Симеонова-Пищика, житейская
неустроенность гувернантки
Шарлотты Ивановны,
беспомощность Фирса,
безусловно достойны
сострадания. Однако
постоянные жалобы героев при
отсутствии каких-либо
решительных действий не
могут не раздражать.

16.

Особую роль в
«Вишневом саде» играют
внесценические герои:
ярославская тетушка,
любовник Раневской,
дочь СимеоноваПищика. Благодаря им
художественное
пространство пьесы
расширяется и
приближается к
реальному.

17.

Раневская
Интересен принцип,
на котором основана
образная система
«Вишневого сада»: не
контраст, а сходство.
Общие черты можно
заметить у Раневской,
Ани и Шарлотты
Ивановны, Гаева,
Епиходова и Пети
Трофимова. Кроме того,
героев пьесы
объединяет внутреннее
одиночество и
ощущение кризисности
бытия.

18.

Какая
центральна
я тема
пьесы
возникает?

19. Центральная тема пьесы

ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ТЕМА ПЬЕСЫ
Изображение процесса смены дворянства
буржуазией, а буржуазии демократической
интеллигенцией, то есть изображение смены трёх
поколений в истории России, трёх культур, трёх
социальных сословий, ни одно из которых не
знает «настоящей правды» и поэтому «всем
живётся скверно». Никто из них не получает
предпочтения со стороны Чехова. Видимо, этим
объясняется и жанр пьесы – лирическая комедия.
Это пьеса о доме, о жизни, о родине, о любви, о
безжалостно ускользающем времени.

20. С образом вишневого сада связаны все герои пьесы

С
ОБРАЗОМ ВИШНЕВОГО САДА СВЯЗАНЫ ВСЕ
ГЕРОИ ПЬЕСЫ
Для Раневской и Гаева олицетворение прошлого,
детства, но и признак
благополучия, гордости,
воспоминание о счастье.
Раневская: "Если во всей
губернии есть что-нибудь
«…О мой милый,
интересное, даже
замечательное, так это
прекрасный сад!
только наш вишневый сад". Моя жизнь, моя
Гаев: "И в
молодость,
"Энциклопедическом
счастье моё,
словаре" упоминается про
прощай!»
этот сад».

21.

Для Фирса сад символ - барского
благополучия: "В
прежние времена,
лет сорокпятьдесят назад
вишню сушили,
мочили,
мариновали,
варенье варили...
Денег было! "

22.

Для Лопахина сад - воспоминание о
прошлом - дед и отец были крепостными;
надежды на будущее - вырубить, разбить на
участки, сдавать в аренду, источник
богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если
вишневый сад... отдавать потом в аренду под
дачи, то вы будете иметь самое малое
двадцать пять тысяч в год дохода". "Вишня
родится раз в два года, да и ту никто не
покупает" и др

23.

Трофимов
Вишневый сад для
него символизирует
крепостническое
прошлое:
«…все ваши предки
были крепостники, и
неужели с каждой
вишни в саду не
глядят на вас
человеческие
существа?»
"Вся Россия наш сад"

24.

Для Ани символ
детства, саддом, но с
детством
приходится
расставаться.
"Отчего я уже
не люблю
вишневого
сада, как
раньше?» "Мы
насадим
новый сад,
роскошнее
этого".

25.

Для автора сад
воплощает любовь к
родной природе;
горечь оттого, что не
могут сберечь ее
красоту и богатство;
мысль о человеке,
который сможет
изменить жизнь;
лирическое,
поэтическое
отношение к Родине.

26.

Сад - это символ
Родины, ее прошлого и
будущего. Прошлое это детство и счастье
Раневской, Гаева, Ани;
это их гордость от
владения прекрасным
имением, "дворянским
гнездом"; это символ
крепостничества для
Пети и Лопахина.
Будущее - это
постройка дач, чтобы
внуки и правнуки, по
мнению Лопахина,
увидели тут новую
жизнь; это надежда на
лучшую жизнь для Ани:
"Мы насадим новый сад,
роскошнее этого".
Какое же будущее ждет
Россию? Этот
гоголевский вопрос
Чехов оставляет
открытым.

27.

Сад - Символ
прекрасного
прошлого.
Символ мрачного
крепостническ
ого прошлого.
Символ счастья.
Символ поэзии.
Символ
коммерческого
успеха.
Символ России

28.

Подтекст – скрытый смысл
высказывания, вытекающий из
соотношения словесного знания с
контекстом и речевой ситуацией.
Действие в «Вишневом саде»
развивается не от события к событию, а от
настроения к настроению. Его создают
диалоги (точнее недоговоренные
монологи), авторские ремарки (которые
иногда противоречат сказанному на
сцене), музыкальный фон (герои играют
на гитаре, напевают), символы (вишневый
сад, звук лопнувшей струны, стук топора).
Эту особенность чеховской пьесы деятели
МХТ назвали «подводным течением», а
литературоведы – подтектом.

29.

Последняя пьеса А.П.Чехова
«Вишневый сад» стала одним из
самых знаменитых произведений
мировой драматургии ХХ века.
Благодаря общечеловеческому
содержанию и новаторским чертам
(«бессобытийный» сюжет,
отсутствие персонифицированного
конфликта, подтекст, жанровое
своеобразие) она получила
известность за рубежом еще при
жизни автора. Характерно, что уже
тогда ей предрекали долгую
творческую жизнь
English     Русский Правила