1.92M
Категория: ПравоПраво

Периодизация и исторические подсистемы римского права. Обычаи предков (mores majorum), религиозные (fas) и светские (jus) нормы

1.

Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный институт
международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской
Федерации»
Руководитель семинарских занятий:
Трикоз Елена Николаевна, доцент кафедры
теории права и сравнительного
правоведения
Автор доклада:
Огнев Егор
1МП5
Периодизация и
исторические
подсистемы римского
права. Обычаи
предков (mores
majorum),
религиозные (fas) и
светские (jus) нормы.

2.

Периодизация
римского
права (ius
rоmаnum)
Самая распространённая
периодизация делит эволюцию
римского частного права на 4
периода
Период древнего, или квиритского,
гражданского права (ius сivilе Quiritium) – 754 г.
до н. э. – 367 г. до н.э.
Предклассический период – 367 г. до н. э. – 27 г.
до н.э.
Классический период – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э.
Постклассический – 284–565 г. н. э.

3.

Период древнего, или квиритского, гражданского
права(754 г. до н. э. – 367 г. до н.э.)
В этот период основным источником
права выступают Законы XII таблиц,
закрепившие основные институты
правовой системы Рима
Законы 12 таблиц
3

4.

Предклассический период (367 г. до н. э. – 27 г. до н.э.)
4
Издаются законы, развивается
наследственное право, создаются такие
способы создания правовых норм, как
формулы претора. Изменяется форма
судебного процесса (с легисакционного на
формулярный);
Изображение претора из Historical Picture Archive

5.

Классический период (27 г. до н. э. – 284 г. н. э.)
5
Появляются сенатусконсульты,
конституции принцепса и
ответы юристов. Появляется
экстраординарный процесс;

6.

Постклассический (284–565 г. н. э.)
6
В конце периода возникает
Кодекс Юстиниана
Кодекс Юстиниана

7.

Подсистемы
римского права
Система римского права — порядок
изложения правовых норм, их
расположения в законодательных
актах и трудах римских юристов.
Существует 2 системы группировки
правовых норм в римском праве
Пандектная – характерна для Дигестов
Юстиниана. Состоит из общего и
специальных разделов: вещное право,
обязательственное право, семейное право и
наследственное
Институционная – В ней отсутствовала
общая часть, а из состава вещного права не
выделялось наследственное право. Нормы,
носившие общий характер, располагались в
каждом из разделов. По группам
разделялись на: право лиц (субъекты права),
вещное право, обязательственное право.

8.

Обычаи
предков
Обычное право– совокупность
общеобязательных правил
поведения, сложившихся в Древнем
Риме в результате их
неоднократного использования,
санкционированных и защищаемых
государством, но не
зафиксированных в каком-либо
формальном акте.
Нормы обычного права:
– mores maiorum – обычаи предков;
– usus – обычная практика;
– commentarii pontificum – обычаи,
сложившиеся в практике жрецов;
– commentarii magistratuum – обычаи,
сложившиеся в практике магистратов;
– consuetudo – обычай в императорский
период.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание
для защиты судом, он должен был:
– выражать продолжительную правовую практику в
пределах жизни более одного поколения;
– выражать однообразную практику, причем безразлично,
действия или бездействия;
– воплощать неотложную и разумную потребность именно
в правовом регулировании ситуации.

9.

Fas – древнейшее
(религиозное
право)
«Божественное право касается
богопочитания, человеческое право
относится к людям»
Основной формой fas следует
признать ауспиции, которые
необходимо отличать от expiatio —
очистительной жертвы и sacrum —
общей жертвы
К области fas относились нормы религиозного
характера, которые регулировали брачносемейные отношения, уголовное право.
Практически все древнее уголовное право
следует отнести к области fas, поскольку
уголовное преступление считалось совершенным
не просто против частного человека, но против
порядка, санкционированного волей богов и,
следовательно, против них самих
9

10.

Jus – светские
нормы
Jus — это внутреннее право
общины, формируется оно
общественным согласием без
всякого участия высших сил, и его
обязательность основывается либо
на целесообразности следования
предписанному, либо на властной
принудительности.
Понятие права, jus, имело чисто
социальную наполненность. В этом
отношении римляне противопоставляли
fas как установление божественного
происхождения и jus как установление
человеческого общежития
Изначальное представление о
праве в римском юридическом
обиходе было лишено оттенка
морального долженствования,
право полагается только как
надындивидуальная данность
— и это воплотилось во всей
системе категорий,
связываемых с общим
понятием права.
10

11.

Спасибо за внимание!
11

12.

Список использованной литературы
• История государства и права зарубежных стран. Том 2: Современная эпоха :
учебник / отв. ред. Крашенинникова Н.А. - Москва : Норма, ИНФРА-М, 2020.
• Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 томах.
Том 1. Древний мир и Средние века / сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз ; отв.
ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020.
• Савиньи Ф.К. фон. Система современного римского права: В 8 т. Т. I / Пер. с
нем. Г. Жигулина; Под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. - М.: Статут, 2011.
• Новицкий И. Римское право.
• РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Учебник Под редакцией профессора И.Б.
Новицкого и профессора И.С. Перетерского
English     Русский Правила