3.69M
Категория: БиографииБиографии

А.Н. Радищев

1.

Тамбовский техникум железнодорожного транспорта – филиал
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Ростовский государственный
университет путей сообщения»
А.Н. Радищев
Подготовил: студент группы ТАВХ-312
Гангур А.Н.
Проверила: Васильева Т.В
Тамбов 2022

2.

Александр Николаевич Радищев

3.

Биография
Радищев Александр Николаевич (1749–1802 гг.) – русский
писатель, поэт, философ, переводчик, автор известного
произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Он
придерживался либеральных взглядов, выступал против
самодержавия и крепостничества, за что заработал себе славу
«первого русского революционера».

4.

Биография
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в
Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в
селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово.
Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756
году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А.
Аргамакова, который в то время служил директором Московского
университета. Обучением Радищева там занимался специально
нанятый француз-гувернер. В 1762 году Александр Николаевич был
пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В
1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию,
где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет.
В краткой биографии Радищева стоит упомянуть что в этот период
своей жизни писатель увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция,
Рейналя.

5.

Биография
В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул
советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале
«Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги
«Путешествие из Петербурга в Москву».
С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в
штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли,
заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной
недели». В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.
В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой
руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в
Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783
году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В.
Ушакова».
В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим
произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в
своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной
системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр
Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее
заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

6.

Биография
В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801
года ознаменовала полное освобождение писателя: Александр I издал указ об
амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и
назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов
Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему
пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для
болеющего и морально сломленного писателя.
12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь
самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается,
что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

7.

Описание философской системы и
произведений.
Философия Радищева была направлена на то, чтобы
противостоять идеалистической и религиозно-мистической
идеологии крепостников. В его трудах прослеживается критика
мистического учения масонов. Также он критиковал
реакционные идеалистические направления в философии и
естествознании. Мыслитель резко осуждал церковь, утверждая,
что она выступает против народа, называя священнослужителей
создателями оков разума человека.

8.

Описание философской системы и
произведений.
Главный труд философа - “О человеке, о его смертности и бессмертии”
был написан в ссылке. Он включает в себя четыре книги. В каждой из
них прослеживается решение вопроса о сущности души человека, о
природе сознания. В первых двух книгах рассматривается
материалистическое понимание смертности человеческой души,
третья и четвертая книги включают в себя аргументы,
использующиеся идеалистами для того, чтобы доказать бессмертие.
Радищев сопоставляет в своих трудах доводы материалистов и
идеалистов, показывая тем самым их неравноценность. Он показывает
их неравноценность. Он считал, что позиция, которую занимают
идеалисты, противоречит фактам. Радищев резким образом подвергал
критике учение о бессмертии души, утверждая, что идея о том, что
душа бессмертна порождена бедствиями и страданиями людей.

9.

Описание философской системы и
произведений.
Понятие «бытие» философ относит к наиболее общим философским
понятиям, утверждая, что существование без него невозможно.
Рассуждения о бытие Радищев доказывал, что бытие распадается на четыре
формы:
•“Первичный хаос”;
• “Земную природу”;
•“Человека и человечество”;
•“Вселенную”
(“Мироздание”).
Радищев выводит сущность человека из единства материальной и духовной
натур. Согласно философии мыслителя, органы чувств связывают человека с
действительностью. Мыслитель считает, что мозг – особое орудие
познавательной деятельности, которое также вмещает в себя и душу. Также он
полагает, что человек обладает активностью и познавательные усилия - это ее
результат. Радищев говорит, что познавательный разум включает в себя разум
теоретический, исполнительный и общественный. Теоретический разум
пронизывает завесу неведомого, так как его активная сила всеядна.

10.

Описание философской системы и
произведений.
Так же, как и Локк , Радищев утверждает, что основа познания –
ощущения и чувственные восприятия. Тем не менее, философ
стремился не впадать в крайности эмпиризма. Он полагал, что
человеческие представления о вещах, что существуют в реальности
могут быть связаны благодаря абстрактному мышлению. В своих
трудах о познании философ проводит анализ значений и чувственной и
рациональной ступени познания, не забывая и о проблемах языка и
логики в познании.

11.

Описание философской системы и
произведений.
В своих этических воззрениях Радищев был сторонником идеи
моральной независимости личности. Он утверждал, что рабство
является причиной разложения души как рабов, так и господ. Он
говорил, что рабство способно лишить человека интереса и
инициативы.

12.

Значение и след в русской духовной мысли.
А.Н. Радищев сыграл выдающуюся роль в освободительной борьбе и
развитии передовой общественной мысли России. Его бессмертное
произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» сделало автора
известным далеко за пределами родины, а идеи, заложенные в нем,
волновали умы еще не одно десятилетие. Показательно, что особый
отклик они нашли среди сибиряков, которым в силу ряда
исторических причин были почти незнакомы тяготы существования
русских крестьян европейской части России, закабаленных
крепостных правом.

13.

Значение и след в русской духовной мысли.
Множеством фактов, свидетельствующих о том, что фигура А.Н.
Радищева, его литературное творчество, политическое мировоззрение
и научно-практическая деятельность вызывали живой интерес у
думающих, ищущих, верящих в духовный прогресс человечества
жителей Сибири. Остановимся вкратце на тех сюжетах, которые
связаны с памятью об А.Н. Радищеве на приенисейских территориях.
•Трактат Т.М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство»
•Публикации об истории оспопрививания в газете «Енисей»
•Авторское издание «Путешествия из Петербурга в Москву» в
коллекции Г.В. Юдина
•Пьеса А.А. Головиной «Александр Радищев»
•Роман А.А. Шмакова «Петербургский изгнанник»
English     Русский Правила