9.42M
Категория: ИсторияИстория

История дома на Литейном проспекте

1.

Работу выполнила:
Студентка 1 курса 104 группы
Сушкина Валерия Владимировна

2.

Первоначальная история
дома на Литейном
проспекте, 46 забылась
уже к середине XIX века.
Существовала легенда, что
первым владельцем его
был знаменитый
фельдмаршал . Достоверно
известно только, что в
конце XVIII века участок
принадлежал жене
генерал-аудиторлейтенанта Хлебниковой
Муж её, Петр Кириллович Хлебников
снискал известность не на служебном
поприще, а «безмерной любовью к
словесным знаниям». Страстный
библиофил, владелец полного собрания
русской периодики XVIII века и многих
редких рукописей, он стал одним из
основоположников издания
памятников отечественной старины.
при написании первых томов «Истории
государства Российского» пользовался
именно «хлебниковским» списком
Несторовой летописи.

3.

Солидность огромного петербургского дома
объясняется богатством семьи Хлебниковых. Для
XVIII века полуусадебная застройка крупного
городского участка была нормой, особенно в
Зафонтанной части. На проспект выходил
монументальный трехэтажный фасад
протяженностью в двадцать одно окно. Эту громаду
несколько оживляли ризалиты - центральный с
четырехколонным портиком и балконом в третьем
этаже, увенчанный треугольным фронтом, и боковые
с колоннадами, также поддерживающими балконы.
Прилегающая к Литейному проспекту жилая или, как
тогда именовали, «дворовая» половина, кроме
лицевого дома, включала три двухэтажных дворовых
флигеля, из которых поперечный, с вогнутым
фасадом, организовывал пространство внутреннего
скругленного парадного двора. Удаленная от улицы
обширная «садовая» половина имела в глубине
единственную постройку – одноэтажную кирпичную
оранжерею с граненой башенкой в центре. С востока к
саду подходил Хлебников переулок, наименование
которого произошло, очевидно, от имени владельца
участка.

4.

В 1777 г. дом поступил в казну. Тут решено было
разместить новое финансовое учреждение –
Государственный вспомогательный банк для
дворянства.
В стенах банка побывала немалая часть российского
дворянства в поисках наличных средств под залог
своих имений. В соответствии с уставом, прием
залогов по прошествии двух лет прекратился
Здесь же, в соответствии с обычной практикой, были
устроены и жилые квартиры для чиновников.
Вспомогательный банк присоединили к Заемному. Но
на этом государственное служение дома на Литейном,
46 не закончилось.

5.

В 1801 году императорским указом в дом № 46 по
Литейному проспекту перевели юнкерский институт
при Сенате.
Это учебное заведение «для обучения юнкеров
канцелярскому делопроизводству и прочим наукам»
первоначально размещалось на Загородном
проспекте у Пяти углов.
Учащихся поместили на казенное содержание: одели в
зеленые сюртуки с черным бархатным воротниками.
Присутствие на переводных и выпускных экзаменах
министра юстиции вызывает невольную ассоциацию
с Императорским лицеем в Царском Селе.

6.

В 1803 г. Александр I реорганизовал десятую
законодательную комиссию и повелел подыскать для
Комиссии составления законов приличное здание.
Было принято решение для общей пользы обоих
учреждений присоединить Юнкерский институт к
Комиссии с размещением их вместе в казенном доме на
Литейном.
К середине XIX века пренебрежение хозяйственной частью
привело к обветшанию особняка и запустению сада.
Осенью 1856 г. зашла речь о необходимости скорейшего
начала строительных работ, но главноуправляющий II
Отделения граф заявил о невозможности прервать труды
по изданию «Свода законов».
В начале 1859 г. было, наконец, завершено третье издание
«Свода законов». Частным образом обратились к
архитектору . Он подтвердил ненадежность сооружений,
начиная с фундамента . Блудов предложил решить все
покупкой нового дома. Такой дом быстро нашелся на
принадлежащем Пелю соседнем участке – Литейный
проспект, 44.

7.

Блудов доложил императору о результатах поиска, об
идеально подходящем по планировке соседнем доме
архитектора Пеля.
После продажи академик брался произвести все
перестройки и приспособления, какие понадобятся, в
его бывшем доме для нужд II Отделения.
По договору архитектор получал старое здание II
Отделения, обширный участок с садом и всеми
строениями.
С этого момента начинается новая жизнь дома на
Литейном, 46.

8.

В 1865 году Александр Христофорович Пель взялся за
реконструкцию дома.
Капитальной перестройке подвергся только главный
корпус. Он был значительно расширен со стороны
двора и надстроен четвертым этажом.
Колоннады убрали, единственным акцентом,
оживлявшим протяженное здание, стал большой
балкон в центре второго этажа, над въездной аркой.
Лаконичность решения можно объяснить
нежеланием архитектора подчеркнуть подавляющее
превосходство размеров своего частного владения
над соседствующим важным государственным
учреждением.
В 1870-х гг. Пель реконструировал садовый дом. К
бывшей оранжерее с запада были последовательно
присоединены две кирпичные двухэтажные жилые
постройки, затем над старой частью оранжереи также
возвели второй этаж. В результате в дальней части
сада сформировалось единое асимметричное здание.

9.

В начале 1880-х гг. в чине тайного советника
архитектор , оставив службу и вообще всю
свою деятельность, удалился на покой и
мирно вел частную жизнь в окружении
детей, внуков и правнуков в этой городской
усадьбе, спрятавшейся под кронами деревьев
прямо в центре города.
Умер старейший из русских архитекторов 19
мая 1902 года. Прах его погребен на
Волковском лютеранском кладбище.

10.

После смерти архитектора его сын продал участок
присяжному поверенному Ф. М. фон Крузе.
Новый хозяин постарался повысить
привлекательность домовладения.
Были разобраны все ветхие дворовые постройки, в
том числе и жилые дворовые флигели XVIII века, на
месте которых в том же 1905 г. возвели новые
двухэтажные по проекту военного инженера .

11.

Была произведена переделка арки в главном корпусе,
выходящем на Литейный проспект.
Свод арки повысили до уровня перекрытий второго
этажа, по сторонам устроили пешеходные проходы.
В проезде была выполнена эффектная
классицистическая декорировка с лепными
розетками в кессонах сводов, дорическими колоннами
в проемах между пилонами.
Балкон на лицевом фасаде получил нарядную отделку
в подражание стилю барокко.

12.

В таком значительно улучшенном состоянии участок
приобрела семья нефтепромышленника Гукасова.
Глава семьи, Павел Осипович – представитель русской
промышленной элиты, выпускник Московской
коммерческой академии и Дрезденского
политехнического института, коммерции советник,
потомственный почетный гражданин, бессменный
председатель Совета съездов Бакинских
нефтепромышленников и член правления 13
российских компаний и банков. Часто бывая в столице
по делам, Гукасов снимал квартиру на Невском
проспекте.
С 1906 г., в связи с избранием в Государственный
Совет, он вынужден был постоянно жить в СанктПетербурге, для чего и был куплен дом на Литейном

13.

Гукасовы реконструируют доходную часть
домовладения в духе больших комфортабельных и
солидных жилых апартаментов.
Для этой работы был приглашен энергичный и
предприимчивый петербургский архитектор и
живописец Александр Сергеевич Хренов
В результате перестройки в первом этаже лицевого
корпуса устроили широкие витринные окна и
произвели облицовку цоколя гранитом
Дворовый фасад главного дома приобрел
декоративные элементы в стиле позднего
итальянского Возрождения.
Штукатурная поверхность стен имитировала
натуральный камень.
Архитектурная пластика была обогащена крупными
полихромными майоликовыми медальонами

14.

В одном из номеров журнала красивой жизни
«Столица и усадьба» за 1915 год была помещена
фотография, на которой запечатлена огромная, не
менее восьми метров высотой, ледяная скульптура
«Георгий Победоносец», сооруженная во дворе дома
Гукасовых.
В редакционном комментарии к этому
художественно-патриотическому произведению
говорится, что «к сожалению, неожиданно
наступившая в начале февраля оттепель испортила
статую».

15.

В 1917 г. Гусаков с семейством покинул Россию. В
третьем издании «Большой Советской энциклопедии»
есть посвященная ему небольшая статья с
упоминанием об активной контрреволюционной
деятельности в 1920-х гг. в эмиграции.
После Октябрьской революции доходная часть
владения была постепенно коммунализирована, а
особняк в глубине двора занят советской
организацией. Этот престижный и комфортный
уголок облюбовало учреждение, на бланке которого
было указано: «РСФСР. Союз коммун Северной
области. Комиссия по народному просвещению.
Комиссар театров и зрелищ»
В 1920-х гг. в здании работали Школа актерского
мастерства, а затем Институт сценических искусств.

16.

В начале 1930-х в стране остро встала проблема
подготовки инженерно-технических кадров. ЦК
партии в 1931 г. принял решение о наборе в вузы из
рабочей среды так называемых «парттысячников». По
разнарядке Ленинград получил 707 мест. Вскоре
особняк отдали под общежитие-коммуну
В послевоенные годы в особняке помещалась
санитарно-эпидемиологическая станция
Дзержинского района.
В 1973 году здание было поставлено на
государственный учет по «Списку вновь выявленных
объектов, представляющих историческую,
художественную, научную или иную культурную
ценность».
В 1991 г. распоряжением мэра А. А. Собчака особняк
передан для размещения школы искусств «Тутти». И
сегодня в зале с удивительной акустикой, где когда-то
читала стихи Анна Ахматова и пел Федор Шаляпин,
выступают дети.

17.

Дом Гукасова. Школа «Тутти». [Электронный ресурс]
URL:http://tutti.edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14:2010-06-06-1625-34&catid=2:2010-05-28-21-56-25&Itemid=3
Доходный дом арх. А. Х. Пеля - Доходный дом Ф. фон Крузе -Доходный дом Е. С.
Гукасовой. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]
URL:https://www.citywalls.ru/house5855.html
Особняк конкурента Ротшильдов: история дома 46 на Литейном проспекте. Деловой
Петербург. [Электронный ресурс]
URL:https://www.dp.ru/a/2020/01/17/Osobnjak_konkurenta_Rotshil
Википедия. Дом Пеля (Гукасовой). [Электронный ресурс]
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%9F%D0%B5%D0%
BB%D1%8F_(%D0%93%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B
E%D0%B9)
Окно во двор. Свобода. [Электронный ресурс]
URL:https://www.svoboda.org/a/24200209.html
English     Русский Правила