3.83M
Категория: ИсторияИстория

Социальная помощь на Древнем Востоке

1.

ТЕМА
«Социальная помощь на Древнем Востоке
План
1. Возникновение социальной помощи.
2. Механизм социальной помощи.
3. Роль государства в осуществлении социальной
помощи.
4. Начало религиозной благотворительности.

2.

Первый вопрос:
Возникновение социальной помощи
1. Превращение прегоминида в современного человека,
завершилось примерно 40 тысяч лет назад.
2. Оно сопровождалось созданием социальных норм, которые
ограничивали половой инстинкт.
3. Это означало переход от неограниченных половых
отношений к различным формам контроля за ними.
4. Переход от неограниченных половых отношений к
различным
формам
контроля
за
ними
назывался
промискуитетом.
5. Промискуитет предполагал борьбу за обладание половыми
партнёрами, а его сохранение не способствовало превращению
первобытного человеческого стада в общество.

3.

.
Становление первобытного общества происходило на основе
коллективизма, который проявлялся в отношениях взаимопомощи
между людьми.
Социальная структура первобытного общества
представляла собой совокупность локальных
групп, возникших на основе кровнородственных
связей.
Локальная группа представляла собой
коллектив охотников или собирателей,
во главе которого стоял руководитель,
пользовавшийся наибольшим
авторитетом среди его членов.
Возникновение социальной помощи в первобытном обществе
отвечало потребностям развития группы, которая была вынуждена

4.

Зависимость авторитета члена группы от
его вклада в добычу пищи была названа
принципом реципрокности, который
оказался «едва ли не первым
универсальным механизмом
функционирования человеческого
общества на ранних этапах его
существования»
Локальная группа в силу своего бродячего
образа
жизни
отличалась
сравнительной
неустойчивостью, которая постоянно грозила ей
распадом.
Для общины была характерна привязанность к
земле, находившейся в совместном пользовании
её членов.

5.

От локальной группы община
Общинная помощь нуждающимся
унаследовала все её функции, к
дополнялась семейной, а также
числу которых принадлежала
индивидуальной, вызванной к жизни
забота о тех, кто не могли
корыстными устремлениями претендентов
прокормить себя сами.
на власть.

6.

Возникновение семьи как малой
Первой формой социального контроля,
пришедшей на смену промискуитету, был социальной группы, основанной на браке
и занимающейся хозяйственной
групповой брак, при котором все
деятельностью, произошло в эпоху
мужчины одной группы могли иметь
неолита, которая характеризуется
половые отношения со всеми женщинами
переходом от присвоения к производству.
другой.
Этот переход стимулировал развитие производительных сил, которое привело не
только к ослаблению экономической зависимости брачной пары от общины, но и к
последующему превращению её в семью.

7.

Редистрибуция – это перераспределение
имущества семьи. Обладая правом редистрибуции,
глава семьи мог сделать часть имущества
предметом дарения, которое облегчало ему доступ
к выборным должностям в общине.
Практика такого дарения, известного под
названием потлача, встречалась у многих
народов древности, а у североамериканских
индейцев она сохранялась ещё до недавнего
времени.
Таким образом, социальная помощь, вызванная к жизни
потребностями развития первобытного общества, с
усложнением его социальной структуры стала рассматриваться
как средство достижения власти, которая основывалась на
авторитете.

8.

Второй вопрос:
Механизм социальной помощи
1. Первобытная община превращалась из кровнородственной в
соседскую.
2. На основе первобытной общины происходило становление
государства, власть которого предполагала уже не только авторитет, но
и силу.
3. Начало государства было положено на Востоке.
4. Древний Восток дал миру древнейшие очаги цивилизации –
Месопотамию, Египет, Индию и Китай.
5. Основу социальной структуры древневосточного общества
составляла соседская община.
6.
Соседская
община
объединяла
сельскохозяйственных
производителей, связанных не столько родственными узами, сколько
территориально.

9.

Соседская община унаследовала от
первобытной общины:
- коллективную собственность на
землю;
- совместный труд людей;
- прочные связи между ними.
Она отличалась самодостаточностью,
которая придавала ей стабильность.
Стабильность соседской общины
обеспечивала защиту людей от
политических потрясений: затрагивая
только правящую верхушку, они
практически не касались простого народа,
сохранявшего привычный ему образ
жизни.

10.

Первые государства, появившиеся на Древнем
Востоке в IV-III тысячелетиях до н.э., складывались
на основе общин, деятельность которых
подчинялась принципу редистрибуции.
Применительно к государству этот принцип
означал, что избыточным продуктом,
созданным непосредственными
производителями, распоряжались не они сами,
а те, кто находились у власти.
Постепенно в странах Востока сложилось доминирующее
положение государства в сфере экономики, названное
феноменом власти-собственности.

11.

Во II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке начался процесс
приватизации, результатом которого явилось возникновение частной
собственности, породившей противостояние имущих и неимущих.
.
На основе частной собственности возникли:
- земельная аренда;
- наёмный труд;
- долговое рабство и другие отношения.
Они способствовали обогащению одних (власть
имущих) и обнищанию других (простых
общинников).
Эти отношения существовали наряду с
теми, которые сложились прежде:
сначала на основе общинной, а затем и
государственной собственности, не
утратившей своего господствующего
положения в сфере экономики.
По мере вхождения этих отношений в жизнь восточного общества происходило деление его
на имущих и неимущих, которое фактически отсутствовало до начала процесса
приватизации, поскольку все люди в нём – за исключением чужаков, находившихся на
положении рабов, - были причастны к собственности.

12.

.
Потребности развития государства привели к усложнению социальной
структуры общества, которая во всех странах Древнего Востока была
примерно одинаковой, а наиболее чёткое выражение получила в Индии, где
всё население распределялось по четырём категориям, получившим
название варн: учёные, жрецы и учителя; воины, правители и знать;
простой народ, включавший в себя земледельцев, скотоводов и торговцев;
зависимые лица.
.

13.

В отличие от государств
античности, в странах Древнего
Востока не получило широкого
распространения рабство.
Первоначально рабами становились
люди, попавшие в плен. Они
рассматривались как военная добыча,
которой можно было распоряжаться –
принести в жертву богам или заставить
работать – по усмотрению её обладателей.
Поскольку раб воспринимался как чужак, он не мог «претендовать на ту сумму
прав, тот объём социальных гарантий, которые являются неотъемлемым достоянием
всех своих просто потому, что они свои».

14.

.
С началом процесса приватизации в странах Древнего Востока появилось
долговое рабство, которое несло в себе угрозу сложившейся в них
социальной структуре.
До возникновения частной собственности
основой
существования
восточного
общества был эквивалентный обмен
деятельностью
между
различными
категориями населения, посредником в
котором
выступало
государство,
выполнявшее функции сбора налогов,
организации трудовых повинностей и
редистрибуции избыточного продукта.
Начало
процесса
приватизации
стимулировало
стремление
представителей власти ко всё большему
обогащению.
.
Обогащение способствовало появлению
эксплуатации, субъектом которой
было государство, обладавшее монополией на власть. К объекту эксплуатации
относились не только простые труженики, но и частные собственники, не
имевшие отношения к власти.

15.

Несмотря на появление в странах
Древнего Востока частных
собственников, не они, а
представители власти,
олицетворявшие государство, играли в
них роль господствующего класса.
Государство в этих странах подчинило себе
общество, хотя и не везде в одинаковой степени:
в Египте – в наибольшей, а в Индии – в
наименьшей.

16.

Политическим выражением
господствующего класса стал
деспотизм, рассматривавшийся в
истории философской мысли – от
Аристотеля до Гегеля – как
характерная черта восточного
государства.
Реакцией на деспотизм восточного
государства явилась ориентация
простого человека на ту или иную
группу, которая служила ему защитой
от социальных потрясений.

17.

Во времена древности на Востоке
Его особенность заключалась в том,
сложился механизм социальной помощи,
что каждый человек находился под
который не претерпел существенных
изменений в последующие периоды его защитой тех традиционных структур, к
которым он принадлежал.
истории, а во многих регионах Земного
шара, относимых к «третьему миру»,
действует и сейчас.
Эти структуры включали в себя прежде всего семью и общину, которые
традиционно помогали своим членам.

18.

С развитием товарно-денежных отношений,
которые несли с собой угрозу благосостоянию
людей, в число субъектов социальной помощи
вошли различные корпорации, создававшиеся на
профессиональной основе.
В Древнем Египте, который славился
своими пирамидами, существовали
объединения каменотёсов, отличавшиеся
крайней замкнутостью.
Роль государства в осуществлении социальной помощи сводилась к
сохранению её традиционных основ, которые стали облекаться в
юридическую форму. И одним из звеньев механизма помощи
нуждающимся, который сложился на Древнем Востоке, стало социальное
законодательство, связанное с деятельностью государства.

19.

Третий вопрос:
Роль государства в осуществлении
социальной помощи
1. Восточное государство всегда было самоцелью, а не
средством развития общества.
2. Первые системы Восточного государства возникли во II
тысячелетии до н.э., а его законодательство было направлено на
сохранение общественных отношений и отличалось верностью
традициям и неприятием новаций.
3. Поскольку законодательство касалось повседневной жизни
людей, в нём можно усматривать начало социального
законодательства,
без
которого
была
бы
невозможна
профессиональная помощь нуждающимся.
4. Это законодательство регулирует отношения в социальной
сфере, связанной с воспроизводством и развитием личности.

20.

Согласно историческим свидетельствам,
наиболее полная система законодательства
на Древнем Востоке была создана в
Вавилонии, которая использовала опыт своих
предшественников в правовом регулировании
общественных отношений.
Вавилония возникла в начале
II тысячелетия до н.э. на юге
Месопотамии, которая
является одним из
древнейших очагов
цивилизации.

21.

Вавилония просуществовала 13
столетий, пока не была завоёвана
персами, а период её расцвета пришёлся
на 1792-1750 гг. до н.э., когда ею правил
царь Хаммурапи.
Будучи шестым представителем династии,
правившей в Вавилонии с XIX в. до н.э.,
Хаммурапи не только положил конец
процессу децентрализации
государственной власти, но и подчинил
себе всю Месопотамию.

22.

Основу экономики Вавилонии составляли первоначально две формы
собственности – общинная и государственная.
.
Первой в глубокой древности
появилась общинная собственность,
а государственная возникла на её
основе в связи с отделением храмов
от общин и превращением жрецов в
правителей.
Развитие товарно-денежных
отношений приводило к тому, что
одни общинники превращались в
частных собственников, а другие
разорялись.

23.

.
Разорившиеся общинники становились обузой для государства: они
переставали платить налоги, а их подневольный труд в государственных
хозяйствах был малоэффективен.
.
Экономическая слабость государства влекла за собой политическую, которой
пытались воспользоваться противники центральной власти.
English     Русский Правила