7.69M
Категория: КультурологияКультурология

Культура Нового и Новейшего времени

1.

Культура Нового и
Новейшего времени
Лекция 7

2.

НОВОЕ ВРЕМЯ
XVII—XIX вв.
Материальная основа – буржуазный способ
производства;
Духовный ориентир — развитие личности;
Основные черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и
телеологизм в понимании прогресса,
рационализм.

3.

Экономика
начальный период в становлении буржуазного способа
производства, фактами европейской жизни стали фондовые и
товарные биржи, банки, ярмарки и рынки
Политическая жизнь
Ранние буржуазные революции +расцвет
абсолютистских монархий.
Социальная сфера
Джентри, буржуа, наёмные рабочие
Право
теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж.
Локк), общественный договор
Наука и техника
НТР : И. Ньютон, Р. Декарт, Б. Паскаль, У. Гарвей, Г.
Галилей, И. Кеплер;
микроскоп и телескоп, винтовой пресс, развитие
механизмов
Д. Верас («История севарамбов»: конст. Монархия,
без знати, 8 ч. раб. День, государство воспитывает
детей), Ф. Бэкон «Новая Атлантида»

4.

! Национальные школы: итальянская, фламандская, голландская,
французская, испанская
Барокко
грациозность, порой
утрированная
экспрессивность, патетика,
вниманием к чувственному,
телесному началу;
роскошь, богатство
монументальность —
динамизм,
театральный блеск —
солидность,
мистика, фантастичность,
иррациональность — с
трезвостью и рассудочностью
зодчий Борромини (римская
церковь Сант Иво, 1642—
1660)
архитектор и скульптор Дж. Л.
Бернини (коллонада собора
Св. Петра и оформление
гигантской площади у этого
собора (1656—1667).
Питер Пауль Рубенс (1577—
1640).

5.

Классицизм
ориентируется на подражание
классическим образцам, +
аристотелевский тезис о
мимезисе, разделяет важный
принцип античного театра о
трех единствах — места,
времени и действия
трагедии Корнеля, Расина,
комедии Мольера, поэзия
Лафонтена, Буало, музыка
Люлли, парковый и
архитектурный ансамбль
Версаля, картины Пуссена
Реализм
поэтическая красота в
обыденном, возвышение и
одухотворение мира
материальных вещей
Ф. Халс (ок. 1580—1666),
Якоб Ван Рейсдал (1628—
1682, П. Клас, В. Хед, Я. Стэн,
Я. Вермер, Рембрандта
(1606—1669)

6.

7.

8.

9.

10.

Кризис
абсолютизма. Изменение соотношения политических сил на
международной арене.
Эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили
Вольтер, Руссо, Дидро; в Англии —Кавендиш, Уатт, Филдинг; в России —
Ломоносов, Радищев. В Германии это время «бури и натиска», Лессинга,
Гёте, Шиллера и Канта.
Завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму.
Активизация политической жизни общества: образуются первые
политические партии, появляется периодическая печать;
Идеалом - «слабое» государство, позволяющее своим гражданам «делать
все, что дозволено законом» (Монтескье).
Философия + наука

11.

12.

Просвещение, стремление к Разума и мистика и суеверия;
Открытая политическая борьба и Масонство (Вольтер, Гёте,
Моцарт);
Наука (К. Линней (1707—1778), Ж. Л. Бюффон (1707—1788))
и шарлатанство (магнетические сеансы Фр. А. Месмера
(1734—1815); Л. К. Сен-Мартен (1743— 1803))
Рационализм и утопии (Морелли «Кодекс природы, или
Истинный дух ее законов»: естественное состояние общества –
коммунизм: нет ч.с., право существовать, на труд, обязанность
трудиться); Бабёф «Республика равных»).
Галантный век и век бережливости и исполнения долга

13.

рококо
стиль изысканный и весьма
легковесный, соединяются
гедонизм, прихотливость,
пренебрежение к разуму и
апофеоз чувства,
пренебрежение естественным
ради эстетства, экзотики и
блестящая художественная
культура.
Находит яркое проявление в
прикладном искусстве — в
мебели, посуде, бронзе,
фарфоре (знаменитый сервский
и мейзенский фарфор — продукт
этой эпохи).
Ж. Ватто (1684—1721), Ф. Буше
(1703—1770), Ж. Фрагонар
(1732— 1806),
Пьяцетто и Тьеполдо
Гоцци и Гольдони
классицизм.
культ античности + идеалы
Просвещения
Ж.-Л. Давид (1748—1825), У.
Хогарт (1699—1779), Ж. Грез
(1725—1805).
Й. Гайдн, В. Моцарт

14.

сентиментализм
выражал протест против сухости и
высокопарности классицизма, но не был
аристократическим стилем.
Противостоял и холодной
аристократической галантности и
бездушному утилитаризму буржуа,
идеализируя естественнопатриархальную жизнь «маленького
человека», проявляя подчеркнутое
внимание к его чувствам и
переживаниям
Т. Гейнсборо, Ж. Грез

15.

16.

17.

18.

Д. Дефо – Робинзон Крузо
Д. Свифт - Приключения Гулливера
Бомарше - «Женитьба Фигаро», «Севильский
цирюльник», «Преступная мать»

19.

Базовые
ценности: рационализм, антропоцентризм, сциентизм,
европоцентризм + технический прогресс, польза, достаток, комфорт
Культурные переворот и его три фактора: демократия, экспериментальная
наука и индустриализация.
Промышленный
переворот
Общество как фабрика (Сен-Симон)
Рост производительности труда, укрупнение предприятий, массовая
стандартизированная продукция, урбанизация
США – как мировой игрок
Изменения быта: телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые
транспортные средства — паровоз, пароход, автомобиль, электрический
трамвай, метро

20.

«XIX
в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие
столетия вместе взятые», а именно — 8527 (П. Сорокин).
Междисциплинарные исследования — физическая химия, биохимия,
химическая фармакология.
Естественнонаучный прогресс ----развитие гуманитарных наук (полемика
школ)
«Истина суть то, что удобно и полезно», «Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы действовать»
От прялки Дженни к станку из металла, от него к автоматическому ткацкому
станку Жаккара
Эпоха пара. в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым
двигателем Эванс, США, Тревитик, Англия). 17 августа 1807 г. совершилась
пробная поездка парохода Фультона «Клеморн», а в 1814 г. появился на свет
паровоз Дж. Стеффенсона
Ж/д. автомобиль Г. Даймлера и К. Бенца (1886, Германия) 1903 г. —
первый самолет братьев У. и О. Райт
Век электричества

21.

Парламентаризм + разделение властей
идейно-политические движения и политические партии — либерализм,
консерватизм, социализм
либерализм
консерватизм
социализм
защита ч.с, свободного
предпринимательства, рынка,
+невмешательства государства в
экономику. Равенства возможностей, отказ
от уравнительной трактовки равенства,
отстаивание самоценности индивида и его
личной ответственности. Принцип
разделения властей, признание равенства в
правах и свободах, свободных выборов
всех институтов власти, свободный обмен
мнениями, право на борьбу идей.
Сохранение старых,
добуржуазных
порядков и
учреждений,
укреплению
общественных
устоев — семьи,
социальной
иерархии, монархии.
«Все люди имеют
равные права, но не
одни и те же блага»
Утопический
социализм,
анархизм
марксизма. НЕТ!
Ч.С., буржуазное
государство

22.

Новый идеал человека:
всем обязан самому себе, своему труду, личным заслугам,
стремится к земному благополучию, а не занятию лучшего места в мире
ином,
измеряет добродетель не самоотречением, а пользой.
новый
буржуа маниакально поглощен предприятием и приносимыми им
прибылями, мало озабочен качеством производимого товара
Роскошь на смену бережливости
В жестокой конкуренции для него все средства хороши — от рекламы до
прямого подлога
Изменение морали – утилитаризм
Изменение места религии. ДарвинизмVS Библия Миссионерская
деятельность

23.

Децентрализация
Отсутствие
единой эстетической доминанты
Асинхронность и многостилье
Принципиально новые способов художественного творчества,
порожденные развитием техники — фотография, кино, реклама
и др., более склонные к коммерциализации искусства и
соответствующих принципу пользы
Союз художественной культуры и фабричного производства
привел к стандартизации предметного мира человека,
снижению эстетической ценности бытовой вещи, а массовое
тиражирование предметов искусства ставило его на поток,
лишало тайны

24.

ампир
(Виньон, Шальгрен, Персье): величественный,
тяжеловесный, богатый;
Романтизм (Байрон, Делакруа, Гофман, Вагнер, Ж. Санд, В.
Скотт) : «Уход» в природу, в другие страны, экзотику, фантастика,
в другое время). Синтез искусств.
Реализм. Высшая точка – критический реализм. интересует
не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и бурная, полная
страстей жизнь его сердца, а «жизнь сердца, души и разума в
нормальном состоянии» (Мопассан) и точное изображение
«типических характеров» в «типических обстоятельствах»
(Бальзак, Мопассан, Флобер, Золя, Диккенс, Стендаль,
Теккерей, Голсуорси, Гарди, Дж. Констебло, О. Домье, Ж.-Ф.
Милле, Курбе)

25.

Декаданс (фр. — упадок) — в своем генезисе явление сложное и
противоречивое, связанное с различными направлениями в
художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения
кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX века,
отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества:
Натурализм
Импрессионизм (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар): ставил перед
собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей
действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и
перенесения в искусство результатов своих наблюдений.
Постимпрессионизме (П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген): поиск новых форм,
способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы
большого города, а также новых приемов.
Символизм (Малларме, Верлен, Бодлер).
Эстетизм (Рейтер, О. Уайльд, Россети, Уистлер)
English     Русский Правила