Социологические теории СМИ
План
Литература
Социологические теории СМИ
Ранние теории
Гарольд Иннис
Влияние характера коммуникации на тип общества
Маршалл Маклюэн
Современный мир как глобальная деревня
Теория Юргена Хабермаса
Юрген Хабермас
Упадок информационной сферы
Упадок информационной сферы
Теория Жана Бодрийяра
Жан Бодрийяр
Постсовременность
Постсовременность
Социологические теории СМИ
Вопросы для самостоятельного анализа
kolodiev@inbox.ru
0.96M
Категория: СоциологияСоциология

Социологические теории СМИ

1. Социологические теории СМИ

Лекция и домашнее задание

2. План

▪ Ранние теории
▪ Теория Юргена Хабермаса
▪ Теория Жана Бодрийяра

3. Литература

▪ Гидденс Э. Социология. М., 2005
▪ Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и
применение. М., 2015
▪ Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2007
▪ Уэбстэр Ф. Теории информационного общества. М., 2004
▪ Яковлев И. П. Современные теории массовой коммуникации. СПб.,
2004

4. Социологические теории СМИ

▪ Общим для всех социологических теорий является то,
что они описывают СМИ не только как культурный
продукт, результат общественного развития, но и как
важнейший фактор развития общества

5. Ранние теории

Первый вопрос

6. Гарольд Иннис

▪ Канадский экономист,
исследователь культуры и
средств массовой информации
▪ 1894 – 1952
▪ Работы Инниса оказали
влияние на научные взгляды
Маршалла Маклюэна и других
исследователей СМИ

7. Влияние характера коммуникации на тип общества

▪ Исследовал воздействие средств коммуникации на типологию
общественного устройства и пришел к выводу, что на организацию
общества очень сильно влияет характер его СМИ
▪ В качестве примера он приводил каменную иероглифику – письмо
на камне, существовавшее в древних цивилизациях: оно
долговечно, но не может быть легко транспортировано. Это плохой
способ поддержания коммуникации с отдаленными территориями.
Соответственно, общества, использующие подобное средство
коммуникации, по Иннису, не могут быть очень большими
▪ Основные труды: «Империя и коммуникация» (1950) и
«Предвзятость в коммуникации» (1951)

8. Маршалл Маклюэн

▪ Канадский культуролог,
социолог, философ, филолог,
литературный критик
▪ 1911 – 1980
▪ Основные труды: «Понимание
Медиа: внешние расширения
человека»

9. Современный мир как глобальная деревня

▪ Маклюэн развил идеи Инниса, в частности, применил их к СМИ
современных обществ. По Маклюэну, характер СМИ влияет на
структуру общества сильнее, нежели содержание этого СМИ.
Телевидение как СМИ сильно отличается от напечатанной книги.
Оно является электронным, визуальным, и состоит из сменяющих
друг друга изображений
▪ Обычная жизнь воспринимается в обществе, имеющем развитое
телевидение, по-другому, нежели в том, где есть только печатные
СМИ. Электронные СМИ, по Маклюэну, создают глобальную
деревню – люди по всему миру одновременно видят, как
разворачиваются важнейшие события, ставшие предметом
новостей, и, следовательно, участвуют в них совместно

10. Теория Юргена Хабермаса

Второй вопрос

11. Юрген Хабермас

▪ Немецкий философ и
социолог
▪ 1929

12. Упадок информационной сферы

▪ Хабермас исследовал развитие СМИ от начала XVIII века до
современности, отслеживая появление и последующий упадок «сферы
публичного»
▪ «Сфера публичного» – это арена общественных дебатов, на которой могут
обсуждаться проблемы и формироваться мнения по общественно
значимым темам. Эта сфера начала свое развитие в салонах и кофейнях
европейских городов. Люди встречались чтобы обсудить актуальные
вопросы, а информационный повод часто возникал из листовок с
новостями или газет. Хабермас утверждал, что эти салоны имели большое
значение на ранней стадии развития демократии. Именно с них берет
начало традиция решения политических проблем путем общественного
обсуждения. Сфера публичного подразумевает людей, собирающихся на
свободную дискуссию в качестве равноправных участников

13. Упадок информационной сферы

▪ По Хабермасу, возможности сферы публичного не были полностью
реализованы. В XX веке СМИ превратились в монополистические
организации и в меньшей степени стали выполнять свою важнейшую
функцию – доводить до общественности достоверную информацию
▪ Для публичной сферы не остается места. Она ослаблена вторжением
рекламы и пиара
▪ Сфера публичного превращается в фикцию: демократические дебаты в
современных обществах подавляются в связи с развитием индустрии
культуры, политику «разыгрывают» в парламенте и СМИ словно пьесу,
коммерческие интересы одерживают верх над общественными.
«Общественное мнение» формируется не с помощью открытой,
рациональной дискуссии, но через манипулирование и контроль

14. Теория Жана Бодрийяра

Третий вопрос

15. Жан Бодрийяр

▪ Французский социолог,
культуролог, философ и
фотограф
▪ 1929 – 2007

16. Постсовременность

▪ На Бодрийяра повлияли идеи Инниса и Маклюэна. Он утверждал, что с
приходом СМИ, в особенности телевидения, преобразился характер жизни
людей. ТВ не только «представляет» нам мир, но и определяет, чем именно
является тот мир, в котором мы живем
▪ Телевидение не позволяет нам видеть «реальность». Теперь «реальность» –
ряд образов на телеэкранах, которые определяют то или иное событие как
событие мирового значения. Зрители, конечно, могут смотреть последние
известия и думать, что за увиденными знаками кроется реальность, «то, что
происходит в мире». Но задумавшись они поймут, что последние известия –
только версия событий, представленная с учетом контактов журналистов,
доступности ньюсмейкеров, моральных ценностей и политических
предпочтений тех же журналистов …

17. Постсовременность

▪ В эпоху повсеместности медиа создается новая реальность –
гиперреальность, состоящая из смеси человеческих поступков и
медиаобразов. Мир гиперреальности состоит из симулякров – образов,
которые наполняются смыслом только благодаря другим образам и не
имеют основы во «внешней реальности»
▪ «Мы производим в изобилии образы, которые не передают никакого
смысла. Большинство образов сегодня, которые доносят до нас
телевидение, живопись, пластические искусства, образы аудиовизуальные
или синтетические образы – все они не значат ничего». Если «массы»
понимают, что знаки только симулируют, то мы столкнулись с ситуацией,
когда огромное количество знаков потеряли значение … на них можно
смотреть, они мелькают перед глазами и, возможно, доставляют
удовольствие, но не имеют смысла. Вот это и есть постсовременность.

18. Социологические теории СМИ

Домашнее задание

19. Вопросы для самостоятельного анализа

▪ Как вы полагаете, современные российские СМИ
уменьшают или же увеличивают возможности для
публичных дебатов?

20. [email protected]

Санкт-Петербург, 2020.
English     Русский Правила