Детство
Учеба в кадетском корпусе
Картина "Встреча великого князя"
"Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара". 1839
Отставка.
Звание академика. Выставка
Цензура
Список литературы:
5.83M
Категория: ИскусствоИскусство

Основные события биографии П.А. Федотова. Зависимость между ними и его творчеством

1.

Основные события биографии П.А.
Федотова. Зависимость между
ними и его творчеством.
Выполнила: студент группы ОАБ –
44.03.05 – 41 Безбородова Анна
Проверила: Е.И.Ковычева, кафедра
ДПИ и народных промыслов

2.

Па́вел Андре́евич
Федо́тов (22 июня [4
июля] 1815, Москва — 14
[26] ноября 1852, СанктПетербург) —
русский живописец и
график, академик
живописи,
родоначальник
критического реализма в
русской живописи.

3. Детство

П.А. Федотов родился в очень бедной многодетной семье в Москве 22 июня
1815 года. Его отец, Андрей Илларионович, в молодости служил в армии еще
при Екатерине и, уходя в отставку, получил звание поручика и дворянский
титул, потом обеднел и служил титулярным советником. Его мать, Наталья
Алексеевна Калашникова, растила детей и вела хозяйство.
У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья
была большая, и дети, в том числе и Павел, росли без особенного надзора.
Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще
долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили
одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на
сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Павел Федотов рассказывал
впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его
юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть
продукт чисто московский.

4.

Наша многочисленная родня состояла из людей простых,
неуглаженных светской жизнью; наша прислуга составляла
часть семейства, болтала передо мной и являлась
нараспашку… <...> Все, что вы видите на моих картинах
(кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам),
было видно и даже отчасти обсуждено во время моего
детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по
тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я
почему-то представлял место действия непременно в
Москве.
Павел Федотов

5. Учеба в кадетском корпусе

• В 11 лет отец отправляет Федотова на учебу в Первый Московский кадетский корпус.
В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные
портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры.
• Павел Федотов получил звание унтер-офицера, а уже в 1832 году его повысили до
фельдфебеля. Через год он уже был прапорщиком и служил в полку СанктПетербурга.
Желание рисовать не покидало молодого офицера даже в годы службы, поэтому он
решил вечерами посещать уроки рисования при Академии художеств. Сначала ему
тяжело было перестроиться с привычных карикатур до настоящих реалистичных
портретов, за что ему часто попадало от великого Брюллова. Но со временем учителя
разглядели талант ученика и обратили на него особое внимание.
Семья художника Павла Федотова жила в бедности и просила материальной помощи,
поэтому вечерами любящий сын не только изучал формы человеческого тела по
гипсовым скульптурам и брал уроки в Академии, но и рисовал небольшие акварели с
портретами сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо
раскупались. Эти деньги он посылал родным в Москву.

6. Картина "Встреча великого князя"

Картина "Встреча великого князя"
Летом 1837 года Павел Федотов стал свидетелем события, которое
потрясло его до глубины души и дало толчок к написанию своей первой
знаменитой картины, положившей начало его художественной
деятельности.
В полк приехал после лечения за границей великий князь. Гвардейцы,
которые обожали его и беспокоились о состоянии его здоровья, шумной
толпой выбежали его встречать. Живописность ситуации произвела
глубокое впечатление на молодого человека, и он взялся за написание
полотна. Всего через 3 месяца он нарисовал свою знаменитую картину
"Встреча великого князя". Чтобы ничего не отвлекало мастера от работы
над полотном, ему впервые за срок службы дали отпуск.
Великий князь за это произведение наградил молодого офицера
бриллиантовым перстнем.

7.

8. "Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара". 1839

"Освящение знамен в Зимнем дворце,
обновленном после пожара". 1839
Николай I ,увидев
неоконченную картину
«Освящение полковых
знамён в зимнем дворце
26 марта 1839 года»
(1839), выполненную
акварелью, позволил
офицеру добровольно
оставить службу и
посвятить себя живописи,
с ежемесячным
содержанием в сто
рублей.

9. Отставка.

Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя
батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно
попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и
материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из
дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным
обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся
упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в
академических классах.
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до
этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади
под руководством профессора Заурвейда.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты
людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность
передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко
проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным
призванием художника являлась жанровая живопись.

10.

В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел
некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись
этого совета, он написал маслом две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро
чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни
Крылова).

11. Звание академика. Выставка

Советом Академии Федотов был выдвинут на звание
академика и получил денежное пособие, что
позволило ему продолжить начатую картину
«Сватовство майора» (1848, 1851 — второй
вариант). Эта картина была готова к академической
выставке 1848 года, на которой и появилась вместе
со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
В 1848 году Совет Академии единогласно признал
художника академиком, и после выставки имя
Федотова стало известно широкой публике, в
журналах появились хвалебные статьи критиков.
Популярности Федотова способствовало то
обстоятельство, что почти одновременно со
«Сватовством майора» стало известно
стихотворение, объяснявшее смысл этой картины,
сочинённое самим художником и
распространившееся в рукописных копиях. Федотов
с юных лет любил писать стихи, басни, элегии,
альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал
на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские
песни.

12. Цензура

Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса»,
задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием
Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их
процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах»
Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы
цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья»,
«Тарпейская скала».
• Принципиальность художника наряду с сатирической
направленностью его творчества вызвала повышенное внимание
цензуры, от Федотова стали отворачиваться меценаты, ранее
благоволившие ему.

13.

Федотов ощущает себя заложником
сложившегося положения. Его герои
становятся замкнутыми, композиции
— неподвижными. Раньше поступь
времени была стремительной и
легкой. Теперь ощущение времени
принимает иную форму – трясины и
утопия. Оно поглощает и засасывает
человека как болото. Теперь картины
не оставляют и следа от теплоты и
уюта, как прежние работы. От картин
веет холодом.
«Вдовушка» (1851 – 1852).

14.

Анкор, еще анкор! [1851-1852]

15.

Игроки. 1852.

16.

• Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» и «Игроки» полны
чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности
человеческого существования.
• Спасти художника от душевной болезни так и не удалось.
Последние дни он провел в частной лечебнице, куда его
поместили близкие друзья. 14 ноября 1852 года Павел Андреевич
Федотов скончался.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на
свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была
одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и
принесла потом великие плоды».

17.

Детство. Патриархальные нравы местных жителей, образы которых
впоследствии воплощал на своих полотнах.
Учеба в кадетском корпусе. Рисовал небольшие акварели с портретами
сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо
раскупались. Посещал уроки рисования при Академии художеств.
Картины "Встреча великого князя", «Освящение знамен в Зимнем дворце,
обновленном после пожара". Николай I позволил офицеру добровольно
оставить службу и посвятить себя живописи, с ежемесячным содержанием в сто
рублей.
Отставка .Изучение скелета и мускулатуры лошади под руководством профессора
Заурвейда. Первое время он рисует батальные сцены, однако со временем
приходит к выводу, что ему больше по душе жанровая живопись.
Звание академика. Выставка. Получил денежное пособие, что позволило ему
продолжить начатую картину «Сватовство майора» .После выставки имя Федотова
стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи
критиков.
Цензура. Федотов лишился дохода. Усиленные занятия и постоянная потребность
в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Федотова.

18. Список литературы:

1. Павел Федотов [Электронный ресурс]:
http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/component/c
ontent/category/108-pavel-fedotov
2. Русский художник Федотов Павел Андреевич: биография и творчество
[Электронный ресурс] : https://fb.ru/article/457850/russkiy-hudojnikfedotov-pavel-andreevich-biografiya-i-tvorchestvo
3. Федотов, Павел Андреевич [Электронный ресурс] :
https://ru.wikipedia.org/wiki/Федотов,_Павел_Андреевич
4. Павел Федотов [Электронный ресурс]:
https://www.culture.ru/persons/8250/pavel-fedotov
English     Русский Правила