Дуэли в русской литературе.
ИЗ ИСТОРИИ ДУЭЛИ.
Правила дуэли
Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль Печорина и Грушницкого
Дуэль Базарова и Кирсанова
Дуэль безухова и долохова
Оружие 19 века
СЛОВАРЬ Дуэль — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ШВАБРИН
Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль Грушницкого с Печориным
Итоги исследования:
Итоги исследования:
Итоги исследования:
Рыцарская дуэль
1.55M
Категория: ЛитератураЛитература

Дуэли в русской литературе

1. Дуэли в русской литературе.

2.

Дуэль [фр.duel<лат.duellum - война] –
поединок с применением оружия между
двумя лицами, обставленный определенными
условиями и формальностями, являющийся
пережитком феодальных представлений о
чести и способах ее защиты.

3.

4. ИЗ ИСТОРИИ ДУЭЛИ.

Из Европы дуэль перешла в Россию, для русского XVIII века дуэлянт
- уже достаточно симптоматичная фигура. Петр I категорически
запретил поединки и повелел их участников «смертию казнить и
оных пожитки описать». Позднее Екатерина II подтвердила запрет
В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог
поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону
боевых действий - наказание достаточно суровое. Тем не менее,
россияне «стрелялись» и в столице, и в провинции,.
Дворянские поединки были одним из элементов новой – петербург
-ской – культуры поведения, вне зависимости от того, в каком
конце империи они происходили.
С дуэльной традицией неразрывно связано и такое ключевое для
петербургского периода нашей истории понятие как честь.
Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не
потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь
меньшей, чем в Европе. Дуэль рассматривалась как судебное
решение , а не как ритуальное снятие бесчестия.

5.

Аарон
Берр и Александр Гамильтон
Аарон Берр и Александр Гамильтон

6.

Предположительно первой дуэлью в России можно
считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве
между двумя наёмными иностранными офицерами –
шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским
генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в
то время в среду русских этот обычай ещё не проник,
хотя прецеденты были.

7.

цель дуэли — удовлетворение
поруганной чести (а не цирковое
представление, не решение спора и не
состязание в силе);

8.

9. Правила дуэли

участников дуэли только двое , оскорбленный и его обидчик (отсюда
само слово «дуэль»);
средство дуэли — смертоносное оружие;
Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов
от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на
другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется
менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего
противника на том же самом расстоянии.
Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности
поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то
же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком
отношении между противниками на месте.
Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями,
обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение
изложенных здесь условий.

10.

11.

12.

13.

14. Дуэль Онегина и Ленского

15. Дуэль Печорина и Грушницкого

16. Дуэль Базарова и Кирсанова

17. Дуэль безухова и долохова

18.

ПОЕДИНКИ

19. Оружие 19 века

20. СЛОВАРЬ Дуэль — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание

21.

22. АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ШВАБРИН

Поведение на поединке
ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ГРИНЕВ
Сражается честно, отважно,
защищая честь девушки.
Наносит предательский удар
беззащитному Гринёву, когда
тот обернулся на голос
Савельича.
Гринёв и Швабрин

23. Дуэль Онегина и Ленского

Нелепость дуэли (всем, кроме
Ленского, было ясно, что дело
заключается в недоразумении);
Было нарушение правил дуэли
(Зарецкий был единственным
секундантом и вел себя как
лицо заинтересованное,
Онегин опоздал более, чем на
час);
Онегин не отказался от
выстрела из-за боязни быть
смешным или сделаться
предметом сплетен.

24. Дуэль Грушницкого с Печориным

Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?
Грушницкий! - сказал я, - еще
есть время; откажись от своей
клеветы, и я тебе прощу все.
Тебе не удалось меня подурачить,
и мое самолюбие удовлетворено; вспомни - мы были когда-то
друзьями...
До последнего момента Печорин давал
Грушницкому шанс, готов был простить ему
мстительность, распускаемые слухи,
умышленно не заряженный пистолет, пулю,
только что выпущенную в него, и наглое
ожидание Грушницким холостого выстрела. Все
это доказывает, что Печорин не сухой эгоист,
что он желает поверить в человека, убедиться,
что тот не способен на подлость.
Лицо у него вспыхнуло, глаза
засверкали.
- Стреляйте! - отвечал он, - я
себя презираю, а вас ненавижу.
Если вы меня не убьете, я вас
зарежу ночью из-за угла. Нам на
земле вдвоем нет места...

25. Итоги исследования:

В романе "Капитанская дочка" дуэль
изображена автором иронически и даже
с осуждением. Пушкин изображает здесь
столкновение двух эпох.
Несмотря на «ироничность» дуэли между
Гриневым и Швабриным, читатель
вслед за автором утверждается в
высоких нравственных качествах
первого, вступившегося за молодую
девушку, готового ценой своей жизни
отстоять ее честь, и в то же время
осуждает коварство второго и презирает
за недостойное поведение.

26. Итоги исследования:

В романе «Евгений Онегин» дуэль
становится тем явлением, которое
противоречит внутреннему миру героя.
Только представление общества о чести
заставляют Евгения, «всем сердцем
юношу любя», всё же принять вызов
Ленского.
Таким образом, в своем романе Пушкин
размышляет о человеческих отношениях,
говорит о ценности жизни, о
бессмысленности придуманного и
наигранного дворянского
представления о чести.

27. Итоги исследования:

М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего
времени» даёт иную характеристику
дуэли. И это единственный способ
наказать клеветника Грушницкого,
человека, для которого не
существует понятия чести.
Сначала Печорин был готов отказаться
от своего выстрела в том случае, если
соперник признает свою вину. Но
Грушницкий отказывается и Печорин
стреляет и убивает Грушницкого .

28.

Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Герой нашего времени».
Параметры
1. Повод для дуэли
Защита чести девушки
Защита чести девушки
«Герой нашего
времени»
Защита чести девушки
2. Причина дуэли
Общественное мнение
Любовь
Печорину скучно жить
Поединок равный, с
соблюдением всех правил
Отсутствие секундантов
Нарушение правил,
Гринев сильно желал
мести, испытывал
волнение
Дуэль – развлечение.
«Что ж? умереть так
умереть…»
3. Условия дуэли,
соответствие кодексу
«Евгений Онегин»
4. Отношение главных Сначала Онегин равнодушен к
героев к дуэли
ней, потом его мучает совесть
5. Поведение перед
дуэлью
«Капитанская дочка»
Онегин спал всю ночь
«…осмотрел свою шпагу,
«мертвым сном» и проснулся,
попробовал ее конец и лег
когда давно надо было выехать спать…»
к месту дуэли
В ночь пред дуэлью он
«не спал ни минуты»,
писать не мог, потом
сел и открыл роман
Вальтера Скотта…»
6. Итог дуэли
7.Последствия
дуэли
Смерть Ленского
Перерождение главного героя
Ранение Гринева
Гринев признается Марье
Ивановне в любви и
предлагает ей стать его
женой
Смерть Грушницкого
Главный герой снова
разочаровывается в
жизни
8. Роль дуэли в
произведении
Дуэль - кульминация в
произведении
Дуэль нужна, чтобы
Дуэль - один из
показать понимание людей ключевых моментов в
разных эпох такого
романе
явления как дуэль

29.

Дуэль - от латинского duellum - поединок, борьба двух. до
недавнего времени дуэль - поединок с применением оружия
(шпаги, пистолеты, любое по договоренности). в наше время
дуэли с применением оружия запрещены, но все большее
распространение имеют дуэли умов, как правило среди
политических лидеров, представителей идейных
организаций (не обязательно политического толка)

30.

В современном мире дуэли разрешены в единственной стране это Парагвай. Давайте брать пример с государства, пережившего,
только в прошлом веке две гражданские войны, войну с соседней
Боливией, отвоевав земли, где хозяйничают корпорации США,
переворот и две диктатуры.
Давайте вернёмся к средневековью и биться не игрушечными
мечами и шпагами, а настоящими копьями на рыцарских турнирах,
вернёмся к тому, на что смотрели еще до 21-го века, как на
пережиток ушедших эпох.
Кстати, в современном законодательстве России про дуэль нет ни
слова, то есть её, как бы, для закона не существует, стреляйтесь
на здоровье. Но факт проведения дуэли попадает в подразделы:
убийство, покушение на убийство, нанесение телесных
повреждений, подстрекательство и пособничество. Какой из них
вам нравится больше?

31. Рыцарская дуэль

Разгар боёв на Курской дуге. Июль 1943-го.
– Эй, русский, эй, Сашка, ты еще живой? Я думал, что ты
сгорел в своем танке... Еще сгоришь. Я буду поджигать
тебя, пока тебе не будет могила, – доносился чужой голос из
рации.
Командир «тридцатьчетверки» старшина Александр Милюков
опешил. Что за чушь собачья? А рация продолжала доносить
с хрипотцой голос:
– На твоем колхозном тракторе только в могилу. Ну что
выйдешь на нем один на один против моей «Пантеры»? Один
на один, по-рыцарски...
– Ах, это ты, гад, мать твою?!., – чертыхнулся старшина
Милюков, поняв, с кем имеет дело. Волну радиостанции его
танка отыскал фашист. Да не простой, ас, «хитрющий», как
его прозвали в экипаже.
– Я готов, – Александр перед этим щелкнул тумблером. –
Посмотрим чья возьмет, фашист недобитый. Выходи на
дуэль сейчас. Только завещание напиши.

32.

33.

Список литературы
1.Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. – М.:
Просвещение, 1983.
2.Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. – М.:
Советский писатель, 1986.
3.Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. – М.: Просвещение, 1980.
4.Долина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше
время. – М.: Поппури, 1996.
5.Дурасов В. Дуэльный кодекс, 1912.
6.Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Правда, 1990.
7.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – Л.: Наука, 1975.
8.Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС,
2001.
9.Пушкин А.С. Капитанская дочка. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС,
2001
10.Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской
культуре и литературе. - М.: Новое литературное обозрение,
2002.
English     Русский Правила