Анаксимандр
Биография
Анаксимандр как ученый
Учение Апейрон Анаксимандра
Космология, космогония
Учение Анаксимандра о происхождении и конце жизни и мира
Источники
5.37M
Категория: ФилософияФилософия

Анаксимандр

1. Анаксимандр

Авторы работы:
Елена Хадаева
Юлия Карамышева
Кирилл Ткаченко

2. Биография

Анаксимандр Милетский (около 610—после 547 лет до н.э.) — древнегреческий
философ, представитель милетской школы. Считается учеником Фалеса
Милетского и учителем Анаксимена.
Милетская школа (милетцы)— первая древнегреческая научно-философская
школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в
1-й пол. VI в. до н. э.
Милетская школа

3.

Говорят, что Анаксимандр — ученик Фалеса Милетского. Факт встречи
мыслителей исследователи считают спорным, однако нет сомнений, что
Анаксимандр следовал идеям Милетской школы. Аелиан, римский ритор III века,
причислял философа к лидерам этой школы в древнегреческой Аполлонии
(крупнейший древнегреческий порт в западной части Балканского полуострова).
Руины античного театра в Аполлонии

4.

Сочинение «Пери фюсеос», то есть «О природе» было первой философской
работой, появившейся на греческом языке.
Первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и
древнеиндийских, были, прежде всего, натурфилософами, физиками (античные
авторы называли их фисиологами).
Анаксимандр написал свое сочинение в середине VI в. до н.э. От этого сочинения
сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок,
связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского
философа – «Карта земли» и «Глобус». Он также считается первым философом,
который записал свои идеи, а не передал в устной форме последователям.
Фрагмент картины
Рафаэля «Афинская
школа»

5. Анаксимандр как ученый

Анаксимандр ввел в употребление «гномон» – элементарные солнечные часы,
которые были известны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень,
установленный на размеченной горизонтальной площадке. Время дня
определялось по направлению и длине тени. Самая короткая тень в течение дня
определяла полдень, в течение года – летнее солнцестояние, самая длинная тень в
течение года – зимнее солнцестояние.
Гномон

6.

Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил
географическую карту. Он занимался математикой и «дал общий очерк
геометрии».
Карта земли по
Анаксимандру

7.

Последние годы жизни Анаксимандр провел в державе Ахеменидов (древнее
государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней
Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов).
Стало ли это персидское государство последним прибежищем мыслителя, какова
причина смерти его блестящего ума — неизвестно.
Флаг державы Ахеменидов

8. Учение Апейрон Анаксимандра

Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех
вещей первоначала. Такое начало он нашел в апейроне. Апейрон – единая, вечная,
неопределённая, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и
выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного.
Поздний доксограф Симпликий сообщает, что учение Анаксимандра
основывалось на положении: «Начало и основа всего сущего – апейрон».

9.

В философском учении Анаксимандра апейрон вечен. По сохранившимся словам
Анаксимандра мы знаем, что апейрон «не знает старости», что он «бессмертен и
неуничтожим». Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения.
Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство.
«Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он всеобщий принцип
динамического равновесия противоположных начал природы: каждое из них,
придя на некоторое время к власти, потом возмещает другим стихиям время
своего правления, произведенные разрушения и беспорядки».

10. Космология, космогония

Согласно учению Анаксимандра, апейрон – не только субстанциальное, но и
генетическое начало космоса. Апейрон Анаксимандра сам все из себя производит.
Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет из себя такие
противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации
этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и
холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).
Затем в центре собирается земля, окруженная водной, воздушной и огненной
сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под
действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из
мирового океана. Так образуется суша.

11.

Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных плотным непрозрачным
воздухом. Эти кольца подобны ободу колеса колесницы. Они полые внутри и
наполнены огнем. Находясь внутри непрозрачного воздуха, они невидимы с
земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается
заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна.
В верхнем – также одно. Это Солнце. Время от времени эти отверстия способны
полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные
затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия.
Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал
даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или
колец.
Система мира Анаксимандра
(по реконструкции Дирка Купри)

12. Учение Анаксимандра о происхождении и конце жизни и мира

Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного
огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на
сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными. Из ила появились рыбы. Они,
достигнув окончания жизни, переродились в животных, а те, в свою очередь, в
людей. Век людей тоже завершится, говорил Анаксимандр.

13.

Быстротечным философ считал все, включая сам мир. Эта мысль объясняется
цитатой:
«...из каких начал вещам рожденье, в те же самые гибель совершается по роковой
задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение
неправды в назначенный срок времени».
То есть каждый мир (а их, по мнению Анаксимандра, множество) подобен фениксу
— он умирает, чтобы восстать из пепла. Эта идея по факту – сегодняшний закон
сохранения материи. Его суть Анаксимандр изложил в афоризме:
«Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они
разрушаются согласно предназначению».

14. Источники

ushist.com, 24smi.org, ru.wikipedia.org, citaty.su, worldofaphorism.ru,
physchem.chimfak.rsu.ru, creativeabs.com, museum-kam.ru, www.kazportal.kz
English     Русский Правила