Искусство военных лет.
Мастер художественного слова Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца Черноморский флот. 1945
1.74M
Категория: ИсторияИстория

Искусство военных лет

1.

1. Искусство военных лет. Введение
2. Музыка
3. Литература
4.ИЗО. Живопись
Графика
5. Кинематограф
6. Агитбригады
7. Заключение

2. Искусство военных лет.

Великая Отечественная война – одна из самых
ярких и трагичных страниц в истории России.
Война, ставшая величайшим испытанием для
советского народа, пробудила в людях
лучшие качества. Подъем патриотических
чувств, вызванный войной, стал мощным
стимулом к творчеству. Художники, поэты,
композиторы не могли оставаться в стороне,
когда весь народ встал на защиту Отечества.
Литература с первых дней войны стала
важнейшим идейным и духовным оружием в
борьбе с врагом. Многие писатели в качестве
военных корреспондентов отправились на
фронт .

3.

Многие стихи были положены на музыку и стали песнями
«В землянке» А. А. Сурков
Кто из бывших фронтовиков
не помнит одну из самых
известных песен Великой
Отечественной войны — «В
землянке». Ее авторы — поэт
Алексей Сурков и
композитор Константин
Листов. Когда поэт писал
стихотворение «Бьется в
тесной печурке огонь», он и
не думал, что оно может
стать песней.
Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под
Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым
впечатлением очень трудного дня, когда автору — корреспонденту
фронтовой газеты — пришлось вместе с штабом одной из гвардейских
частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

4.

В блокадном Ленинграде Д. Д. Шостаковича написал героическую
Седьмую симфонию.

5.

6.

«Жди меня» — стихотворение Константина
Симонова. Написано в июле-августе 1941
года[1]. Посвящено актрисе Валентине Серовой
Первоначально стихотворение не
предназначалось для публикации — как слишком
личное; тем не менее, Симонов неоднократно
читал его друзьям, и на основе их отзывов в
конце 1941 — начале 1942 года всё-таки
согласился отдать его в печать. По некоторым
причинам ряд газет отказались размещать
стихотворение, и впервые оно было напечатано в
«Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе
Жди меня, и я вернусь.
Жди меня, и я вернусь,
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Не желай добра
Всем смертям назло.
Жди, когда наводят грусть Всем, кто знает наизусть, Кто не ждал меня, тот пусть
Желтые дожди,
Что забыть пора.
Скажет: - Повезло.
Жди, когда снега метут,
Пусть поверят сын и мать Не понять, не ждавшим им,
Жди, когда жара,
В то, что нет меня,
Как среди огня
Жди, когда других не ждут, Пусть друзья устанут ждать,
Ожиданием своим
Позабыв вчера.
Сядут у огня,
Ты спасла меня.
Жди, когда из дальних мест Выпьют горькое вино
Как я выжил, будем знать
Писем не придет,
На помин души...
Только мы с тобой,Жди, когда уж надоест
Жди. И с ними заодно
Просто ты умела ждать,
Всем, кто вместе ждет.
Выпить не спеши.
Как никто другой.

7.

Художники
создавали плакаты.
В самом начале
войны появился
плакат И. М. Тоидзе
«Родина-мать
зовет!».

8.

Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В.
Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов).

9.

Военная тема нашла выражение в станковых произведениях
С. В. Герасимов «Мать партизана» (1943).
В эпизоде
драматического
столкновения
женщиныпатриотки и
захватчика
художник показал
присущие
советским людям
мужество,
стойкость в
борьбе,
рожденные
твердой верой в
неизбежность
победы света и
разума над
варварством,
тьмой и
мракобесием.

10.

А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942),
Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены.
Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело.
Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских
извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой
война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В
огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг
приближался к Москве.

11.

А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942),
А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный,
единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ
обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может
быть, в точности такое сражение и не развертывалось на
набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник
создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем
героику великой войны.

12.

Не бездействовал и кинематограф, выпускались документальные и
художественные фильмы, которые поддерживали боевой дух людей и
укрепляли веру в победу над врагом («Секретарь райкома» реж. И. А.
Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.).

13. Мастер художественного слова Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца Черноморский флот. 1945

На передовую выезжали театрально-концертные бригады.
Выступление Клавдии Шульженко перед
бойцами Н-ской части
Ленинградский фронт. 1941
Артисты театра им. Евг. Вахтангова
фронтовиков .1943

14.

В духовном противостоянии с фашистскими
агрессорами искусство сыграло особую роль.
Произведения изобразительного, музыкального
искусства, литературы и кинематографа, созданные в
духе лучших культурных традиций страны, помогали
миллионам людей осознать свое место в общем
строю. Патриотическое начало доминировало в
произведениях тех лет. Память народная
неистребима, она хранит самые трагические и в то же
время славные страницы истории страны.
Именно искусство располагает мощными средствами
воздействия на людей, ведь оно затрагивает прежде
всего чувственную сферу. И в следующие десятилетия
россияне должны руководствоваться строчками
Роберта Рождественского: НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО
НЕ ЗАБЫТО. Только тогда страна имеет право
называться великой, если люди, проживающие на её
территории, помнят и чтят свою историю.
English     Русский Правила