Украинский гопак
Украинский гопак
История украинского народного танца «Гопак»
История украинского народного танца  «Гопак»
Особенности исполнения народного танца «Гопак»
Особенности исполнения народного танца «Гопак»
Основные движения гопака
Положения рук, характерные для украинского танца
Положения рук, характерные для украинского танца
Положения рук в парных танцах
Положения рук в парных танцах
Положения рук в массовых танцах
Положения рук в массовых танцах
Музыка и костюм как составные части целого
Элементы мужского костюма, которые до сих пор используют для гопака:
Элементы женского костюма
Музыка
Музыка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.17M
Категория: ИскусствоИскусство

Украинский гопак

1. Украинский гопак

Задание С. (для работы с таблицей №3)
Подготовила:
студентка группы ДО-17-1
Ромушина Анастасия
Проверила: Рыбак Е.В.

2. Украинский гопак

Направление
Украинский
народный
Размер
2/4
Истоки
Демонстрация
ловкости парней
Место и время
возникновения
Войско
Запорожское
XVI—XVIII вв.
«Гопак». Неизвестный художник конца XVIII в.

3. История украинского народного танца «Гопак»

Одним из старейших танцев в Украине является гопак. Словари объясняют
это название от украинского слова «гопаты», что значит «прыгать, скакать,
бить, ушквариты».
В 16 веке Украина пережила длительный период борьбы за независимость. В
это время казаки в районе под названием "Сечь" ввели необычную традицию
празднования своих побед по возвращению домой. И делали это с помощью
танца, воспроизводя батальные сцены, чтобы все могли видеть то, что они
пережили. Они делали своеобразные танцевальные пантомимы, используя
свои мечи и другое оружие, а местные музыканты присоединялись к ним.
Затем мужчины стали импровизировать, исполняя акробатические этюды в
воздухе, а также другие движения, чтобы доказать свою мужественность и
героизм.

4. История украинского народного танца  «Гопак»

История украинского народного танца
«Гопак»
Гопак изменялся на протяжении всей истории. То, что
начиналось как исключительно танец воинов в Сечи, со
временем переросло в праздничное действо и для всех
остальных. Хотя мужчины все еще играли ведущую роль в
танце, в нем вскоре начали принимать участие юноши,
девушки и женщины из окружающих деревень. Именно это,
как свидетельствуют этнографы, придало этому дикому танцу
благородства, грации и элегантности. Эта смешанная версия
гопака как танца воинов и бытового стиля закрепилась даже
тогда, когда Сечь была разрушена в конце 18-го века.

5. Особенности исполнения народного танца «Гопак»

Танец этот импровизационного типа.
И характерной чертой гопака во все времена является демонстрация силы,
ловкости, героизма и благородства. Двигаясь парами по кругу, парни
соревнуются в ловкости. Девушки поощряют их ко всё новым трюкам, а
затем танцуют лирическую часть. В танце участвуют юноши и девушки,
причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко,
ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5
юношей и 2 девушки. Танцуют, взявшись за плечи или положив руки на
талию друг друга; кружатся, слегка держась за руки. Если с девушками
танцевали ребята, то они не держались с девушками за руки. В финале
гопак всегда бурный, искрометный и темпераментный.

6. Особенности исполнения народного танца «Гопак»

Особенности исполнения народного танца
«Гопак»
Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная
физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают
учиться украинскому народному танцу с пяти лет.
К специфическим, особым чертам гопака следует отнести
шпагат в прыжке ("разножка"), когда ноги и руки разносятся в
разные стороны.
Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в
присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги
вперед, перемещаясь по сцене.

7. Основные движения гопака

Основные движения гопака (танцуются всеми):
бегунец; залетный шаг; веревочка; ковырялочка; pas de basque (ноги ровные); голубцы
низкие; дорожка
Мужские движения:
голубцы высокие (кабриоль); прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.); присядки
(простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве); растяжка вниз и вбок,
ползунец, метелочка, подсечка, закладка); ковырялочка в глубоком приседании; ход в
глубоком приседании; вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз.)
Женские движения:
ковырялочка с вариациями; обертасы; блинчики; шаг-поворот; pas de basque в повороте.

8. Положения рук, характерные для украинского танца

Позиции и положения рук в украинском танце имеют свою национальн
ую окраску.
Положения рук, характерные для украинского танца:
1-е положение (женское) - Девушка, взяв за концы ленты, свисающие
сзади от венка, разводит их в стороны, кисти находятся чуть выше
плеч, тыльной стороной направлены назад, закругленные локти
подняты в стороны.
2-е положение (женское). Одна рука лежит ладонью на груди,
придерживая бусы, другая или лежит кулачком сбоку талии или
находится в исходной позиции.

9. Положения рук, характерные для украинского танца

Положения рук, характерные
для украинского танца
3-е положение (женское). Кисть правой руки приложена кулачком к
правой щеке и повернута тыльной стороной к зрителю, согнутый
локоть направлен вниз. Кисть левой руки кулачком приложена снизу
к локтю правой руки. Левая рука от локтя до кисти или приложена к
корпусу или чуть отведена от него. Корпус прямой, голова опирается
на кулачок и может быть повернута к правому или левому плечу.
4-е положение (мужское). Правая рука приложена ладонью к
затылку, как бы придерживая папаху. Левая рука лежит кулачком
сбоку на талии. Корпус повернут левым плечом вперед, голова
приподнята и слегка повернута к клеевому плечу.

10. Положения рук в парных танцах

Положения рук в парных танцах:
1-е положение. Исполнители стоят лицом по ходу движения, девушка
справа юноша слева и держатся за руки, скрещенные перед собой: правой
рукой за правую, левой за левую. Левая рука девушки находится над
правой рукой юноши, кисти на уровне талии. Партнеры могут слегка
наклонить корпус вперед или отклонить корпус в противоположные
стороны и, повернув головы, смотрят друг на друга.
2-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша
слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит девушку сбоку за
талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки
исполнителей открыты в стороны или лежат сбоку кулачками на талии.

11. Положения рук в парных танцах

3-е положение. Исполнители стоят так же. У обоих корпус слегка
повернут левым плечом по ходу движения, у юноши больше, у
девушки меньше. Левой рукой юноша держит левую руку девушки,
обе руки подняты вперед по ходу движения на уровне груди. Правые
руки обоих исполнителей или лежат кулачком сбоку на талии или
раскрыты в стороны и чуть подняты вверх.
4-е положение. Исполнители стоят и держат левые руки. Правой
рукой юноша держит девушку за талию. Правая рука девушки или
открыта во 2-ю позицию или лежит сбоку на талии под правой рукой
юноши.

12. Положения рук в массовых танцах

Положения рук в массовых танцах:
1-е положение. Исполнители стоят рядом боком друг к другу. Руки
каждого исполнителя лежат сзади на талии у стоящих рядом справа
и слева. Руки скрещены за спинами танцующих.
2-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу и
держатся спереди за руки, но не с рядом стоящим, а через него
справа и слева, так, что руки спереди скрещены. В этом положении
по тому же принципу исполнители могут держаться за руки,
поднятые за спинами рядом стоящих, так, что руки скрещены сзади.

13. Положения рук в массовых танцах

3-е положение. Исполнители стоят боком друг к другу на расстоянии вытянутой
руки один от другого. Руки подняты в стороны до уровня плеч и лежат ладонями на
плечах рядом стоящих исполнителей справа и слева. Корпус прямой, голова
направлена лицом к зрителю.
4-е положение. Исполнители стоят в затылок друг за другом, левым плечом к
зрителю. Каждая девушка кладет левую руку, согнутую в локте, на свое правое
плечо, а правую руку протягивает вперед до правого плеча впереди стоящей
девушки, которая в свою очередь подает ей левую руку, согнутую перед собой в
локте. У крайних девушек свободные руки лежат сбоку кулачком на талии.
Особые положения рук, танцевальные движения ногами придают гопаку особую
окраску магического действа, молодецкой удали, полета свободы.

14. Музыка и костюм как составные части целого

Музыка – это душа народа, танец - его характер, а
народный костюм – его внешность, привлекательная и
яркая, изысканная, прихотливая и самобытная.
Костюм и народный танец находятся в постоянной
зависимости друг от друга.
Костюм – это не только внешняя форма танца, он
органически связан с его содержанием, является его
"визитной карточкой".

15. Элементы мужского костюма, которые до сих пор используют для гопака:

Элементы мужского костюма, которые до
сих пор используют для гопака:
— красные (синие) шаровары (шальвары) — штаны, очень широкие
в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени,
— цветной пояс, порой достигающий 3-4 метров, который
обматывали вокруг талии (первоначально играл роль оберега),
— вышитая сорочка,
— остроконечные сапоги.
Все эти элементы костюма являются по своей сути казачьей формой
того времени.

16. Элементы женского костюма

Элементы женского костюма
Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но
также одеты в исторические костюмы центральной части Украины:
— вышитая рубашка (вышиванка),
— запаска или плахта - состоит из четырёхугольного отреза ткани,
обёртываемого вокруг талии и заменяющего юбку,
— корсетка - вид традиционной украинской женской одежды, без
рукавов, пошитой в талию из цветной ткани (разновидность удлиненного
жилета)
— остроконечные красные сапожки,
— венок с лентами.

17. Музыка

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных
средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и
особенности её создателя - народа. Народная музыка насыщена
энергией, внутренней силой, удалью и задором. Так как танец гопак
был чистой импровизацией, казаки могли изменять его темп в любое
время. Темп игры музыкантов был основан на выборе танцоров, потому
что танец позволял им выразить свою индивидуальность. Хотя музыка
не имела конкретно заданного темпа и мелодии, музыкальный размер
гопака, как правило, был 2/4. Музыка обычно наращивала темп от
довольно спокойного в начале до практически яростного к концу танца.
В качестве музыкального сопровождения для танца обычно выступал
кобзарь — украинский народный певец-сказитель.

18. Музыка

Классические инструменты, которые использовались для музыкального
сопровождения гопака и создавали особый настрой, звучание:
скрипки, флейты, цимбалы (схожи с гуслями, но не щипковые, а ударные с
деревянными палочками), волынка (сплошной мех из кожи козы, овцы или
теленка, который служит резервуаром для воздуха. В одно из отверстий меха
вставляют трубку, через которую музыкант вдувает воздух. Вторая трубка игровая. А третья трубка с басовым пищиком обеспечивает постоянный звук),
бандура (струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный
корпус и короткий гриф; струны (на старых инструментах — 12-25, на
современных — 53-64) частью натягиваются над грифом, частью же
прикрепляются к деке; играют на бандуре, защипывая струны пальцами с
надетыми специальными напёрстками или без них)

19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В незапамятные времена родилась и живет в народе до сей
поры традиция – передавать чувства и мысли танцевальными
выразительными движениями. Поэтому танцевальное
искусство занимает важное место в культуре каждого
народа.
Связь поколений не прерывается. Народный танец
популярен и в наши дни, но, к сожалению, снижено
внимание к народному танцу, мало известно о танцевальных
традициях других народов, живущих на территории России

20.

21. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Архипова Н. Украинские танцы.
Василенко К. Украинский народный танец. М.,1981.
Гуменюк А. Украинские народные танцы. – Киев, 1969.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_танец
sites.google.com/site/tancyetovnutrenijmir/ukrainskienarodnye-tancy

22.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила