Лекция № 11
Шопенгауэр (Chopenhauer), Артур 1788—1860
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как Воля
АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как Воля
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900)
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
ФРИДРИХ НИЦШЕ
БЕРГСО́Н (Bergson) Анри (1859-1941)
АНРИ БЕРГСОН
Экзистенциализм (философия существования)
Основные вехи развития
Направления экзистенциализма
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию:
Центральные вопросы экзистенциализма
Основные проблемы экзистенциализма
Модусы человеческого существования (экзистенциалы):
КЬЕРКЕГОР(Kierkegaard) Серен (1813-1855)
Философия Сьорена Кьеркегора
Философия Сьорена Кьеркегора
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
Философия Сьорена Кьеркегора
Философия Сьорена Кьеркегора
Экзистенциализм ХХ века
Философия Мартина Хайдеггера
Философия Карла Ясперса
Философия Жана-Поля Сартра
Философия Альбера Камю
Психоаналитическая философия
ФРЕЙД(Freud) Зигмунд (1856-1939)
Психоанализ
Основные положения
Основные положения
ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ
Топографическая модель
ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ
Структурная модель психики
ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ
Культура, психология масс
ПСИХОАНАЛИЗ
Защитные механизмы:
Структуры психики и структурные механизмы
2.92M
Категория: ФилософияФилософия

Современная западная философия: иррационализм, философия жизни, экзистенциализм, психоанализ

1. Лекция № 11

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ:
ИРРАЦИОНАЛИЗМ,
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ,
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ,
ПСИХОАНАЛИЗ

2. Шопенгауэр (Chopenhauer), Артур 1788—1860

Основные сочинения
• Мир как воля и
представление (1819)
• О четверном корне закона
достаточного основания
(1813)
О воле в природе (1826)
• Две основные проблемы
этики (1841)
• Parerga, und Paralipomena
(1841).

3. Артур Шопенгауэр

Основные положения
Оспаривает понятия разума как области
осознанной мыслительной деятельности
человеческого сознания.
Осуждает роль философии как «служанки чужих
интересов (в т.ч. Государственных)».
Его философия носит пессимистический
характер.
Окружающий мир есть мир представлений в
сознании человека.
Абсолютное начало, идеальная сила,
определяющая все сущее и влияющее на него есть
воля.

4. Артур Шопенгауэр

Волюнтаризм
(универсальный принцип
философии Шопенгауэра),
согласно которому главной
движущей силой,
определяющей все в окружающем
мире,
является воля.

5. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Мир есть мое представление
У представления есть две существенные,
неотделимые друг от друга цели:
СУБЪЕКТ
Кто познает, сам не
познаваем никем
Находится вне времени
и пространства
Целостен и
индивидуален
ОБЪЕКТ
Обусловлен
априорными формами
сознания: пространство,
время, казуальность
Есть множественность

6. АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как Воля

− Воля – первопричина мира и Абсолют.
− Ненасытное сильное влечение, темный глухой
порыв, голодная и жесткая .
− Самодостаточное начало, всему сущему
свойственны волевые порывы.
− Независимая от контроля разума.

7. АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как Воля

− Сущность человеческого бытия - воля.
− Человек является наиболее совершенной
объективацией воли.
− Суть воли – конфликт, боль, мучения.
− Чем глубже познание, тем невыносимей
мучения.
− Жизнь – непрерывная борьба за существование
с одной определенностью: сокрушительное
поражение в финале.

8. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Способы минимизации желаний
ИСКУССТВО
Выражает объективную
суть вещей и помогает
отделится от воли.
Созерцая мы ничего не
хотим, а следовательно не
страдаем
АСКЕЗА
Подавление
жизни
воли
Доброжелательность
Сострадание
Целомудрие
Человек спасен, когда voluntas становится
noluntas (нежеланием)
к

9. Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900)

Основные сочинения
• «Человеческое, слишком
человеческое» (1978)
• «По ту сторону добра и зла»
(1886)
• «Так говорил Заратустра»
(1883—1884),
• «К генеалогия морали»
(1886)

10. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Основная характеристика
Ницше противостоит всему:
позитивизму,
эволюционизму
идеализму
историзму
Он провозглашает смерть Бога.
Он выступает антидемократом.
Его обвиняют, что он был «пророком нацизма»
В основе жизни лежит воля к власти

11. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Ницше о себе:
Я знаю свою судьбу. Мое имя
будут вспоминать в связи с
кризисом, которого никогда
не было на земле,
глубочайшими конфликтами
сознания, разрывами со
всем, во что раньше свято
верили

12. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Два начала человеческой жизни
(работа «Рождение трагедии из духа музыки»)
«Дионисийское»
− Инстинктивная
сила здоровья
− Буйство
творческой энергии
«Аполонистическое»
− Мера
− Соразмерность
− Разум
− Рациональность

13. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Смерть Бога (работа «Антихрист»)
Обвинение Христианству:
− неприятие жизни природы
− атрофия Воли к жизни
− религия сострадания
− греховность всех земных ценностей
− предательство всего возвышенного и
благородного
− борьба «за равноправие»

14. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Различие между Христианством и Христом
Христос самый благородный человек.
«Вместе с Христом умерло и Евангелие,
оставшись забытыми на Кресте».
«Убийство Бога» в последовательном отказе от
ценностей, которые были в основании Западной
цивилизации.

15. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Этическая проблематика
(работы «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла»,
«Человеческое, слишком человеческое»)
Переоценка ценностей – имморализм.
МОРАЛЬ РАБОВ
Стадная обезличивающая
мораль,
отстаивает интересы
общества, а не личности,
направляет милосердие на
убогих и неудачников,
требует отречения от своего
Я ради служения интересам
большинства.
АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ
МОРАЛЬ
Мораль «сверхчеловека» –
аристократизм – синоним
благородного, высокого
Готовность к огромной
ответственности
Оторванность от толпы
Почитание правдивости,
бесстрашия
Осознание себя не функцией, а
смыслом
Защита того, чего не понимают
и на что клевещут.
«Мы должны освободиться от морали, чтобы
уметь морально жить»

16. ФРИДРИХ НИЦШЕ

Идея сверхчеловека
«Человек – это натянутая струна между
животным и человеком»
«Верблюд» – носитель чужих ценностей
«Лев» – негативная свобода
«Сверхчеловек» – позитивная свобода, жизнь как
игра обретения себя и своей свободы
«Человек – это нечто, что должно превзойти
самого себя»

17. БЕРГСО́Н (Bergson) Анри (1859-1941)

Основные сочинения
• «Творческая эволюция»
(1907)
• «Длительность и
одновременность» (1922)
• «Два источника морали
и религии» (1932)

18. АНРИ БЕРГСОН

Основные положения
Дуалистическое представление о мире: жизнь и
материя.
На основе концепции «жизнь» построены
картины мира.
«Жизненный порыв» как непрерывное
творческое становление.
Познание на основе интуиции.

19. Экзистенциализм (философия существования)

20.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от
лат. exsistentia — существование) – это
направление философии, главным
предметом изучения которого стал
человек, его проблемы, трудности
существования и выбора в окружающем
мире.

21. Основные вехи развития

Как направление философии начал зарождаться еще в
середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в.
приобрел актуальность и стал одним из популярных
философских учений, которое пополняли своими
работами:
I. Накануне Первой мировой войны в России: Л. И.
Шестов, Н. А. Бердяев
II. После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М.
Бубер
III. В период Второй мировой войны во Франции : Г.
Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой
мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
IV. К середине ХХ века широко распространился и в
других странах, представители которых
более
придерживались уже рассмотренных вопросов.

22.

К экзистенциализму близки религиознофилософские направления:
• французский персонализм (Э. Мунье, М.
Недонсель, Ж. Лакруа)
• диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих,
Р. Бультман).
На формирование современной философии
существования огромное влияние оказали
предшествующие теории и труды С. Кьеркегора,
Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Унамуно, а
также
феноменология
Э.
Гуссерля
и
философская антропология М. Шелера.

23. Направления экзистенциализма

• К. Ясперс
• Г. Марсель
• Н. Бердяев и др.
Религиозный
экзистенциализм
• М. Хайдеггер,
• Ж.П. Сартр,
• А. Камю и др.
Атеистический
экзистенциализм
Такое деление весьма условно, т.к. для многих
представителей
нерелигиoзного
(атеистического)
экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано
с признанием невозможности и абсурдности жизни
людей без Бога.

24. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию:

нравственные, экономические и политические
кризисы, охватывавшие человечество перед, во
время и между первой и второй мировыми
войнами;
бурный рост науки и техники и использование
технических достижений во вред человеку;
опасность гибели человечества;
усиление жестокости, бесчеловечное отношение к
человеку;
распространение тоталитарных режимов,
полностью подавляющих человеческую личность;
бессилие человека перед природой, техногенным
обществом.

25. Центральные вопросы экзистенциализма

Существование
человека
Смысл его жизни
Судьба
Эти вопросы в значительной мере созвучны любому,
задумывающемуся над своим бытием, человеку.
Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

26. Основные проблемы экзистенциализма

• уникальность человеческой личности, глубина его
чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• противоречие между человеческим внутренним
миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека от общества,
государства;
• проблема одиночества, заброшенности человека
(человек одинок в окружающем мире, у него нет
«системы координат», где он чувствовал бы себя
нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего
«Я», так и внешнего – места в жизни.

27. Модусы человеческого существования (экзистенциалы):

Модус
Проявление
(экзистенция)
Модус (от лат. modus)философский термин, обозначающий
свойство предмета, присущее ему
лишь в некоторых состояниях.
Экзистенциал –
способность человека
понимать и принимать себя в
определенном качестве
(любящего, трубящегося,
заботящегося, играющего и др.

28. КЬЕРКЕГОР(Kierkegaard) Серен (1813-1855)

Основные сочинения
• «Страх и трепет» (Frygt
og Bæven) (1843)
• «Или- или» (1843)
• «Философские крохи»
(1844),

29. Философия Сьорена Кьеркегора

Поставил вопрос:
почему философия почти
не уделяет внимания человеку,
не изучает его проблемы.
В связи с этим утверждал, что:
философия
должна
повернуться к человеку, помочь
ему найти истину, понятную
ему, ради которой он мог бы
жить, помочь человеку сделать
внутренний выбор и осознать
свое «Я».
Датский философ
(1813-1855)

30. Философия Сьорена Кьеркегора


Основные положения
Рассматриваются категории жизни, страха, выбора,
вины.
Основные понятия «единичный» – человек и его
экзистенциальная реальность (свобода и
возможность выбирать/не выбирать).
Реальность дана человеку как возможность и страх.
Отношение человека с самим собой – это отчаянье от
непонимания своей сути.
Вера образует центральный момент экзистенции.
«Никто не заменит меня перед Богом»
Быть христианином – иметь дух высокий,
беспокойный, мятежный.

31. СЕРЕН КЬЕРКЕГОР

Основные положения
Рассматриваются категории жизни, страха,
выбора, вины.
Основные понятия «единичный» – человек и его
экзистенциальная реальность (свобода и
возможность выбирать/не выбирать).
Реальность дана человеку как возможность и
страх.
Отношение человека с самим собой – это
отчаянье от непонимания своей сути.
Вера образует центральный момент экзистенции.
«Никто не заменит меня перед Богом»
Быть христианином – иметь дух высокий,
беспокойный, мятежный.

32. Философия Сьорена Кьеркегора

Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование – полная
подчиненность человека обществу, «жизнь со
всеми», «жизнь как у всех», «плывя по
течению», без осознания своего «Я»,
уникальности своей личности, без нахождения
истинного призвания;
• подлинное существование – выход из
состояния подавленности обществом,
сознательный выбор, нахождения себя,
превращение в хозяина своей судьбы.

33. Философия Сьорена Кьеркегора

Подлинное существование и есть экзистенция.
В своем восхождении к подлинному существованию
человек проходит три стадии:
Эстетическая - жизнь человека определяется внешним
миром. Человек «плывет по течению» и стремится
только к удовольствию.
Этическая - человек делает сознательный выбор,
осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.
Религиозная - человек глубоко осознает свое призвание,
полностью обретает до такой степени, что внешний
мир не имеет для него особого значения, не может
стать препятствием на пути человека. С этого момента
и до конца своих дней человек «несет свой крест»
(уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все
страдания и внешние обстоятельства.

34. Экзистенциализм ХХ века


Карл Ясперс (1883 – 1969);
Жан-Поль Сартр (1905 – 1980);
Альбер Камю (1913 – 1960);
Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

35. Философия Мартина Хайдеггера

Занимался разработкой самих
основ экзистенционалистического
понимания предмета и задач
философии.
«Бытие и время» (1927):
проблема субъективности и
заброшенности
человека
в
этот чуждый мир.
Важнейшая характеристика бытия
- время
Детерминация времени:
Прошлое;
Настоящее;
Будущее - фундаментально
для экзистенции.
Немецкий философ
(1889-1976)

36.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому
человек сам себя относит, наполненность бытия
человека конкретикой; его жизнь в том, что ему
принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в
(именуется философом «бытие
очередь, состоит из:
• «бытия с другими»;
• «бытия самого себя».
Но человеку не дано проникнуть
смысл. Единственное, где бытие
тайну – поэтический язык.
окружающем мире
в мире»). В свою
в тайну бытия, в его
приоткрывает свою

37.

«Бытие с другими» засасывает человека,
направлено на его полную ассимиляцию,
обезличивание, превращение в «такого, как все».
«Бытие самого себя» одновременно с
«бытием с другими» возможно только при
отличии «Я» от других.
Следовательно, человек, желая остаться
самим собой, должен противостоять «другим»,
отстаивать свою идентичность. Только в этом
случае он будет свободен.
Отстоять
свою
идентичность
в
поглощающем человека окружающем мире –
главная проблема и забота человека.

38. Философия Карла Ясперса

Поднял экзистенциалистские проблемы в книге
«Психология мировоззрений»,(1919 г.)
Согласно Ясперсу человек обычно живет
«заброшенной», не имеющей большого смысла
жизнью – «как все». При этом он даже не
подозревает о том, кто он такой в
действительности, не знает своих скрытых
способностей, возможностей, подлинного «Я».
Однако в особых случаях истинная
натура, данные скрытые качества выходят
наружу. По Ясперсу, это пограничные
ситуации – между жизнью и смертью, особо
важные для человека, его дальнейшей судьбы.
С этого момента человек осознает себя и
становится самим собой, он соприкасается с
трансцендентальностью – высшим бытием.
Немецкий философ
(1883 – 1969)

39.

Вся жизнь человека осознанно или
неосознанно направлена к трансцеденции –
полному раскрепощению энергии и пониманию
некого высшего абсолюта.
Человек приближается к трансцеденции,
абсолюту, высвобождает энергию, осознает
себя через так называемые «шифры»
трансцендентального:
эротику, секс;
единство себя с собственным внутренним
миром (согласие с собой);
свободу;
смерть – конечность бытия.

40.

Изменения в человеческом бытии
Ясперс называет одухотворением, в
ходе которого человек открывается для
новых безграничных возможностей.
Рассмотрел
трив концепции
1)
Человек воспринимается
иерархии существ: анализа
«в качестве
чувственного существа – он высший из животных, в качестве
человека:
духовного – низший из ангелов, но он не животное и не ангел»
2) Бытие человека не в его образе, а в его ситуации
3) Бытие человека рассматривается в его потерянности и величии
одновременно, «в загадочности того, что его шансы и задачи
вырастают именно из его шаткости»

41. Философия Жана-Поля Сартра

Основная проблема его
экзистенциональной
философии – проблема
выбора.
«Бытие и ничто» (1943)
Анализирует
формы
бытия в мире
людей:
Французский философ
(1905-1980)

42.

Центральным понятием является «для-себябытие».
Это
высшая
реальность
для
человека,
приоритетность
для
него
прежде
всего
его
собственного внутреннего мира.
Однако полностью осознать себя человек может
только через «для-другого-бытие» - различные
взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и
воспринимает себя через отношение к нему «другого».
Не менее важным является понятие «человекпроект»:
Человек находится в становления и обретения своей
сущности. Этот процесс длится всю жизнь, он всегда
полон испытаний и напряженности, и человек
ответственен за его осуществление.

43.

Важнейшее условие жизни
основание активности – свобода
человека,
Человек находит свою свободу и проявляет ее
в выборе, но не во второстепенном, а в жизненно
важном, когда решения избежать нельзя
(вопросы жизни и смерти, экстремальные
ситуации) – в экзистенциальном выборе.
Сделав такой выбор, человек определяет свою
судьбу на многие годы вперед, переходит из
одного бытия в другое.
Вся жизнь – цепочка различных «маленьких
жизней», связанная особыми «узлами» экзистенциональными решениями. Например:
выбор профессии, выбор места работы и т.д.

44.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то
есть
безотносительна).
Человек
свободен
постольку, поскольку он способен хотеть.
Человек обречен на свободу (в любых
обстоятельствах,
кроме
случая
полного
подчинения внешней реальности, но это тоже
выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает
проблема
ответственности.
Человек
ответственен за все, что он совершает, за самого
себя («Все, что со мной происходит, - мое»).
Единственное, за что человек не может отвечать,
- это за свое собственное рождение. Однако во
всем остальном он полностью свободен и
должен ответственно распоряжаться свободой,
особенно
при
экзистенциональном
(судьбоносном) выборе.

45. Философия Альбера Камю

Главная
проблема
его
экзистенциональной философии
проблема смысла жизни.
«Эссе об абсурде» (1942)
«Бунтующий человек» (1951)
Главный тезис философа – жизнь
человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими
мелкими заботами, радостями и не
придает
своей
жизни
целенаправленного смысла.
Те же, кто наполняют жизнь
смыслом, рано или поздно понимают,
что впереди (куда они изо всех сил
идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и
наполняющие жизнь смыслом, и не
наполняющие.
Французский
мыслитель (1913-1960)

46.

Принцип абсурда – исходный постулат концепции
Камю
Камю приводит два главных доказательства
абсурдности, безосновательности жизни:
• соприкосновение со смертью – при нём
многое, ранее казавшееся важным для человека
теряет
свою
актуальность
и
кажется
бессмысленным;
• соприкосновение с окружающим миром,
природой – человек беспомощен
перед
существующей миллионы лет природой.

47.

Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния
абсурда:
бунт
Метафизический
самоубийство
Исторический (революция)
В области искусства
Бунт Камю – это фактически бунт против разума,
борьба за его развенчание, поскольку разум не способен
постичь мир. Это, прежде всего, борьба человека за свое
человеческое достоинство.
Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это
крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда.
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во
внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а
в самом существовании человека.

48. Психоаналитическая философия

49. ФРЕЙД(Freud) Зигмунд (1856-1939)

«Коперник переместил
человечество из центра мира
на его окраину, Дарвин
заставил его признать свое
родство с животными, а
Фрейд доказал, что рассудок
не является хозяином в
собственном доме».
Выделение
бессознательного как главного
компонента человеческой
психики

50. Психоанализ

Психологическая теория, разработанная в
конце XIX —начале XX века австрийским
неврологом Зигмундом Фрейдом.

51. Основные положения

1. человеческое поведение, опыт и познание
во многом определены внутренними и
иррациональными влечениями;
2. эти влечения преимущественно
бессознательны;
3. попытки осознания этих влечений приводят
к психологическому сопротивлению в форме
защитных механизмов;
4. помимо структуры личности,
индивидуальное развитие определяется
событиями раннего детства;

52. Основные положения

5. конфликты между осознанным
восприятием реальности и
бессознательным (вытесненным)
материалом могут приводить к
ментальным нарушениям, таким как
невроз, невротические черты характера,
страх, депрессия, и т. д.;
6. освобождение от влияния
бессознательного материала может быть
достигнуто через его осознание (например,
при соответствующей профессиональной
поддержке).

53. ПСИХОАНАЛИЗ

«Топографическая модель» Фрейда
• Уровень сознания состоит из ощущений и
переживаний, которые вы осознаете в данный
момент времени.
• Область предсознательного, иногда
называемая «доступной памятью», включает в
себя весь опыт, который не осознается в данный
момент, но может легко вернуться в сознание
или спонтанно, или в результате минимального
усилия.

54. ПСИХОАНАЛИЗ

«Топографическая модель» Фрейда
• Самая глубокая и значимая область
человеческого разума – это бессознательное.
Бессознательное представляет собой хранилище
примитивных инстинктивных побуждений плюс
эмоции и воспоминания, которые настолько
угрожают сознанию, что были подавлены или
вытеснены в область бессознательного.

55. Топографическая модель

• Сознание — часть психики, осознаваемая
индивидом — определяет выбор
поведения в общественной среде.
• Бессознательное — психические силы,
лежащие за пределами сознания, но
управляющие поведением человека.

56. ПСИХОАНАЛИЗ

Структурная модель психической жизни
Слово «ид» происходит от латинского «оно» и,
по Фрейду, означает исключительно
примитивные, инстинктивные и врожденные
аспекты личности. Ид функционирует целиком в
бессознательном и тесно связанно в
инстинктивными биологическими
побуждениями.

57.

Оно, иногда Ид
в психоанализе явля
ется одной из
структур, описанной
Фрейдом.
Являет собой
бессознательную
часть психики,
совокупность инстинк
тивных влечений.

58. ПСИХОАНАЛИЗ

Структурная модель психической жизни
Эго (от лат. «ego» – «я») – это компонент
психического аппарата, ответственный за
принятие решений. Эго стремится выразить и
удовлетворить желания ид в соответствие с
ограничениями, налагаемыми внешним миром.

59. Структурная модель психики

• Я (Эго) —та часть человеческой личности,
которая осознается как Я и находится в
контакте с окружающим миром
посредством восприятия,
осуществляет планирование,
оценки, запоминание и иными путями
реагирует на воздействие физического и
социального окружения.

60. ПСИХОАНАЛИЗ

Структурная модель психической жизни
Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно
функционировал в обществе, он должен иметь
систему ценностей, норм и этики, разумно
совместимых с теми, что приняты в его
окружении. Все это приобретается в процессе
«социализации»; на языке структурной модели
психоанализа – посредством формирования
суперэго (от лат. «super» – «сверх» и «ego» – «я»).

61.

Сверх-Я (Супер-Эго) — в психоанализе так
обычно называют моральные установки
человека. Представление человека о том,
что в этом обществе он должен делать, а
что — нет. Совесть, стыд — всё это
проявления Сверх-Я.

62. ПСИХОАНАЛИЗ

Инстинкты - движущая сила поведения
Фрейд признавал существование двух
основных групп: инстинктов жизни и смерти.
Энергия жизненных инстинктов получила
название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»).
Вторая группа – инстинкты смерти,
называемые Танатос, – лежит в основе всех
проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и
убийств.

63. ПСИХОАНАЛИЗ


Инстинкты - движущая сила поведения
Любой инстинкт имеет четыре характеристики:
источник
цель
объект
стимул
Источник инстинкта – состояние организма или
потребность, вызывающая это состояние. Цель
инстинкта всегда состоит в устранении или
редукции возбуждения, вызванного потребностью.
Если цель достигнута, человек испытывает
кратковременного блаженства.

64. Культура, психология масс

Человеческое общество может существовать только
при условии взаимного подавления бессознательного,
влечений, страстей, в противном случае общество
разрушается изнутри.
Выживание народов обеспечивает массовая
сублимация подавленной энергии и преобразование ее
в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии –
ритуалы.
Ритуал – коллективное бессознательное – форма
реализации вытесненных желаний. Переход запретного
желания на разрешенный объект (поэзия, музыка,
зрелища, мораль, религия и т.п.)

65. ПСИХОАНАЛИЗ

Защитные механизмы эго
Все защитные механизмы обладают двумя
общими характеристиками:
1) они действуют на неосознанном уровне и
поэтому являются средствами самообмана
2) они искажают, отрицают или фальсифицируют
восприятие реальности, чтобы сделать тревогу
менее угрожающей для индивидуума

66.

Вытеснение — один
из механизмов психологической
защиты. Заключается в активном,
мотивированном устранении чеголибо из сознания. Обычно
проявляется в виде
мотивированного забывания или
игнорирования.
Отрицание — проявляется как
отказ признавать существование
чего-то нежелательного.
Проекция — человек
приписывает кому-то или чему-то
свои собственные мысли, чувства,
мотивы, черты характера и пр.,
полагая, что он воспринял что-то
приходящее извне, а не изнутри
самого себя.

67. Защитные механизмы:

Компенса́ция — защитный механизм психики,
заключающийся в бессознательной попытке
преодоления реальных и воображаемых
недостатков
Замещение —может быть понято как более
общий процесс замещения одного действия,
потребности или объекта другим, более
безопасным.
Реактивное образование — психологическая
защита, заключающаяся в преобразовании
негативного чувства в позитивное, либо
наоборот.

68.

Сублимация — защитный
механизм психики, представляющий
собой способ снятия внутреннего
напряжения с помощью
перенаправления энергии на
достижение социально приемлемых
целей, творчество.
Рационализация — подбор (поиск)
рационального объяснения для
поведения или решений, имеющих
иные, неосознаваемые причины.
Регрессия — человек
бессознательно прибегает к более
ранним, менее зрелым и менее
адекватным образцам поведения,
которые кажутся ему
гарантирующими защиту и
безопасность.

69. Структуры психики и структурные механизмы

Невроз —характеризуется навязчивыми и/или
истерическими проявлениями, а также временным
снижением умственной и физической
работоспособности.
Психоз — явно выраженное
нарушение психической деятельности, при котором
психические реакции грубо противоречат реальной
ситуации что отражается в расстройстве
восприятия реального мира и дезорганизации
поведения.
Перверсия — в высшей степени неестественное
поведение, полное искажение, уход от нормы,
постановка «с ног на голову».

70.

Вопросы?

71.

1. Общая характеристика философии
иррационализма.
2. Философия А. Шопенгауэра
-Мир как представление
-Мир как воля
-Проблема человека в философии
Шопенгауэра
-Роль искусства и аскезы в жизни
человека
3. Философия Ф. Ницше
-«дионисийское» и «аполлоническое»
начала
-- раабота «Антихристианин»
-Генеалогия морали
-Идея сверхчеловека

72.

4. Философия жизни А. Бергсона
5. С. Кьеркегор и начала экзистенциализма
6. Общая характеристика экзистенциализма
-М. Хайдеггер
-К. Ясперс
-Ж.-П. Сартр
7. Психоанализ
-З. Фрейд
-К. Юнг
-А. Адлер
-К. Хорни
English     Русский Правила