Культурное пространство империи первой половины XIX в.: наука и образование Культурное пространство империи первой половины XIX
Домашнее задание
1.XIX век-золотой век русской культуры
Особенности художественной культуры первой половины XIX века:
1.XIX век-золотой век русской культуры
Усилился интерес к истории
2.естественно-математческие науки
2.естественно-математческие науки
Прорыв в медицине
1839- пулковская обсерватория под Санкт-Петербургом
3.русские путешественники
1845 г. открыто русское географическое общество
4.реформы Александра I в области образования
5.образовательная политика Николая I
Культурное пространство империи первой половины XIX века: художественная культура народов России
Особенности художественной культуры первой половины XIX века:
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Театр
Театр
Театр
Театр
Музыка
Музыка
Музыка
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Художественная культура национальных регионов России
Художественная культура национальных регионов России
Художественная культура национальных регионов России
29.67M

Культурное пространство империи первой половины XIX в.: наука и образование. Урок 66-67

1. Культурное пространство империи первой половины XIX в.: наука и образование Культурное пространство империи первой половины XIX

века:
художественная культура народов
России

2. Домашнее задание

П.15, 16, вопросы после параграфов. Рабочая
тетрадь по п.15 – 1,2,3,5,7 по п.16 -5,6.

3. 1.XIX век-золотой век русской культуры

На развитие
культуры
значительное
влияние оказала
Отечественная война
1812 г. и
заграничные
походы.

4. Особенности художественной культуры первой половины XIX века:

Быстрая смена художественных стилей, их
параллельное существование
На рубеже
веков
До 1812
года
С 1812
года
• Классицизм (идея служения государю и Отечеству)
• Сентиментализм (внутренний мир человека, его
переживания и чувства)
• Романтизм (противопоставление возвышенного, идеального
образа реальной действительности, обращение к национальной
самобытности)
• Реализм
(отображение
действительности
в
типичных
проявлениях)

5.

6.

Выполните задания 1,2 на
стр.66-67
Выполните задание 1,2 на
стр.71

7. 1.XIX век-золотой век русской культуры

• На развитие культуры
значительное влияние
оказала Отечественная
война 1812 г. и
заграничные походы.

8. Усилился интерес к истории

• М.Погодин изучал
французскую
революцию
• С.Соловьев-историк

9. 2.естественно-математческие науки

• 1826 Н.Лобачевскийсоздатель неевклидовой
геометрии
• 1802 г. В.Петровпродемонстрировал явление
вольтовой дуги(сварка
металлов)
• 1832 г.П.Шиллинг
сконструировал линию
электромагнитного телеграфа

10. 2.естественно-математческие науки

• 1834 г.Б.Якоби изобрел
электродвигатель и
гальванопластику
• П.Аносов новые приемы
выплавки стали
• 1830-х отец и сын
Черепановы –первый
паровоз и железная дорога

11. Прорыв в медицине

• Н.И.Пироговоснователь военнополевой хирургии.
• Начал применять
наркоз
• Гипсовые повязки

12. 1839- пулковская обсерватория под Санкт-Петербургом

• Василий Яковлевич
Струве
• проведено градусное
измерение дуги
меридиана на огромном
пространстве от
побережья Ледовитого
океана до устья Дуная
и получены ценные
материалы для
определения формы и
размеров
Земли (фигуры Земли).

13. 3.русские путешественники

• Первое кругосветное
путешествие 1803.
И.Крузенштерн –
исследовано побережье
Тихого океана, о.Сахалин,
Аляски и Алеутских
островов
• 1850 Г.Нивельской на
Амуре основал
Николаевский пост
• Второе кругосветное
путешествие 1819.
• Ф.Белинсгаузен- открыт
новый материк
Антарктида
• 1822-1825 кругосветное
путешествие Е.Путятина
и описание увиденного

14. 1845 г. открыто русское географическое общество

1. Стимулирование и организация активного
участия общества в природоохранной
деятельности, формирование этики
ответственного отношения к окружающей среде.
2. Популяризация природного, исторического и
культурного наследия России как предмета
национальной гордости.
3. Сбор, обработка и распространение
достоверных общемировых и национальных
географических, экологических, этнографических
и статистических сведений в России и за рубежом.

15. 4.реформы Александра I в области образования

1. 1802 г.создано Министерство народного
просвещения
2. В губернских городах- гимназии
3. В уездных городах- училища
4. В селах- приходские училища
5. 1811 Александровский лицей-Царскосельский для
дворян
6. 5 новых университетов:Дерптский, казанский,
Харьковский, Виленский, Петербургский

16. 5.образовательная политика Николая I

1. Все типы школ сохранялись, но стали
сословными : приходские школы для «низов»,
уездные- для мещан, гимназии- для дворян и
чиновников
2. Число учебных заведений растет. Открылись
педучилища. Эрмитаж открыт для посещения.
Третьяков начал собирать свою коллекцию

17. Культурное пространство империи первой половины XIX века: художественная культура народов России

Говорухина Л.В., учитель
истории
МБОУ «Лицей № 136» г.
Новосибирска

18. Особенности художественной культуры первой половины XIX века:

Быстрая смена художественных стилей, их
параллельное существование
На рубеже
веков
До 1812
года
С 1812
года
• Классицизм (идея служения государю и Отечеству)
• Сентиментализм (внутренний мир человека, его
переживания и чувства)
• Романтизм (противопоставление возвышенного, идеального
образа реальной действительности, обращение к национальной
самобытности)
• Реализм
(отображение
действительности
в
типичных
проявлениях)

19. Литература

Сентиментализм
Николай Михайлович
Карамзин
Романтизм
Василий Андреевич
Жуковский

20. Литература

В
исторических
повестях
Александра
Александровича
Бестужева-Марлинского действуют
наделенные высокими чувствами
романтические герои.
Исторические романы Михаила
Николаевича
Загоскина
(«Юрий
Милославский» и др.) формировали
представление
о
самобытности
русской истории.

21. Литература

А.С. Пушкин.
Портрет работы
О.А.
Кипренского
Реализм
был
представлен
наиболее зрелыми
работами
А.С.
Пушкина («Борис
Годунов»,
«Путешествие
в
Арзрум» и др.)
Памятник А.С.
Пушкину в
Москве
работы
А.М. Опекушина
(1880 г.)

22. Литература

С выходом романа «Герой
нашего
времени»
слава
одного из основоположников
критического
реализма
закрепилась за Михаилом
Юрьевичем Лермонтовым.
В
творчестве
Николая
Васильевича Гоголя реальная
жизнь, с ее печальными и
смешными
сторонами,
соседствовала с мистицизмом
и фантастикой.

23. Литература

Сопричастностью к состраданиям к
простым
людям
проникнуты
роман
«Обыкновенная история» И.А. Гончарова,
ранние стихи Н.А. Некрасова, «Записки
охотника» И.С. Тургенева, повести «Бедные
люди» и «Белые ночи» Ф.М. Достоевского.
Иван Александрович
Гончаров
Николай
Алексеевич
Некрасов
Иван
Сергеевич
Тургенев
Федор
Михайлович
Достоевский

24. Литература

Мир
русского
купечества
открыл
читателю и зрителю в 1849 г. начинающий
в ту пору драматург Александр Николаевич
Островский.

25. Театр

В
1824
году
на
месте
сгоревшего
публичного
Петровского
театра
архитектором О.И. Бове было
построено новое здание. Театр
Большим Петровским
Литография с оригинала назван
И. Вивьена, 1840 г.
(позднее просто Большой театр),
в нем ставились опера и балет.
Драматическая
труппа
переведена в Малый театр.
Существовали
крепостные
театры
при
домах
богатых
Театр Шереметева в
дворян
(театр
Шереметевых,
усадьбе Останкино
Дурасова и др.)

26. Театр

В
Петербурге
знаменитым
был
Александринский
драматический театр.
Этот
театр,
предназначенный для
двора
и
чиновничества, носил
парадноофициальный
характер.

27. Театр

Из драматургов популярны
были А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь,
утверждавшие
реалистические
традиции в искусстве. Их пьесы
ставились в Малом театре.
Крупнейшим представителем
романтизма был выдающийся
актер
Павел
Степанович
Мочалов, снискавший особую
популярность в ролях Гамлета и
Фердинанда (Шиллер «Коварство
и любовь»).

28. Театр

М. С. Щепкин в
спектакле «Горе от
ума» (в центре)
Театр
Основоположником реализма
на сцене стал великий актер
Малого
театра
Михаил
Семенович Щепкин. Он первым
предложил
подчинить
весь
творческий процесс на сцене
единой идее, разработал метод
сценического
творчества,
основанный
на
обобщении
широких
жизненных
наблюдений.
С
этого
же
времени
начинается
становление
режиссуры
и
искусства
оформления спектакля.

29. Музыка

Более
всего
испытала
влияние героического 1812
года. Композиторы обратились
к
героическим
сюжетам
исторического
прошлого
России:
Опера
Катерино
Альбертовича Кавоса «Иван
Сусанин» (1815 г.)
Опера «Аскольдова могила»
Алексея
Николаевича
Верстовского
К.А.
Кавос
А.Н.
Верстовский

30. Музыка

«Жизнь за царя»
Центральное
место
принадлежит
Михаилу
Ивановичу
Глинке,
заложившему
основы
национальной
школы
в
музыке.
Основоположник
русской
классической
музыки.
Оперы «Жизнь за
царя» и «Руслан и Людмила»
положили
начало
двум
направлениям
русского
оперного
искусства
народной музыкальной драме
и опере-сказке.

31. Музыка

Большой
социальной
напряженностью
отличается
творчество
Александра
Сергеевича
Даргомыжского.
Его
опера
«Русалка»
продолжила
традиции
народной
музыкальной
психологической драмы.

32. Живопись

Ярким
представителем
романтизма был Кипренский
Орест Адамович.
Автопортрет,
1828 г.
Портрет В.А.
Жуковского,
1815 г.

33. Живопись

Ранние
работы
Ивана
Константиновича
Айвазовского
также
проникнуты
настроениями
романтизма.
Керчь, 1839 г.
Лунная ночь в
Крыму,1839 г.

34. Живопись

Классицизм представлен в
некоторых пейзажах Ф.М.
Матвеева, работах Карла
Павловича Брюллова.
Брюллов
«Последний день
Помпеи», 18301833 г.
«Всадница»
Брюллова, 1832
г.г.

35. Живопись

Один
из
крупнейших
мастеров живописи
был
Александр
Андреевич
Иванов.
20 лет он трудился
над
картиной
«Явление
Христа
народу» (1837-1857
г.)

36. Живопись

Родоначальником
критического
реализма стал Павел
Андреевич Федотов.
«Свежий кавалер», 1848 г.
Художник
ввел
в
бытовой
жанр
драматические
сюжеты,
а
также
добрый юмор.
«Сватовство
майора», 1848 г.
«Анкор, еще анкор!»,
1851-1852 г.
«Завтрак аристократа», 1851г.

37. Живопись

Зарождение
народно-бытового
жанра связано с
творчеством Алексея
Гавриловича
«На пашне. Весна», 1820-е г.
Венецианова.
Изображал
повседневную жизнь
крестьян
в
поэтических
красках.
Тонко
чувствуя
красоту
«На жатве. Лето»
1820-е г.
родной природы.
«Спящий пастушок»,
1823-1826 г.
«Гумно», 1821г.

38. Архитектура

Здание Адмиралтейства в
Петербурге.
Архитектор А. Д. Захаров
(XVIIIвек)
В первые три десятилетия
господствует стиль ампир
(от
фр.
империя).
Так
называют стиль позднего
классицизма, для которого
характерны
массивные,
монументальные формы с
богатыми
украшениями,
подражающие
Древнеримской империи.

39. Архитектура

Казанский собор в Петербурге.
Архитектор Андрей Никифорович Воронихин, 1801-1811 г.

40. Архитектура

Михайловский дворец (ныне здание Русского музея) в Петербурге.
Архитектор Карл Иванович Росси, 1819-1825 гг.

41. Архитектура

Здание Главного штаба в Петербурге.
Архитектор Карл Иванович Росси, 1820-1830 гг.

42. Архитектура

Александринский театр в Петербурге.
Архитектор Карл Иванович Росси, 1832 г.

43. Архитектура

В 1817-1819 г. архитектор Доминико Жилярди восстановил сгоревшее
в 1812 г здание Московского университета.

44. Архитектура

В 1826-1827 г. архитектор Доминико Жилярди реконструировал
здание Екатерининского института в Москве

45. Архитектура

В 1820-1824 г. архитектор Осип Бове создал ансамбль Большого театра
и Театральной площади

46. Архитектура

Московские
Триумфальные
ворота
(Триумфальная
арка)
впервые
сооружены
в
1829-1834 г. по проекту
Осипа Ивановича Бове в
честь
победы
русского
народа в Отечественной
войне 1812 г.
Разобраны в 1936 г.
Копия
сооружена
на
площади Победы в районе
Поклонной
горы
по
проекту В.Я. Либсона.

47. Архитектура

Константин Андреевич
Тон,
создатель
руссковизантийского стиля, в
честь
победы
в
Отечественной войне 1812
г. создал проект храма
Христа Спасителя (18391883 г.)

48. Архитектура

Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата
Архитектор К.А. Тон, 1838-1849 гг. Архитектор К.А. Тон, 1838-1849 гг.

49. Архитектура

Петербургский вокзал в Москве
Архитектор К.А. Тон, 1844-1849 гг.
Московский вокзал в Петербурге
Архитектор К.А. Тон, 1844-1851гг.
Построены в честь столичной железной дороги,
которая начала функционировать в 1851 г. Вокзалы
были абсолютно похожи.

50. Художественная культура национальных регионов России

Поляк
Адам
Мицкевич,
представитель романтизма,
сочетал идеи независимости,
стремление
к
свободе,
служение своему народу и
Родине (поэмы «Дзяды» и
«Пан Тадеуш»)
Польский поэт
Юлиуш
Словацкий
критикует
польское дворянство за их
действия,
приведшие
Польшу
к
утрате
независимости

51. Художественная культура национальных регионов России

Украинец
Тарас
Шевченко
боролся
за
развитие
украинской
национальной культуры.
Выкуплен
К.
Брюлловым, поступил в
Петербургскую
академию
художеств.
Сочетал
талант
художника
и
поэта
(«Кобзарь», «Гайдамаки»
и др.).

52. Художественная культура национальных регионов России

На развитие еврейской культуры повлияла одна
из главных проблем – отношение к «сохранению
нации»:
Религиозные деятели отстаивали обособленность
еврейской культуры
Светские деятели – сотрудничество с другими
народами
на
культурном,
бытовом,
политическом уровне (Шлойме Этингер, Менделе
Мойхер-Сфорим)
Вопросы национального языка волновали и
армянских
культурных
деятелей.
На
новоармянском языке издан роман «Раны
Армении» Х. Абовяна, где описана борьба и
Ираном и присоединение к России
English     Русский Правила