Похожие презентации:
В.В. Маяковский. Художественный мир поэзии
1.
2.
В.В.Маяковский, каквсякий большой поэт,
выше школ и
течений, к которым
принадлежал в
начале творческого
пути (футуризм, ЛЕФ)
3.
4.
Отказ от традиционныхдля русской поэзии
силлабо-тонических
размеров (ямб, хорей…)
– одна из особенностей
поэтики футуристов
5.
Хорей – двусложный размер сударением на первый слог /_ (Анна)
Ямб – двусложный размер с
ударением на второй слог _ / (Иван)
Дактиль – трёхсложный размер с
ударением на первый слог / _ _
(Аннушка)
Амфибрахий – трёхсложный размер с
ударением на второй слог _ / _
(Василий)
Анапест – трёхсложный размер с
ударением на третий слог _ _ /
(Константин)
6.
Маяковский и другиефутуристы ввели в лит.обиход
тонический акцентный
стих, больше подходящий для
декламации
7.
Акцентный стихосновная форма тонического с
тихосложения; стих,
в котором
урегулировано только число у
дарений в строке, а число
безударных слогов между уда
рениями свободно
колеблется в пределах
естественных данных языка (в
русском языке обычно 0—
4 слога).
8.
Маяковский – яркийэкспериментатор в области
художественной формы:
- Запись стиха лесенкой (от
Гуро);
- Принцип эпатажа (от Бурлюка);
- Необычные словообразования
(от Бурлюка)
9.
Эпатаж –это нарушение всех
общепринятых норм,
переворачивание
представления о
нравственности,
морали и эстетике.
10.
Наиболее интересныеэксперименты связаны с
рифмой: ни у кого из
футуристов нет такого
многообразия рифм.
11.
В дальнейшей своейпоэтической работе
Маяковский применял три
принципиально новых и
очень тонких приема
рифмовки.
12.
Первый тип может бытьназван перекидной
составной рифмой. В ней
конец строки рифмует с
концом другой и с
началом третьей:
13.
Теперь и мне на запад!Буду идти и идти там,
пока не оплачут твои
глаза
под рубрикой
«убитые»
набранного петитом
14.
Второй тип разнесенная рифма, вкоторой рифмуют
начало и конец одной
строки с концом
другой:
15.
Последний на штык насажен.На?ш?и отходят на Ковно,
на сажень
человечьего мяса
нашинковано
(«Война и мир», 1916)
16.
Третий тип спрятанная рифма, вкоторой начальное
или срединное слово
одной строки рифмует
с концом другой:
17.
Раздражало вначале:нет тебе
ни угла ни одного
ни чаю,
ни к чаю газет.
Постепенно вживался небесам
в уклад.
Выхожу с другими глазеть...
(«Человек», 1917)
18.
И наконец, возможныслучаи совмещения двух
принципов, например,
перекидная и
одновременно спрятанная
рифма:
19.
Сразу люди,лошади,
фонари,
дома
и моя казарма
толпами
по сто
ринулись на улицу.
Шагами ломаемая, звенит
мостовая.
Уши крушит невероятная
поступь.
(«Революция», 1917)
20.
В ранних стихах Маяковскогомы встречаем чрезвычайно
простые с формальной точки
зрения типы рифмы, например
рифмовку слов одинаковых
грамматических категорий
(существительных в одинаковых
падежах и др.):
21.
Слезают слезы с крыши в трубы,к руке реки чертя полоски,
а в неба свисшиеся губы
воткнули каменные соски.
(«Кое-что про Петербург», 1913)
22.
Читайте железные книги!Под флейту золоченой буквы
Полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
(«Вывескам», 1913).
23.
Составные рифмы, впервыепоявившиеся в сборнике стихов
«Я!», становятся одним из
основных признаков рифмовой
системы Маяковского второго
периода (в поэмах 1915-1917 гг.).
24.
В «легкой» (юмористической)французской поэзии XVIII в.
существовала эхо-рифма (veres en
йcho), основанная на том, что
вторая рифмующая строка состоит
из одного слова, целиком
входящего в первую рифму.
25.
Маяковский возродил этуформу, применив ее к
стихам с агитационным
заданием (1920):
26.
...Если Врангеля и пана добьем,мир будет тогда?
Да!
27.
Маяковский с полнымправом мог сказать в
статье «Как делать
стихи» о своей системе
рифм, что до него она
«не употреблялась и в
словаре рифм ее нет».
28.
Рифма Маяковского всегда носительсмысла, поэтому она
возможна только в
определенном
контексте.
29.
Маяковский не тольконе повторял чужие
рифмы, но очень редко
пользовался дважды
рифмами собственными.
30.
Вот единичные исключения.Знаменитые рифмы концовки
«Хорошо!» в эмбриональном
состоянии находятся в
сатирическом цикле «Маяковская
галерея» («не лет же до ста расти
- в старости»).
31.
Вот единичные исключения.Знаменитые рифмы
концовки «Хорошо!» в
эмбриональном состоянии
находятся в сатирическом
цикле «Маяковская галерея»
(«не лет же до ста расти - в
старости»).
32.
Таким образом, можноотметить следующее:
1. В русской поэзии 19 века
господствовала точная рифма,
что выражалось в буквальном
совпадении всех звуков (а то и
букв) в конце соотносимых
строк.
33.
В качестве классическогопримера приведем рифменный
ряд первой строфы из "Евгения
Онегина": "правил"- "заставил",
"занемог"-"не мог", "наука""скука", "ночь"-"прочь",
"коварство"-"лекарство",
"забавлять"-"поправлять",
"себя"-"тебя".
34.
2. Маяковский раскрепостилрусскую рифму, ввел в практику
и дал все права гражданства
неточной рифме, построенной
на приблизительном созвучии
концов строк, вследствие чего
стали возможны такие
рифменные пары:
35.
помешанных-повешены,овеян-кофеен,
нужно-жемчужиной,
сердца-тереться,
матери-неприятеле, по-детскиКузнецкий, рота-кокоток,
удержится-самодержца,
трясется-солнце, полощетплощадь, ударенный-Дарвина,
глаза-ихтиазавр...
36.
Маяковский провелоригинальнейшие эксперименты в
области рифмовки. В статье «Как
делать стихи» он писал, что
рифмовать можно не только концы
строк, но и их начала точно так же,
как можно рифмовать конец одной
строки с началом следующей или
одновременно концы первой и
второй строк с последними
словами третьей и четвертой...
37.
Автор не только утверждал,что виды рифмовки можно
разнообразить до
бесконечности, но и
представил в своем
творчестве множество
необычных и неожиданных
способов рифмовки
38.
Презентацию подготовилаВолженская Лариса
Петровна,
учитель МБОУ «СОШ
№ 61» г. Владивостока