Жизнь моя – самый сложный роман. А.А.Фет.
Первые публикации. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес
Старые письма.
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю, Искать того, чего нельзя понять. А
Основные темы лирики.
Характерные особенности лирики А.Фета.
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд
Особенности поэтического мира Тютчев Фет
4.02M

Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета

1.

27.01.21.
Жизнь и творчество
Афанасия
Афанасьевича
Фета
(1820 г. - 1892 г.)

2.

• И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.
• К. Фофанов

3. Жизнь моя – самый сложный роман. А.А.Фет.

4.

Происхождение
Афанасий Афанасьевич Фет известный русский поэт-лирик.
Родился 23 ноября 1820 года
неподалеку от города Мценска,
Орловской губернии, в деревне
Новоселки. Он был сыном богатого
помещика Афанасия Неофитовича
Шеншина, который женился за
границей на лютеранке Каролине
Шарлотте Фёт, но без православного
обряда. Брак, законный в Германии,
в России был признан незаконным.
Отец был человеком суровым, а
мать - застенчивой и доброй, и кто
знает, из каких составляющих
складывался характер поэта.
Деревня Новосёлки
Орловской губернии

5.

Афанасий Неофитович Шеншин
Шарлотта Фет

6.

Родители
23 ноября 1820 года в имении Новосёлки Орловской губернии
родился мальчик, крещенный Афанасием Шеншиным. Родители не
состояли в церковном браке, и только через 14 лет обнаружилась
незаконность записи, и дворянин Афанасий Афанасьевич Шеншин
стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный удар по
самолюбию подростка. Он долго не мог смириться с потерей
дворянского сословия. Этот факт, на первый взгляд, не такой уж
страшный для молодого человека, оказался сопутствующим в
формировании
характера,
отягченного
комплексом
неполноценности. Богатый наследник внезапно превратился в
"человека без имени" - безвестного иностранца сомнительного
происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное
положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный
путь.
Долгие годы поэт добивался получения дворянства.

7.

Учёба
В 13 лет он поступил в пансион немца Крюммера в городе Верро
(Выру) в Эстонии. В школьные годы писал много стихов. Талант поэта
рано проснулся в нем.
Среди немецких подростков он был белой вороной: православный
иностранец с немецкой фамилией и русской дворянской семьей. На
Афанасия сразу посыпались насмешки и неудобные вопросы. На
каникулы его домой не брали – далеко, и он одиноко слонялся по Верро.
Никогда впоследствии он не мог ничего прямо ответить о своем
происхождении.

8.

Учёба
1837 г. - отец забирает Фета из пансиона и отвозит в Москву
готовиться к экзаменам для поступления в университет.
Экзамены Фет сдал блестяще и был принят на юридический
факультет, но вскоре он перешел на словесное отделение
философского факультета. В 1837г. Афанасий Фет приезжает в
Москву, учится в частном
пансионе Михаила Петровича
Погодина,
историка,
журналиста,
редактора
журнала
«Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за
границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со
стихами А.Фета.
Московский университет
М.П.Погодин

9.

Учёба
Почти всё студенческое время Фет прожил в семье своего
товарища по университету, будущего литературного критика
Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие
поэтического дара Афанасия Фета.
Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие
известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский,
философ и историк Сергей Соловьев.
А.Григорьев
С.Соловьёв
Я.Полонский

10.

Начало творческого пути
«Благословение» на серьезную
литературную работу Фету дал
Н.В.Гоголь, сказавший: «Это
несомненное
дарование».
Первый сборник стихотворений
Фета «Лирический Пантеон»
вышел в 1840 году и получил
одобрение В.Г.Белинского, что
вдохновило его на дальнейшее
творчество. Стихи молодого
Фета появились во многих
изданиях.
Николай Васильевич
Гоголь

11. Первые публикации. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

12. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес

проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

13.

Военная служба
Желание дослужиться до дворянства
побудило Фета поступить на военную
службу. В 1845 г. он был принял в
кирасирский полк, в 1853 г. перешел в
уланский гвардейский полк. Во время
крымской кампании находился в составе
войск,
охранявших
Эстляндское
побережье.
В 1858 г. вышел в отставку, подобно
своему
отцу,
штаб-ротмистром.
Дворянских прав, однако, достигнуть тогда
не удалось: необходимый для того ценз
повышался по мере того, как А.А. Фет
повышался по службе.
А.А.Фет
на военной службе

14.

15.

Литературные успехи
Тем временем росла
его
поэтическая
слава:
успех
вышедшей в 1850 г. в Москве книги
«Стихотворения А. Фета» открыл ему в
Петербурге
доступ
в
кружок
«Современника», где он познакомился
c И.С.Тургеневым и В.П.Боткиным.
Кружок «Современник» общими силами
напечатал
новое
собрание
стихотворений Фета.
Литературные
успехи
побудили
Фета оставить службу. Чувствуя в себе
практическую жилку, поэт решил
посвятить себя сельскому хозяйству.

16.

Любовь в жизни поэта
В жизни Фета была настоящая любовь, но он не смог сделать
свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской
губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной
девушкой, но... бесприданницей. Фета так страшила бедность, что
он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла.
Мария Лазич заживо сгорела. Перед отбытием на маневры Фет
попрощался со своей возлюбленной в мае, а осенью, по
возвращении услышал от полкового командира страшный рассказ о
том, как сгорела Мария. Все загорелось от случайной спички,
которую она считала погашенной. «Загорелось ее белое кисейное
платье. Она выбежала на балкон, думая спастись», но свежий
воздух только усилил пламя... Образ любимой девушки, трагически
погибшей, не оставлял Фета до конца его жизни.

17.

И снится мне, что встала из гроба
Такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, и снится: мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.
Памяти о ней посвящены шедевры любовной лирики Фета – «В долгие
ночи» (1851), «Неотразимый образ» (1856), «В благословенный день»
(1857), «Старые письма» (1859), «В тиши и мраке таинственной
ночи»(1864), «Alter ego»(1878), «Ты отстрадала, я еще страдаю»
(1878), «Страницы милые опять персты раскрыли «(1884), «Солнца
луч промеж лип» (1885), «Долго снились мне вопли рыданий твоих»
(1886), «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» (1887).

18. Старые письма.

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

19. Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю, Искать того, чего нельзя понять. А

был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

20.

Семейная жизнь
В 1857 г. Фет женился в Париже на
сестре своего друга - Марье
Петровне Боткиной.
«Идеальный мир мой разрушен.
Ищу хозяйку, с которой буду жить,
понимая друг друга», - писал он до
женитьбы и предугадал верно.
Семейная жизнь поэта сложилась
вполне удачно. В доме всегда
царило взаимное уважение. Супруга
с энтузиазмом помогала мужу вести
хозяйство,
Фету
нравился
её спокойный добрый характер.
Мария Петровна Боткина

21.

Потеряв надежду на получение
дворянства, Фет выходит в
отставку в 1858г. Вконце 1850-х
гг. женится по расчету на
сестре критика Боткина.
«Идеальный мир мой разрушен.
Ищу хозяйку, с которой буду
жить, не понимая друг друга», писал он до женитьбы и
предугадал верно.
Жизнь Фета и его поэзия - резко
контрастны.
Мария Петровна Боткина

22.

• А. Фет - поэт "чистого искусства".
Цель поэзии для него - сама поэзия.
Многие были не согласны с подобным
отношением к творчеству (например,
Николай Алексеевич Некрасов),
считая, что поэзия должна
воспитывать в читателях граждан,
говорить о житейском.

23.

• Поэты школы «чистого искусства» считали,
что красота – единственная цель
художника.
• Чистые лирики вели борьбу с поэтами
некрасовской школы за право называться
наследниками Пушкина.

24.


Ф. М. Достоевский:
"Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное
бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса.
Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты.
Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших
без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано:
"Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы сделать горожане с
автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет
поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи...
Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице
повседневной жизни. Но в равной мере кто-то должен хранить
священный огонь поэзии".

25.

Поэзия 1860 – 1880гг
Школа “чистой поэзии”
Школа демократической поэзии
Поэзия сердца
Поэзия мысли
Фет
- развивали романтическую традицию
- эстетизация действительность
- созерцательность
- вечные темы и проблемы, антизм
- литературный язык, приподнятая
лексика
- внимание к философским проблемам
бытия
- интерес к вопросам художественной
формы
- теория чистого искусства
Некрасов
- развивали реалистическую традицию
-действительность в противоречиях и
контрастах
-активная жизненная позиция
- социальная тематика, проблематика
- элементы разговорного языка, сниженная
лексика
- возвращение декабристкой лексики
- гражданственность
-народность
- приоритет содержания над формой

26.

Покупка имения
В 1860 г. Фет купил хутор Степановку с 200 десятин земли,
в Мценском уезде и строит дом по своему проекту. Он энергично
принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой
наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет
(1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и
писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о
сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь
убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил
от народнической печати кличку «крепостника».
Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил
Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в
Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни.
Под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до
величины, которую можно назвать богатством.

27.

В 1860 г. Фет приобретает земельный участок в Орловской губернии и
строит дом по своему проекту. Он уже не пишет стихи - нет вдохновения, но
зато хорошо играет роль помещика, плотно занимающегося своим
хозяйством. Фет восстанавливает против себя демократическую критику,
выступая как публицист-консерватор, не скрывает своего неприятия какихлибо реформ. Даже консервативно настроенные писатели (Тургенев,
Полонский, Страхов) резко осуждали Фета за то, что он был сторонником
крепостного права. Один Л. Н. Толстой сохраняет с Фетом дружеские
отношения, обсуждая с ним в письмах философские, хозяйственные и
эстетические проблемы.
Степановка

28.

Был ли Фет хорошим помещиком – трудно сейчас судить. Известно, однако,
что он стремился не допустить в своем уезде повального голода и начал
помогать голодающим раньше, чем тем же занялся Лев Толстой. Хлеб с
лебедой, который ели крестьяне, поразил его: «При виде такого хлеба я
подумал, что, прежде чем судить людей, надо при малейшей к тому
возможности накормить их, хотя бы только в пределах своего участка,
помогая наиболее нуждающимся». Два десятилетия упорного
хозяйствования принесли свои плоды; к тому же Фету досталось наследство
от нескольких родственников. Он разбогател, необходимость безотлучно
пребывать в деревне отпала. В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил
новое имение, Воробьевку, – оно вернуло ему и радость, и досуг, и условия
для стихотворчества. На зиму Фет с женой снова уезжали в Москву, а значит,
снова появился литературный круг, возможность печататься. И здесь с 57летним Фетом произошло чудо, которое иногда случается с немолодыми
писателями, – чудо позднего творческого цветения. Стихи, как и в юности,
снова пришли – уже не одно-два в год, а двадцать-тридцать удачных,
законченных стихотворений, по-молодому поэтически мощных, с
незабываемыми «золотыми ресницами звезд», и по-взрослому зрелых,
продуманных, мудрых.

29.

А.А. Фет. Фотография С.Д. Боткина. Воробьевка.

30.

• Многие стихи рождались под влиянием
музыки и пения.
• В 1877 г. услышал пение Татьяны
Андреевны Берс (Кузьминской) – стихие «Опять»:
• «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

31.

Характер поэта
В пределах семьи и дружеского кружка Фет отличался
мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и
искренней похвалой, отзываются в письмах к И.Тургенев,
Л.Толстой, В.Боткин и др. Индивидуализмом объясняется и
практичность Афанасия Афанасьевича и его ярая борьба с
потравами и покосами, о которой он наивно докладывал публике в
своих журнальных статьях «Из деревни», в ущерб собственной
своей репутации. Этим же обуславливается равнодушие, какое
обнаруживает Шеншин в своих «воспоминаниях» к великим
политическим «вопросам», волновавшим его современников. О
событии 19 февраля 1861 г. Фет говорит, что оно не возбудило в
нём ничего, «кроме детского любопытства».

32.

Последние годы жизни
В 1881 г. Фет-Шеншин купил в
Москве дом и стал приезжать в
Воробьёвку только на весну и лето
уже дачником, сдав всё хозяйство
своему управляющему.
В это время довольства и
почёта Фет-Шеншин с новой
энергией принялся за поэзию
оригинальную и переводную, и за
мемуары.
Автограф стихотворения «Alter Ego»

33.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот звук и свист.
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна!

34.

Последние годы жизни
В последние годы жизни Афанасий Фет был особенно дружен со
Львом Толстым
А.А. Фет в гостях у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне

35.

Возвращение дворянского титула
Портрет Фета
кисти И.Е.Репина
В 1873 г. за Фетом была
утверждена фамилия отца со всеми
связанными с нею правами. Он
получает дворянство и становится
дворянином Шеншиным. И.С.Тургенев
не без иронии говорит ему: «Как Фет вы
имели имя, как Шеншин вы имеете
только фамилию».
28 и 29 января 1889 г. в Москве был
торжественно отпразднован юбилей
50-летней литературной деятельности
Фета. Вскоре после того ему было
Высочайше
пожаловано
звание
камергера. Теперь он присутствует на
всех приёмах во дворце в расшитом
золотом мундире.

36.

В старости он сильно болел – его мучила одышка, болели
веки, ему трудно было видеть. Он нанял секретаршу, чтобы
помогала в работе. Перед самой смертью он отослал жену за
шампанским, а секретарше продиктовал: «Не понимаю
сознательного приумножения неизбежных страданий.
Добровольно иду к неизбежному», – и схватился за стилет,
которым разрезал страницы книг и журналов. Секретарша
отняла стилет, тогда старик Фет побежал к буфету за
столовым ножом, но упал на стул и умер от разрыва
сердца.Это было 21 ноября 1892г.
Поэзия Фета пришла из вечности, он
был проводником, вестником
прекрасного и высокого. Его последние
стихи - это воспоминания о любви, о ее
радостях и страданиях, воспоминания,
воскрешающие в памяти живые
образы. Поэт Яков Полонский говорил
Фету: «По твоим стихам невозможно
написать твоей биографии, и даже
намекать на события твоей жизни, как
нельзя по трагедиям Шекспира понять,
как он жил...»
Обложка полного собрания сочинений А.А. Фета.
Издательство «Товарищество А.Ф. Маркс». 1912 год

37.

Смерть поэта
Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не
дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в
родовом имении Шеншиных в селе
Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах
от Орла.
М.П.Боткина пережила мужа всего на 2 года.
Вид на церковь,
в которой погребен Фет
Склеп с могилами А.А. Фета
и его супруги Марии Петровны.

38.

• Ф. И. Тютчев посвятил А. Фету стихотворение:
А. А. Фету
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной...
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел...
апрель 1862 г.

39.


Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет. (В. Соколов)

40. Основные темы лирики.

• Назначение поэзии (искусство для
искусства)
• Природа
• Любовь (как душевное состояние)

41. Характерные особенности лирики А.Фета.

новые формы
человек и природа - едины
любовь к жизни
использование приёмов импрессионизма
метафоричность
ассоциативность
музыкальность, мелодичность

42. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд

волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур
розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

43.

Звуки музыки и трели, Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо.
Небо и она.
Николай Вормс

44.


Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Вьющихся знамен...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура! (Минаев)

45. Особенности поэтического мира Тютчев Фет


Бытие воспринимает как катастрофу
Поэт-философ, поэт-психолог
Последний русский романтик
Природа – живой, одухотворённый,
многоликий мир
Человек часто одинок и бессилен в
сравнении с могуществом природы
Для стихов характерна богатая
метафоричность
В жанровом отношении – тяготение к
философской миниатюре, к
поэтическому фрагменту
Поэт «чистого искусства»
В историю поэзии вошёл как
пейзажист
Природа – прекрасное живое
существо
Человек – частица природы, существо,
равноправное ей
Любил изображать «переходные
состояния» природы
Художественный мир создаётся
разнообразием ритмов, звуков,
особым синтаксисом
Фет – мастер композиции, использует
все виды композиционных повторов
(кольцо, анафора, рефрен)
В жанровом отношении тяготеет к
фрагменту, лирической миниатюре

46.

• -Какое содержание доносит это стихотворение в пределах
исключительно малого объёма строк?
• -Какова степень подробности описаний происходящих
изменений в мире природы?
• -Как переданы изменяющиеся отношения влюблённых?
• -В чём, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого
стихотворения?
• -Как поэту удаётся передать без единого глагола процесс
изменений в природе и в душевном состоянии человека?
• -В чём вы видите своеобразие лексического, грамматического и
синтаксического строя стихотворения?
• -Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы?
• -Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения? В
чём заключается многозначность повторяющегося слова
«заря»?
В чем сходство и чем отличается лирика Фета и Тютчева (на
основании 2-х стихотворений)

47.

• Составить вступительную статью к
книжке стихотворений Фета.
• Вопр.2,4 стр.183 (письменно)

48.

• У каждого из вас остались какие-то
ощущения после знакомства с жизнью
поэта. Попробуйте эти ощущения, свое
понимание темы урока выразить в красках.
Просто сочетаниями цветов, цветовыми
пятнами, символами покажите жизнь поэта,
его творческий путь.
English     Русский Правила