Визитная карточка
Введение.
Цели, задачи.
Изба в архитектуре.
Основные элементы для нанесения обереговых и защитных знаков
Деревянное зодчество в Архитектуре Сызрани.
Выставочный зал
По улице Свердлова
Дом мещанки Ревякиной М.Н.
Дом П. Я. Соплякова
Уцелевшие после пожара.
Заключение
Спасибо за внимание!
12.64M
Категория: ИскусствоИскусство

Резные кружева деревянного зодчества в архитектуре Сызрани

1.

«ПАЛИТРА ВРЕМЕНИ»
ОТКРЫТАЯ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДХШ,ДШИ
Исследовательская работа
«Резные кружева деревянного
зодчества в архитектуре Сызрани»
Секция 2
Выполнил: Баранова Елизавета
ОУ: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа
искусств им. А. И. Островского
Руководитель: Батаева Татьяна Васильевна

2. Визитная карточка

Баранова Елизавета,
16 лет
Ученица 5 класса ОП
«Живопись» МБУ ДО ДШИ
им. А.И.Островского г.о.
Сызрань.
Лауреат различных
конкурсов, среди которых
«Жигулевская палитра»,
«Преображение»,
«Солнечный круг»,
олимпиада «От Джотто до
Дюрера» и другие.
Принимает активное участие
в творческой жизни
отделения.

3. Введение.

Сызрань – это город с древней историей. Передвигаясь по автобусным маршрутам или гуляя по
центральным улицам города, взгляд невольно задерживается на деревянных домах с вековой историей.
Резные кружева под крышами, узорные наличники, покосившиеся деревянные крылечки и некогда
величественные, а теперь обветшалые старинные особняки удивляют тонкостью ручной работы мастеров и
напоминают, что эпоха деревянного зодчества ускользает в прошлое. Хочется остановить мгновенье и на
века запечатлеть эту ажурную красоту и ручное мастерство резного ремесла.

4. Цели, задачи.

Цель:
Цели, задачи.
Найти сохранившиеся объекты деревянного зодчества в архитектуре Сызрани и воспроизвести
красоту деревянной резьбы в сувенирной продукции. Донести до окружающих историческую
ценность искусства резного домового мастерства в архитектурных строениях города.
Задачи:
Собрать, изучить и отработать материал по теме русская изба в архитектуре в литературе и Интернетресурсах.
Собрать фотоматериал, изучить историю сохранившихся объектов деревянного зодчества.
Изучить архитектуру избы.
Определить основные направления, виды резного ремесла.
Найти формат донесения искусства резьбы по дереву до настоящего и будущих поколений.
.
Методы:
Анализ информации из исторических фактов музейного комплекса города Сызрани, литературы и
Интернет-ресурсов.
Практический опыт в собственных творческих работах.
Практическая значимость работы:
Возможно дальнейшее использование материала работы на уроках ИЗО, окружающего мира,
краеведения, МХК и в сфере дополнительного образования.
Возможно тиражирование художественного творческого материала в сувенирных открытках.
Привлечение учащихся к изучению предметов (Краеведения, Истории, МХК, художественное и
декоративно-прикладное творчество).

5. Изба в архитектуре.

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец
архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это —
наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом.
Начальной формой древнеславянского жилища был
прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью».
Сени — это входная часть традиционного русского дома.
Это нежилое тёмное помещение, которое служило
тепловым барьером между улицей и жилой частью. В
сенях могли устраивать чуланы для хранения добра,
снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь
утварь (вёдра, корыта и пр.).
Светёлка -это чердачное помещение обязательно с
красным окном. Светёлки не отапливались и могли
использоваться только в теплое время года как запасное
жилое или спальное помещение.
«Светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей
был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна.
В самой светлой комнате занимались рукоделием или
принимали гостей.

6.

7. Основные элементы для нанесения обереговых и защитных знаков

8. Деревянное зодчество в Архитектуре Сызрани.

Основанная в 1683 году Сызрань сохранила очарование русского поволжского города. Три реки,
Сызран, Крымза и Волга, разрезающие город на несколько частей, придают своеобразие застройке,
типичной для Средней полосы России. Живописно смотрятся, отражаясь в воде, деревянные домики,
покрытые кружевной деревянной резьбой. В 1906 году страшный пожар в уничтожил 126 кварталов и более
3000 домов с промышленными, административными, торговыми и жилыми постройками. На помощь
сызранцам
для
восстановления
строений приходили плотники из
различных губерний - Ярославской,
Костромской и Нижегородской. К
сожалению, их имена остаются
неизвестными,
но
зрелость
художественного
творчества
и
высокий
профессионализм
прослеживаются
в
деревянной
застройке.

9. Выставочный зал

10. По улице Свердлова

Рядом с Выставочным залом деревянные дома сохранившие резьбу мастеров
совершенно в разном стиле.

11. Дом мещанки Ревякиной М.Н.

В Сызрани практика убранства деревянных домов напоминает деятельность зодчих древнерусской
архитектуры конца XVII столетия. В то время в построении объемно-пространственной композиции широко
использовалась динамика, достигавшаяся за счет декоративных форм, сочетание которой со спокойной
гладью стен и создавало неповторимый облик всего сооружения.
Во второй половине XIX века в практике деревянной застройки Сызрани были свои, местные традиции,
соблюдение которых отражало русский опыт, широко распространенный в Средней полосе России.
Строились такие деревянные дома на каменном фундаменте или на основе кирпичного первого этажа например, дом № 51 в Пролетарском переулке. Фасады обшивались тесом, а декор подкарнизной доски и
оконных наличников довольно скромен.
Построенный в начале прошлого века дом мещанки Ревякиной М.Н. на улице Ульяновской.

12. Дом П. Я. Соплякова

Дом городского головы Петра Яковлевича Соплякова. В начале прошлого века он возглавлял местную
думу. Тогда же и был построен этот дом. Если всмотреться в узоры строения, можно увидеть на боковой
части оконных наличников сову, а на верхней – журавля. еще одну особенность этого дома, характерную для
старых деревянных зданий Сызрани. Это балкончик под крышей. Светелками с такими балкончиками
декорировались небольшие дома в 3-5 окон по фасаду. Впрочем, и раньше не каждый дом мог похвастаться
подобным украшением фасада.
Дом Петра Яковлевича Соплякова. Ульяновская,20

13. Уцелевшие после пожара.

Старинные дома с изящной кружевной отделкой фасада, дошедшей до наших дней с начала
прошлого века, разбросаны по нескольким районам Сызрани. Наибольшее их количество
сохранилось в историческом центре города, но уникальные образцы встречаются и в Нижнем
Засызране, называемом ранее Преображенской слободой. А вот проживающие по улице
Фрунзе, 12 точно знают, что их дом сумел не только пережить пожар, но и полностью уцелеть.
Построен он в 1903 году. Это подтверждают и архивные документы. Сохранилась на фасаде и
редкая для нашего города резьба. Ее уникальность действительно не вызывает сомнений.
Накладные и навесные элементы на наличниках окон разительно отличаются от всех
остальных сохранившихся в городе домов как формой, так и элементами узоров.

14.

15. Заключение

Главной целью исследования ставилось выявление сохранившихся объектов резного убранства
деревянных домов в городе Сызрань. Для этого была проведена фотосессия деревянных
построек, отдельных элементов строений. Была изучена история деревянного зодчества в нашем
городе и смысловая идея резного искусства.
В результате проделанной мной работы с архивом и авторским фотоматериалом я пришла к идее
воплощения деревянных построек, имеющих историческую ценность красоты резного искусства
домового мастерства, в виде живописных реставраций в художественном воплощении. Это
долгосрочный процесс, увлекающий в бесконечность.
В перспективе издание сувенирных открыток с фасадами и отдельными элементами деревянных
домов города Сызрани.
Я думаю, что каждому, кто познакомится с моей исследовательской работой, захочется
прогуляться по центральным улицам города и увидеть своими глазами сохранившиеся элементы
старины. Таким образом, цель моего проекта «Донести до окружающих историческую ценность
искусства резного домового мастерства в архитектурных строениях города» достигнута.
В заключении хочу сказать, что искусство резного мастерства в домовом убранстве - это
целая эпоха деревянного зодчества, к сожалению, не выживающая в современном
мире. И только, мы наследники своих предков, можем передать душевную красоту и
шедевры мастеров, сохраняя преемственность поколений.

16. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила