1.69M
Категория: ИсторияИстория

Успенский собор Успенского монастыря

1.

Успенский
собор
Успенского
монастыря

2.

Проект «Утраченные храмы Орловщины:
история в лицах, христианство в реликвиях»
Успенский собор Успенского монастыря
Прохоров Данила, студент
бакалавриата кафедры теологии, религиоведения и
культурных аспектов национальной безопасности
Юридического института ОГУ им. И.С. Тургенева
Научный руководитель: Человенко Т.Г.,
кандидат педагогических наук, доцент,
эксперт Федерального агентства по делам
нностям Минкульнациональностей РФ;
Консультант: Комова М.А.,
кандидат искусствоведения, доцент,
аттестованный эксперт по культурным
цетуры РФ

3.

Мужской монастырь Орловской епархии Русской православной
церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы находится
недалеко от центра города Орла. На основании Постановления
администрации города Орла № 4384 от 10 ноября 2014 г.
монастырю присвоен новый адрес — 302040, Монастырская
площадь, 3 (прежний адрес — Орёл, ул. Ермолова, 13 а).

4.

История Успенского монастыря восходит к середине 17 века.
Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря
Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего
из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году
попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под
именем Боголепы, первым настоятелем монастыря.
Обитель регулярно страдала от посадских пожаров, и в конце концов
выгорела полностью, за исключением лишь монастырского собора,
который можно увидеть в Орле и сегодня. Настоятель Богоявленского
монастыря игумен Евфимий принял решение перенести обитель подальше
от пожароопасного города — и так на высоком берегу Оки, с
разрешения патриарха Иоакима началось строительство .
В 1684 году была воздвигнута деревянная церковь в память Успения
Пресвятой Богородицы, с приделом апостолов Петра и Павла и монастырь
стал называться Свято-Успенским. В 1688 г. игумен Евфимий вместо
деревянной возводит кирпичную соборную Успенскую церковь с
колокольней.

5.

В день заложения храма Успения «в дар
и благословение новоустрояемой
обители» от старцев Богоявленского
монастыря Феодосия и прозорливого
Антония, схимника с братией, при
крестном ходе была принесена икона
Успения Пресвятой Богородицы
древнего византийского письма. Икона
эта, почитавшаяся как чудотворная,
была главной святыней монастыря.
В 1691 году рядом с Успенской церковью была поставлена деревянная Никольская.
В 1693 году завершена постройка надвратной кирпичной Петропавловской церкви.
В 1700 г. деревянную Никольскую заменили теплой кирпичной церковью Рождества
Иоанна Предтечи.

6.

Особенности храмовой архитектуры.Необычной деталью его облика, не
встречавшейся более на территории Орловщины, являлось то, что храмовая
колокольня стояла асимметрично относительно церковного здания и
примыкала к углу трапезной. К колокольне примыкал кирпичный столп с
деревянной будкой, где помещались часы.В конце XVIII – начале XIX вв.
началась череда перестроек, приведшая в итоге к полному изменению
внешнего вида Успенского собора. В 1799 г. старую колокольню заменила
новая в стиле «классицизм», увенчанная «аглицкими часами от доброхотных
дателей». В 1700 году вместо деревянной Никольской церкви была построена
кирпичная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Стены трапезной надстроили
до высоты карниза храма и соединили с колокольней, стоявшей первоначально
отдельно. Новый Иоанно Предтеченский придел пристроили с северной
стороны Успенского собора. Вместо прежней, сравнительно небольшой главки
на старых стенах возвели массивный глухой купол, увенчанный барабаном с
главкой. Прежний шестигранный алтарь разобрали и заменили новым
трехапсидным. В результате перестройки Успенский собор был значительно
расширен и приобрел в плане весьма сложную и асимметричную форму,
которая образовалась благодаря обширному объему ИоанноПредтеченской
церкви, примкнувшей к нему с северной стороны, а также тому, что
венчавший храм купол и колокольня располагались не на одной оси.

7.

Орловский Успенский мужской
монастырь 1680,е гг. – 1819 г.,
Архиерейский дом с 1820 по 1923 гг.
Архиерейский дом (бывший Успенский
мужской монастырь): Успенский
собор(1603г), придельная с ней церковь
Рождества Иоанна Предтечи (1700г.)
Петропавловская (надвратная),
Троицкий собор (1860-1879г.),
Архиерейский дом с домовой
Благовещенской церковью(1825г.),
Троицкая (усыпальница Кочубеев
(1845г.), новопостроенная Всесвятская,
новопостроенная Троицкая.
По указу № 6699 Святейшего Синода от 22 декабря 1819 года резиденцию
епископов Орловских и Севских из Севска переместили в Орёл. Успенский
монастырь превратился в в Архиерейский дом , а монахов перевели в
мценский Петропавловский монастырь. . Произошло это при владыке Ионе,
третьем епископе Орловском и Севском.

8.

На устройство архиерейского дома выделил
сто тысяч рублей государь Александр I
во время своего пребывания в Орле.
Для размещения епископа в 1825 году был
построен двухэтажный кирпичный дом.
В 1843—1845 гг. по заказу орловского
губернатора В. Кочубея архитектором Н.
Ефимовым была построена небольшая
Троицкая церковь, ставшая родовой
усыпальницей его семьи. По описи 1854 года
при архиерейском доме числился и каменный
храм во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы.
В монастыре существовало и кладбище, где
наряду с монашествующими и владыками
были погребены и многие известные всей
России люди — такие, например, как герои
Отечественной войны 1812 г. генераллейтенант Ф. К. Корф, писатель и театральный
деятель граф Г. И. Чернышев и многие другие.
Епископы Никодим, Поликарп и Ювеналий
были похоронены в Успенской церкви.

9.

Троицкий собор ХIХв.
После 1917 года архиерейский дом горел и
был разграблен. После 1918 года комплекс
бывшего архиерейского дома, подвергаясь
перестройкам, использовался для
размещения в нём различных учреждений.
В архивных материалах находится постановление президиума
Орловского горсовета рабочих и красноармейских депутатов от 9
февраля 1923года о закрытии Успенского мужского
монастыря(архиерейского дома) согласно Декрету Совета Народных
Комиссаров от 23 января 1918г « о свободе совести и церковных и
религиозных обществах» Орловское архиерейское домоуправление
было лишено прав юридического лица. В здании с 1950 по 1980 год
находилась детская воспитательно-трудовая колония. К 1925 году одна
церковь передана губернскому музею, одна -под театр детдома,однасемнадцатому стрелковому полку.
В 1923 году Успенский собор был закрыт, в 1930-х годах был
взорван Троицкий собор.

10.

Почитаемые святые. В монастырских храмах находятся несколько ковчегов с
частицами мощей почитаемых святых:
ковчег с частицами мощей преподобных Киево-Печерской лавры, частица
мощей Луки Войно-Ясенецкого, мощи Георгия Коссова, мощи Паисия
Величковского, частица ризы Пресвятой Богородицы.

11.

Сегодня монастырь возрождается. Восстановление святой обители
началось в 90-е годы. Приобрела прежнее великолепие единственная
из шести сохранившихся Свято-Троицкая церковь, построена часовня,
благоустроены места перезахоронения орловских владык, подбирается
братия. Возрождению орловской святыни по мере сил жертвуют
благочестивые прихожане и некоторые организации. . В 1992 г.
проводились реставрационные работы усыпальницы и в1993 г.
восстановленная церковь была освящена епископом Орловским и
Брянским Паисием.
Обитель была вновь открыта в 1998 г.По проекту М. Б. Скоробогатова в
1997—2002 годах был возведен новый Успенский собор. В 2004 году
на территории монастыря построили часовню в честь Благоверного
Князя Александра Невского. В 2008 году было закончено
строительство нового пятиглавого собора, в честь Казанской иконы
Божией Матери.

12.

Большая роль Успенского мужского
монастыря и собора в культурной и духовной
жизни региона. Ещё в 1725 году в
монастыре была создана школа для обучения
детей духовенства, в которой в 1727 году
числилось 25 человек. Согласно указу
государя Петра I монастырь принимал на свое
попечение бывших военных и увечных. В 1741
году их было шестеро, 21 монах
и 14 послушников. В 1779 году в монастыре
была устроена семинария, в которой в 1780
году обучались 285 учеников, а в 1790 году —
уже 382.
Успенский храм -единственная церковь на
территории монастыря, которая открыта для
посещений вне часов богослужений.

13.

Библиография
1.Ашихмина Е.Н. Историческая топонимика Орловской области:
Монография. – Орел: Издатель Александр Воробьев, 2014.
2.История Орловского края. Ч. I. С древнейших времен до конца XIX века. –
Орел, 2004.
3.Краснощекова С.Д., Красницкий Л.Н. Археология Орловской области. –
Орел: издательство «Вешние воды», 2006.
4.Неделин В. Орел Изначальный (XVI-XVIII вв.). История, архитектура,
жизнь и быт. - Орел: «Вешние воды», 2001.
5.Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины
(ушедшее). Книга вторая. Орел: «Вешние воды», 2009.
6.Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины.
Орел: «Вешние воды», 1998.
7..Государственный архив Орловской области http://guides.eastview.com
8.Официальный сайт ГАОО https://gaorel.ru/nsa/until191
English     Русский Правила