26.21M
Категория: ЛитератураЛитература

Леди осень

1.

2.

Одной из сил, вдохновляющих
поэтов, является природное начало,
заставляющее
нас
увидеть
божественное
провидение
в
изменениях природы от сезона к
сезону, в ее капризах и благословенных
дарах, в ее дремучести и девственной
красоте, в ее необъятности и
непостижимой разумности. И коль
скоро мы сами являемся частью
природы, то и природа становится

3.

«Осень подходит. Это любимое мое время
– здоровье мое обыкновенно крепнет –
пора
моих
литературных
трудов
настанет…»
Александр Сергеевич Пушкин восторгается
видом русской природы, ее осенней
пышностью и красотой, воспринимаемой
им как знамение вечно обновляемой

4.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко
блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом
обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

5.

Природа для Тютчева —
храм. Но не мертвый,
созданный
из
камня
руками человека, а полный
жизни, естественный и
одухотворенный.
У
Тютчева
нет
«мертвой природы» — она
всегда полна движения, на
первый
взгляд
незаметного, но на самом
деле непрерывного, почти
вечного.
И
Тютчев
преклоняется перед этим
движением
жизни,
благодаря которому, может

6.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь
день
стоит
как
хрустальный,
И лучезарны вечера...
бы
Где бодрый серн гулял и падал
колос,
Теперь уж пусто всё — простор
везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно
боле,
Но далеко еще до первых зимних
бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

7.

Стихи Фета говорят о том, что он любит
землю и все, что живет на ней. Он воспевал
красоту, переполненный восторгом от ее
созерцания. В этом, он считал смысл поэзии:
сохранить красоту, сделать вечным то, что в
любой момент может умереть…

8.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

9.

Стихи Жуковского возникают как легкое
дуновение ветерка, прикоснувшегося к
чутким струнам. Они живут полутонами и
нюансами, в них таится, по определению
Пушкина,
«пленительная
сладость».
Акварельно – тонкие, проникнутые чувством
картины природы, горестные восклицания,
полные жалобы и грусти элегии – все
подчинено у Жуковского этому общему

10.

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.

11.

В стихотворениях Лермонтова про осень
воспроизведены основные детали пейзажа: тут и
пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и
туман, сквозь который проглядывает тусклый
месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и
сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В
сущности это описание того чувства утраты, которое
охватывает человека поздней осенью при

12.

Зеленой сетью трав
подернут
спящий
пруд.
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь
кусты
Глядит вечерний луч, и желтые
листы
Шумят под робкими шагами.

13.

Стихотворения Некрасова, в которых идет
речь о природе, необыкновенно легки, они
написаны как бы на вдохе, оптимистичны и
сильны своим оптимизмом. Для Некрасова
природа — это одушевленный предмет, это
друг и мать, это то непреходящее, доброе, что
вселяет в поэта надежду в будущее,
вдохновляет его, поддерживает в трудную
минуту.

14.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

15.

Для поэзии Майкова характерна ситуация прогулки вольного, открытого, нецеленаправленного общения
лирического героя с природой. В целом Майков
тяготеет к идиллическому, умиротворенному
пейзажу, но далеко не идеально-условному: его
идиллии из жизни природы (например, "Рыбная
ловля") насыщены такими реалистическими
подробностями, которые по уровню своей
вещественной конкретности превосходят пейзажи
предшественников.

16.

Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! ты черен и
гол,
О лес наш родимый, конец твой
прошел!»
Не слышит тревоги их царственный
лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

17.

Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. И все
они красочны, переполнены звуками, запахами,
насыщены красками, движением. И в каждое свое
творение Бунин, как любой художник, вкладывает
глубокий философский смысл. В палитре поэта очень
много ярких красок, нежных тонов. Но они не режут
глаз, а в сочетании дают очень приятную цветовую
гамму. Как приятно смотреть на березки, которые
«желтою резьбой блестят в лазури голубой»! Как
спокойно становится на душе при созерцании такой

18.

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве
сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

19.

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание
человеческого быта, праздников, которые так или
иначе связаны с животным и растительным
миром. Есенин как бы переплетает эти два мира,
создает
один
гармоничный
и
взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к
приему олицетворения. Природа - это не
застывший пейзажный фон: она горячо реагирует
на судьбы людей , события истории. Она любимый

20.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать
зимы
седой
осталось…

21.

Презентацию подготовили:
сотрудники Языковской
модельной библиотеки
имени А.С. Пушкина
English     Русский Правила