Литературный процесс второй трети 19 века
Три политических течения в России 19 века
Западники
Славянофилы
Почвенники
Революционно – демократическая критика
Художественные особенности литературы второй половины 19 века
Спор о роли искусства и писателя
Реализм.
Роман – ведущий жанр литературы этого периода
Теоретический минимум
11.17M
Категория: ЛитератураЛитература

Литературный процесс второй трети 19 века

1. Литературный процесс второй трети 19 века

2.

Литература изъята
из законов тления.
Она одна не
признает смерти.
СТГ

3.

1848—1855 гг. - Мрачное семилетье
Важнейшие
Общая характеристика развития Основные литературные
исторические
русской литературы
жанры
события в Европе
и России
•Революция
в •Усиление цензуры в литературе. • Очерк
Европе
(1848— •Образование «бутурлинского» •Повесть
1849 гг.);
•Роман
комитета по делам печати.
•. в России —
•Ссылка Салтыкова-Щедрина в
период «мрачного
Вятку, а Тургенева в Спасскоесемилетия».
Лутовиново.
•Разгром
•Натуральная
школа
,
петрашевцев.
•Поражение России сформировавшаяся к 1845 г.
в Крымской войне
•1855 г. — смерть
Николая I.
СТГ

4.

Важнейшие
исторические
события в Европе и
России
Общая характеристика развития
русской литературы
1856—1868 гг.
•Ослабление цензурного гнета.
•Подъем
• Рассвет демократической журналистики и ее
демократического
противостояние консервативной.
движения
Материалистическая эстетика Чернышевского.
и
крест.ьянских
•Ведущая роль журнала «Современник».
волнений
Литература — средство преобразования
•Кризис самодержавия действительности на гуманистических основах.
и пропаганда идей •Развитие русской драматургии.
крестьянской
•Начало расцвета русского реалистического
романа.
революции.
•Отмена крепостного • Новые темы и проблемы в литературе: героиразночинцы, пассивность крестьянства, показ
права в 1861 г.
тяжелой жизни рабочих. «
•Противоборство
•Почвенничество».
либералов
•Утверждение реализма в литературе.
и демократов.
•Реализм и правдивость в изображении жизни в
•Начало буржуазных произведениях Л. Толстого, Достоевского,
преобразований
Лескова.
• «Диалектика души» и глубинный психологизм в
их произведениях.
•Высокое художественное мастерство поэтовСТГ
романтиков (Фет, Тютчев,
А. К. Толстой, Майков,
Полонский)
Основные
литературные
жанры
•Активизация жанров
литературной критики
и журналистики
•. «Очерковые книги»
•Мемуарноавтобиографические
жанры.
•Демократическая
повесть, роман.
•Дальнейшее
развитие романа
•Лирические жанры
в творчестве поэтовромантиков

5.

Важнейшие
исторические
события в Европе и
России
Общая характеристика развития
русской литературы
1869—1881 гг.
•Последствия
•Интерес к жизни народа и пореформенной
крестьянской
деревни. Вопрос о народном счастье.
реформы.
•Мысль о гражданском служении
•Демократические
образованного общества народу.
идеи народничества,
•Идеализация крестьянской жизни в
их «утопический
литературе писателей-народников, показ
социализм».
разложения общинного уклада.
•Активизация тайных
•Четкая общественная позиция в
революционных
литературной критике.
организаций
•Ведущая роль журнала «Отечественные
•«Хождения в народ»
записки».
•1881 г. – Убийство
•Идеологическая критика Шелгунова.
Александра II
Реалистические тенденции в творчестве
Салтыкова-Щедрина, Достоевского,
Г. Успенского, Лескова.
•Продолжение литературной деятельности
Фета, Майкова, Полонского.
• Появление плеяды поэтов-народников
СТГ
Основные
литературные
жанры
Расцвет романа.
Эволюция малых
литературных
форм: очерка,
рассказа, повести
Жанр сказа.
Оживление жанро
поэзии.
Публицистический
и фольклорный
характер стихов
народников

6. Три политических течения в России 19 века

Консервативное
Н.М. Карамзин
Национальные черты – основа
формы правления
К.П. Победоносцев
М.Н. Катков
Самодержавие – власть,
поддерживаемая народом
С.С. Уваров
Основа России – православие,
самодержавие, народность
Либеральное
П.Я. Чаадаев
Самобытность
Росси
Западники и
славянофилы
Путь развития
России
Кружки 30х-40х
годов
«Земской
либерализм»
Революционно - демократическое
Декабристы
Петрашевцы
А.И. Герцен
«Русский
социализм»
СТГ
М.А. Бакунин
П.Л. Лавров
П.Н. Ткачев
Народничество
Социал демократы

7.

И мы, как Янус или двуглавый орёл,
смотрели в разные стороны в то
время, как сердце билось одно.
А. Герцен
СТГ

8. Западники

«Замкнутая личность
западного человека
удивляет односторонностью.
Он всегда доволен собой.
Он никогда не забывает
личных видов»
Тем не менее, западники
полагали, что именно
западноевропейский путь
– наиболее естественный
и разумный для России
Представители:
А.И. Герцен, И.С. Тургенев,
В.Г. Белинский
СТГ
Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…

9.

СТГ

10. Славянофилы

Представители:
В.И. Даль, А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский…
• Надо
освободить
здоровую
народную
природу от вредных
случайных наслоений,
и тогда «мы будем
продвигаться
вперёд
смело и безошибочно».
• Отдавая
должное
европейской культуре,
они утверждали право
России
на
особый
самобытный
путь
развития,
в
корне
отличающийся
от
западного.
СТГ

11.

СТГ

12. Почвенники

• «Почвенники»
выступали
против
крепостного дворянства и бюрократии,
призывали к слиянию образованности и её
представителей с началом народным и в
этом видели залог прогресса России. Они
высказывались
за
развитие
промышленности, торговли, за свободу
личности и печати.
• Принимая «европейскую культуру», они
одновременно обличали «гнилой Запад»,
его
буржуазность
и
бездуховность,
отвергали
революционные,
социалистические идеи и материализм,
противопоставляя
им
христианские идеалы.
Почвенники
Представители:
братья Достоевские,
А.Григорьев, Н.Страхов
СТГ
Журналы: «Время», «Эпоха»

13. Революционно – демократическая критика

• «Добролюбов
стал
основателем
оригинального критического метода. Он
видел, что большинство русских писателей не
разделяют революционно-демократического
образа мыслей, не произносят приговора над
жизнью с таких радикальных позиций. Задачу
своей критики Добролюбов усматривал в том,
чтобы
по-своему
завершить
начатое
писателем дело и сформулировать этот
приговор, опираясь на реальные события и
художественные образы произведения. Свой
метод осмысления творчества писателя
Добролюбов называл "реальной критикой".
путь
крестьянской
революции
Революционно – демократическая
критика
Представители:
Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов
СТГ

14. Художественные особенности литературы второй половины 19 века

Метод
• Натурализм
• Критический реализм
Жанр
• Многообразие жанров
• Развитие жанра романа
Герой
«Маленький человек»
«Лишние люди»
«Новые люди»
«Тургеневская девушка»
СТГ

15.

разнообразие
тем
в прозе
жанров,
развитие
жанра
романа
личности
самого
писателя,
его идей
Своеобразие
литературы
типов,
характеров
критики,
журналистики,
публицистики
особая роль
СТГ

16. Спор о роли искусства и писателя

«гоголевское»
направление
«пушкинское»
направление
Литература
должна
быть
социально
ориентирована
Главное в
творчестве –
само
творчество
«социальнокритическое
искусство»
СТГ
«чистое
искусство»

17. Реализм.

(от лат.«вещественный») –
художественный метод в литературе и
искусстве.
«реализм предполагает, помимо
правдивости деталей, правдивое
воспроизведение типичных характеров
в типичных обстоятельствах»
СТГ

18.

СТГ

19.

Синкретический реализм (1 половина 19 века)
Психологизм
А. С. Пушкин
А. С.Грибоедов
М.Ю. Лермонтов
Л.Н. Толстой
«Диалектика
души»
Философское
осмысление жизни
Критический реализм (2 половина
19 века)
И.С. Тургенев
Н.В. Гоголь
А.Н. Островский
Ф.М. Достоевский
Н.А. Некрасов
И.А. Гончаров
Д.В. Григорович
А.Ф. Писемский
А.П. Чехов
Синтез традиций + лаконизм
А.С. Пушкина
«Натуральная
школа»
СТГ
Элементы поэтики символизма и
импрессионизма

20.

Натуральная
школа

литературное
направление,
разновидность
реализма
сыгравшее определенную роль в
развитии русской литературы 40-50
годов 19 века.
Термин
принадлежит
противнику
натуральной
школы –
Ф. Булгарину.
«Натуральная школа»
теперь стоит на первом
месте русской
литературы.
В. Белинский “Взгляд На русскую
литературу 1847 года»
СТГ

21.

Стремление эмпирически описывать действительность, а не
преобразовывать ее при помощи фантазии
Критическая направленность
Антиромантические настроения
Снятие всех тематических запретов
Установка на социальное обобщение
Гуманизм
Демократизм
Аналитика
Тема маленького человека!
СТГ

22. Роман – ведущий жанр литературы этого периода

Идеологический, социально-психологический
роман (Ф.М. Достоевский);
Социально-политический роман,
«утопия»(Н.Г. Чернышевский);
Социально-философский роман
(И. С.Тургенев);
Сатирический роман, «антиутопия»
(М.Е. Салтыков-Щедрин);
Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)
СТГ

23.

Поэзия
СТГ

24.

Развитие реализма в
драматургии
Н.В. Гоголь
А.Н.
Островский
СТГ
А.П. Чехов

25. Теоретический минимум

• Разночинская литература
Натуральная школа
Западники и славянофилы
Почвенничество
Реализм как ведущее
литературное направление
Многообразие жанров
Развитие романа
Гражданский пафос
Демократизация
художественной литературы
«Новые СТГ
люди»

26.

Использованы материалы сайтов
Издательства «Просвещение» и
900igr.net
Книги М. Мещеряковой
«Литература в таблицах и схемах»
Смирнова ТГ
СТГ
English     Русский Правила