Воображение и индивидуальное творчество.
3.82M
Категория: ПсихологияПсихология

Воображение и индивидуальное творчество

1. Воображение и индивидуальное творчество.

Максимова Полина Максимовна
группа Д-102

2.

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе
ранее сформированных представлений. Процессы воображения имеют аналитикосинтетический характер. Его сущность составляет процесс преобразования представлений,
создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение
реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если
придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении
выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из
прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества
фактов.
Существует несколько форм синтезирования образов:
1. агглютинация-«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств,
свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);
2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением
предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением
(дракон с 7 головами);
3. заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);
4. типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в
однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

3.

Функции воображения.
- Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не
известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает
процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.
- Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод,
ситуацию, скорректировать её детали.
- Воспитательная функция. Выступает при намеренном создание на уровне фантазии и
последующей реализации тех или иных качеств человека.
- Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя
в том качестве, которого ему не достаёт в реальности : сильным, находчивым, успешным (
Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в
классе)
- Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям.
(Писатель при написание книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при
условии, что она не будет издаваться).

4.

Виды воображения
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и
репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному
желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение
включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда
направлено на решение творческой или личностной задач.
- Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для
человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в
самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая
материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен
представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь
определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они
недостаточны, то и представления могут быть искажены.
- Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и
которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы
творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

5.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется
чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его
способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения
- это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным
препятствием для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.
Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.
- Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события,
предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может
мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей
воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано
на события прошлого.
- Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе
образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
- Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

6.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В
образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не
осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения
направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытиснение
отрицательных эмоций и аффектов. Пассивное воображение делится на произвольное
(мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).
- непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые
возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение
интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое
непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения
являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых
впечатлений.
- произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в
результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно
конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом
в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова
она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше
напоминает восприятие или память, чем творчество.

7.

Роль воображения в творчестве
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение
особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение,
достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно
выражает его в образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения
в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения
выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения
внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание
художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного
содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы
уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания.
Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую
ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной
реальности.

8.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со
всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология
творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном,
литературном, художественном и т.д. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов
творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной
проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
4. Проверка.
Творческие образы создаются с использованием целого ряда приемов, среди которых
творческий синтез (комбинирование), соединение частей, присущих разным объектам
(агглютинация), усиление или подчеркивание отдельных качеств объекта (акцентуация),
намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека (утрирование),
преувеличение или приуменьшение, создание образов - носителей определенных идей и
мировоззрений (типизация) и др.

9.

Разновидностями образов творческого воображения являются фантастические образы, к
которым относятся образы религиозно-мистической фантастики, сказочно-фантастические
образы, научно-фантастические образы.
Выделяют следующие характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность,
контролируемость, степень активности образов.
1. Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении,
в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его
столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости,
отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость
детского воображения. Маленькие дети даже путают фантастические образы своего
воображения с действительными событиями и персонажами.
2. Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их
приближенность к реальным объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Так, для
одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не
выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того,
насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Естественно, что у
лиц, которым трудно даже мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе
что-нибудь необычное, взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и
рутины, не выходят за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

10.

3. Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность изменения
содержания процесса воображения, влияния на отдельные параметры образов воображения
(их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая
контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.
Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся
образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к
нему появляющиеся у них ассоциации.
Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее
фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в
грезы.
4. Степень активности образов. Степень активности определяется возможностью образов
воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения.
Эмоциональная насыщенность образов повышает активность. Подтверждением могут служить
различные невротические страхи, которые замещают реальные события их проигрыванием в
своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают
мечты, идеалы, фобии, наименьшей - грезы, эротические фантазии. Активность образов
воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет
определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот
же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и
незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является
индивидуальной характеристикой.

11.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой
оперирует воображение человека.
Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с
устойчивостью данного процесса. Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем
чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является
вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость
мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту
наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным
образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы.
Воображение также определяется областью профессиональной деятельности и
доминирующими потребностями человека. Направленность личности как бы создает очаги
повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные
представления личности. В качестве индивидуальной особенности воображения может
служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные,
двигательные и т.д.).

12.

Воображение в процессе деятельности педагогов
Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) —
это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в
воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что
из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств
воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами
деятельности имеет особое значение для работы учителя.
Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем
содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются
через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в
содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность
умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать
работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие
перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к
распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе
определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, с помощью
которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько
способностей.
В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят :
1) педагогическую наблюдательность;
2) педагогическое воображение;
3) требовательность как черту характера;
4) педагогический такт;
5) организаторские способности;
6) простоту, ясность и убедительность речи.

13.

Роль воображения в деятельности музыкантов
В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение.
Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании
художественных образов. Активность воображения, его творческая особенность имеют
ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых
музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки
музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество
произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п.
Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно в виде: записанных
композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот;
взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех
этих видах деятельности – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно
присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная
музыкальная деятельность.
При создании музыкального произведения, композитор пользуется воображаемыми звуками,
продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие
чувства и мысли в момент создания музыки.
Когда исполнитель начинает работать над текстом, предоставленным ему композитором, то
основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое
мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр.
Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель
чувствует и понимает образ музыкального произведения.
Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его
внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и
ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с богатым
жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального
опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но
мало переживающий.

14.

Список литературы:
Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.:Просвещение. 1995.- 576с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989.
English     Русский Правила