29.61M
Категория: ИскусствоИскусство

Модерн. 1880-1914

1.

Модерн
1880-1914

2.

Предпосылки возникновения:
Конец 19 в усталость от идей романтизма
От историцизма, цитат искусства прошлого
Глоток свежего воздуха
Новые архитектурные формы
Стирание границ между жанрами искусства
Возрождение культуры ремесел
Научно-технический прогресс
Индустриализация
Соединение искусства и технологий

3.

Уильям Моррис, Джон Рескин
Искусство может изменить мир к лучшему
Протест на промышленною революцию,
стиравшую
Индивидуальность
Масштабным безвкусным низкокачественным
продуктам должны
Противопоставляться продукты традиционных
ремесел,
Которые нужно сделать основой производства
Джон Рескин
Негативное влияние промышленной
революции на
Эстетические и нравственные
ценности общества
Мечта о средневековой модели
производства

4.

человек равно как и все
общество в целом
может стать лучше если
будет существовать в
эстетически приятной
среде, если вся его
повседневность будет
наполнена вещами не
только утилитарными, но
и приятными глазу —
наполненными
красотой.

5.

Модерн (фр. modern —
новый) — художественный стиль
в искусстве, который возник
на излете XIX века и царил
вплоть до начала Первой
Мировой войны. Его
характерные черты —
декоративность, плавность
линий и округлость форм,
их гибкость и текучесть. Также
в модерне вы найдете обилие
орнаментов и украшений,
внимание к растительным,
природным мотивам, а фигуры
будут плоскими, как
на плакатах и витражах.
Густав Климт Поцелуй. 1908—1909

6.

Сюжеты : аллегории и фантазии: дамы (даже
реальные прообразы на портретах)
олицетворяют богинь, а действо — словно
декорация или застывшая сцена театральной
пьесы, основанной на мифах и легендах,
романтичных и мистических историях
и фантазиях. Даже второстепенные детали
картин порой имеют глубокое значение: узор
из бутонов — символ новой жизни.
орнаментальность
Альфонс Мария Муха – Зодиак, 1896

7.

Типичный «модерновый» образ —
томная красотка в струящемся
наряде, в переплетениях ветвей,
цветов и узоров словно из кельтской
или греческой мифологии,
с мотивами Ренессанса, готики, а то
и в японском или египетском стиле.
- Необычные растения: чертополох, мак (сон, спокойствие),
ирис(величие), роза( стала геометричной)
-Животные : улитки, павлины, ящерецы, львы, совы
Все эти детали приковывают внимание
Альфонс Мария Муха – Саламбо, 1896

8.

Одной из основных
целей ар-нуво было
разрушить
традиционное различие
между
изобразительным
искусством (особенно
живописью и
скульптурой) и
прикладным
искусством. Наиболее
широко он
использовался в
дизайне интерьера,
графике, мебели,
стекле, текстиле,
керамике, ювелирных
изделиях и изделиях из
металла.
Эктор Гимар
Арка входа в Парижское метро

9.

Архитектура
Модерн появился в
Брюсселе,
архитектор Виктор
Орта.
Линия модерна«удар бича»
Здание- холст,
Единый организм,
Не симметричный

10.

-
Признаки:
Вдохновление природой
Уникальность каждого здания
Окна разных форм и размеров
Внимание к деталям
Женские образы
По пути во Францию Гимар
повторял слова Орта: «…брать не
цветок, но его стебель» - и вскоре
переработал все свои текущие
проекты с духе криволинейного
модерна. Пластичные линии,
похожие на побеги, изящные
плетения, завихрения, изгибы и
волны
Металлические решетки, спроектированные
Гимаром.

11.

Модерн охватил практически
одновременно разные страны,
называясь по-разному
и представляя ярких творцов:
«сецессион» (Secessionsstil
Австрия, Густав Климт),
«тиффани» (США, Л.К.
Тиффани — да-да, тот самый
творец узорно-«витражных»
абажуров), «ар-нуво» (art
nouveau, Франция, Эктор Гимар),
«Югендстиль» (Jugendstil
Германия, по названию журнала
1896 г. р., Франц фон Штук)
«модерн стайл» (modern style
Англия, Одри Бердслей), «стиль
либерти» (Италия), «модернизмо»
(Испания, Антонио Гауди),
«Nieuwe Kunst» (Нидерланды)
и даже… «еловый стиль»

12.

Антонио Гауди создал
уникальные по своей
красоте и форме
строения. Авангардный
подход к делу сделал
мастера ключевой
фигурой в архитектуре
модерна. Более того, с
его подачи в Испании
стиль ар-нуво получил
особое развитие. Хотя
большинство зданий Гауди
находится в Барселоне,
влияние его творчества
можно отыскать в разных
уголках Европы.
Дом Бальо

13.

В доме Бальо практически нет
прямых линий, а пестрый
экстерьер с причудливыми
балконами не может не
притягивать любопытные взгляды
прохожих. Особое внимание
Гауди уделил деталям – это
мерцающие витражи,
созданные светотени, плавный
переход оттенков в мозаиках.

14.

Саграда Фамилия или Храм Святого
семейства – самый важный и
амбициозный проект, которому
Антониио Гауди посвятил 42 года
своей жизни. Как и другие работы
архитектора, храм отличается
природными формами,
замысловатыми деталями, буйством
цвета. При проектировании Саграда
Фамилия Гауди применял такие стили,
как модерн, готическое возрождение,
ориентализм.
строительство Храма Святого
Семейства не могут окончить вот уже
134 года.

15.

Внутри храма также
прослеживается подражание
природе: своды, которые
достигают 60 м в высоту,
разветвляются к потолку и
создают конструкцию,
повторяющую лесные
пейзажи.
Гауди как и другие представители модерна,
мастерски использовал железобетон, много
работал с конструкциями, превращая их в
художественные элементы, яркий пример —
параболические арки. В архитектуре Гауди
преобладают естественные и природные формы.
Сегодня мы воспринимаем железобетон как
урбанистическую составляющую, но в руках
Гауди он превращался в растительные образы.

16.

17.

Северный модерн
- Натуральные материалы ,
красный гранит, камень
- Природные северные
орнаменты, папоротник,
грибы, северные животные
- Совы
- Лаконичность, вписывается в
архитектурный ансамбль
Архитектор Федор Лидваль
Дома на Каменноостровском проспекте
Толстовский дом, Фонтанка

18.

Доходный дом Иды Лидваль

19.

Внимание к деталям, все уникально

20.

толстовский
дом

21.

Много
разных
окон

22.

Дом Бажанова
1907
Архитектор
П.Ф.Алёшин

23.

Майоликовый камин,
дом Бажанова, работы
Михаила Врубеля (1898)

24.

25.

Витебский (бывший Царскосельский) вокзал

26.

Появились металлические конструкции
Что позволяло перераспределять нагрузкуогромные окна

27.

28.

Дом Бубыря
Архитектор: Бубырь
Дата постройки: 1906-1907
Адрес: улица Стремянная 11

29.

Дом компа́нии «Зи́нгер»
1902—1904 годы
Павел Сюзор

30.

Уникальность стиля :
он охватывает всю сферу
искусств: от изобразительного
и дпи и архитектуры. Лампы,
ювелирка, мебель, лики на
фасадах в округлом плетении
орнамента… Являясь во многом
«сконстурированным»
направлением, модерн был
задуман творцами специально
с намерениями сделать жизнь
в искусстве красивее, чем
в реальности.
Да и обыденность под новые
стандарты подтягивать: даешь
среднему классу, потребителю
появившихся на рынке
«серийных» изделий
производств, не хаос эклектики,
а единый стиль и гармонию.
Еще и на «природной» основе!

31.

Лампа Тиффани
Лампа от Тиффани это тип лампы с
абажуром из
выпуклого стекла,
разработанный
Луисом Комфортом
Тиффани или его
коллегами и
изготовленный в его
дизайн-студии.
Стекло в абажурах
собрано с
использованием
техники медной
фольги вместо
свинцовой,
классической
техники для витражей.
Лампы с неправильной верхней и нижней каймой
имеют ажурный край кроны, который помогает
имитировать ветку, дерево или кустарник.

32.

Мебель

33.

Керамика
Мозаика

34.

Изобразительное искусство
скульптура
Отличительные черты
скульптуры эпохи модерна возвращение к "природным"
линиям, текучесть и
динамизм форм, внутренняя
энергия. Скульптура
модерна декоративна, она
призвана украшать
пространство, подчинять его
единому ритму,
гармонировать с
индустриальным обществом,
одновременно с этим,
заставлять человека
погружаться в размышления,
будить фантазию.
Огюст Роден

35.

Огюст Роден (Auguste Rodin;
родился 12 ноября 1840 — умер
17 ноября 1917 гг.) — самый
яркий и неординарный
представитель стиля модерн,
творивший на стыке XIX-XX
веков. Виртуозный французский
мастер Огюст Роден вполне
заслуженно был признан
смелым новатором и
основателем современной
скульптуры. Его работы часто
критиковали, от них
отказывались заказчики, их
затягивали в громкие скандалы.
Но Роден продолжал творить,
будто вдыхая в камень живую
энергию и пластику
человеческого тела.
Огюст Роден. «Поцелуй», 1889

36.

Любил рисовать с
детства, при поддержке
сестры поступил в
худ.школу.
Три раза Огюст Роден
пытался получить высшее
художественное
образование, сдавая
экзамены в парижскую
Школу изящных искусств,
но все три раза
неудачно. Поэтому он
пошел работать
ремесленником.
Сначала подмастерьем,
потом декоратором и
скульптором.
Огюст Роден. «Шагающий», 1877

37.

Он творил, когда в искусстве господствовали:
реализм; символизм; импрессионизм;
романтизм.
Но себя никогда не причислял ни к одному из
существующих стилей. Обычный ремесленник
переродился в гения скульптуры, передавая через
камень и бронзу всю палитру человеческих
эмоций, энергетику и динамику движений.
При жизни заслужил признание публики,
заработал вполне приличное состояние и
завещал все свои работы государству.
Огюст Роден. «Мыслитель», 1880-1882

38.

Впервые термин
«ар-нуво» появился
во французском
журнале
«Современное
искусство» («L'Art
Moderne») в 1881 г.
— речь шла
о круге
художников: А. Ван
де Велде, В. Орта,
Э. Грассе, Э.
Гимаре.
Влияние японских гравюр
импрессионисты, осваивали
японский стиль. Эдгар Дега, Поль
Гоген, Эдуард Мане, Анри де ТулузЛотрек, Винсент Ван Гог взяли
на вооружение изгибы, растительный
декор и «плоские» контуры. А если
вспомнить, что чешский художник
Альфонс Муха в то же время учился
в Париже, и, что интересно, делил
квартиру с Ван Гогом — история
модерна обретает новый поворот.
Герман Обрист - швейцарский скульптор
работавший в стиле модерн. Создатель
знаменитой вышивки "Красный цикламен" или подругому "Удар бича" (1895 год). Этот термин
появился благодаря узору на вышивки шелкового
гобелена. Узор выделялся вычурным росчерком
стеблей, который один из критиков сравнил с
"яростным изгибом обрушивающегося бича".

39.

Густав Климт (1862-1918)
– австрийский художник,
один из
основоположников
европейского модерна.
Сын гравера и ювелира,
с детства выбрал
художественную
карьеру. Он получил
академическое
образование в Вене и
достаточно долго писал
в соответствии с его
канонами.
В конце 90-х годов XIX века в его творчестве
начинается так называемый «золотой» период.
Произведения этого периода, написанные с
использованием настоящего сусального золота,
стали самыми знаменитыми и дорогими
работами мастера.
Густав Климт – Юдифь I
1901

40.

Характерные
особенности стиля
модерн:
-изогнутые четкие линии,
отсутствие прямых углов;
-природно-органические
формы;
-декоративные элементы,
выступающие частью
сюжета;
- плоскостной рисунок;
-пастельная цветовая
гамма с одним
доминирующим тоном;
-равноценность
изображения и фона.
Густав Климт – Панно для столовой дворца
Стокле: Ожидание - Древо жизни - Свершение
1905-11

41.

- Стремление сделать
искусство частью
повседневной жизни
- Будущие элементы
интерьера
- декоративность
Живописцев и графиков прежде
всего интересовали персонажи,
открыто проявляющие свои чувства.
Переполненные эмоциями юные
герои, охваченные страстью
прекрасные женщины — часто
встречающиеся мотивы в
творчестве художников. Однако в
любовном томлении и в
экстатических порывах нередко
прослеживаются ущербность,
надлом, бессилие перед стихией,
характерные для искусства
декаданса.
Густав Климт – Водяные
змеи I
1906

42.

Альфонс Муха
(1860-1939)
чешский
художник и
дизайнер, один из
ярчайших
представителей
стиля ар-нуво.
Альфонса Муху,
которого еще при его
жизни нарекали
гениальным художником,
сейчас называли бы
скорее гениальным
дизайнером. Художник
достиг такого уровня
мастерства в стиле арнуво, что его какое-то
время даже называли
«стилем Мухи».

43.

44.

45.

Уильям Моррис (24 марта 1834 - 3
октября 1896) – английский художник,
писатель и переводчик. Известен тем,
что первым охарактеризовал свою
профессию словом «дизайнер».
При жизни Уильям Моррис более всего
прославился как поэт, романист, а также
как дизайнер обоев и тканей.
Много лет своей жизни Моррис отдал на
возрождение традиций изготовления
британских текстильных изделий и методов
их производства, и сам освоил множество
ремесел.
Он стремился защитить природу от
последствий загрязнения в век
индустриализации.
Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в
основу которых легли природные мотивы,
стали предвестниками стиля модерн, а
обои и ткани по его рисункам выпускают
до наших дней.

46.

Как считал художник, «любое
украшательство
бессмысленно, если оно
не вызывает приятных
воспоминаний».
«Не лучше ли иметь обои или
шторы, навевающие мысли
о лугах Пикардии или
виноградных лозах в вашем
саду, чем унылые ряды
фальшивых цветочков
и листочков, которые
остается только
пересчитывать от скуки?»

47.

«Не держите в своих домах
то, что вы не считаете
полезным или прекрасным».

48.

Обри Бердслей (1872-1898) –
британский художник, получивший
известность благодаря своим
гравюрам.
Бердслей с детства страдал от
туберкулеза и прожил всего 25 лет.
Благодаря матери, художник в
раннем возрасте увлекся музыкой и
живописью, публиковать свои первые
работы начал еще во время учебы в
школе.

49.

50.

В России модерн — первый
«буржуазный», купеческий
стиль, с цитатами
от Ренессанса
до классицизма, щедро
сдобренный символизмом
и любованием природой,
столь милой русской душе.
Художники-эстеты
объединения «Мир
искусства» с Бенуа,
Сомовым, Серебряковой,
Бакстом, сказочники
Васнецов и Билибин, мистик
Врубель, портретист Серов,
пейзажист Левитан —
модерн в России многолик.

51.

Лев Самойлович Бакст
(1866 1924 гг.) был
российским художником
XIX-XX вв., ярким
представителем
модерна. Творчество Льва
Бакста очень
многогранно: он писал
портреты, пейзажи,
создавал книжные
иллюстрации,
театральные декорации,
эскизы костюмов. Картины
мастера завораживают
техникой, достоверностью
передачи состояния
персонажа.
Лев Бакст. Эскиз декорации к балету
«Послеполуденный отдых фавна», 1911

52.

«Ужин» (1902) — портрет представляет собой
версию на тему прекрасной незнакомки,
популярную в то время. Чуть скучающая, но
экстравагантная дама с бледным лицом сидит за
столом. Красивый абрис фигуры в черном —
любимые линии модерна.

53.

«Древний ужас» (1908) — Бакст
изображает разрушение
мира, и над этим бедствием
возвышается статуя античной
богини с загадочной улыбкой. В
ее облике чувствуется
мудрость, которая не погибнет.

54.

Виктор Михайлович Васнецов
(1848 г —1926 г.) — русский
живописец и архитектор XIX-XX
веков, который первым возвел
сказочный жанр в ранг
высокого искусства и стал
ярким представителем
неорусского стиля. Картины
Виктора Васнецова — это
мастерски исполненное
воплощение фольклорных
образов, взятых из преданий,
сказок и былин. Творчество
художника прошло
масштабную эволюцию от
академизма и реализма в
ранних работах до модерна
начала XX века, который виден
в поздних произведениях
автора.
Виктор Васнецов. «Автопортрет», 1873

55.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1878

56.

Виктор Васнецов. «Ковер-самолет», 1880

57.

Си́рин [от греч. seirēn, ср.
сирена] — птица-дева. В
русских духовных стихах она,
спускаясь из рая на землю,
зачаровывает людей пением, в
западноевропейских легендах
— воплощение несчастной
души. Происходит от греческих
сирен. В славянской
мифологии чудесная птица, чье
пение разгоняет печаль и тоску;
является лишь счастливым
людям. Сирин — это одна из
райских птиц, даже самое ее
название созвучно с названием
рая: Ирий. Однако это отнюдь
не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная
сила, посланница властелина
подземного мира.
Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост», 1896
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских
средневековых легендах райская птица-дева бога солнца
Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост
пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую
жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в
глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение
Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает

58.

«Иван-царевич на Сером
Волке», 1889. В этом
произведении явно чувствуется
влияние модерна: видна
характерная для этого течения
высокая детализация,
цветочные мотивы, изящество
рисунка и приглушенные цвета.

59.

«Богатыри», 1898.
Настоящий венец
творчества Васнецова,
над которым автор
работал почти двадцать
лет.

60.

«Аленушка», 1881. Игорь Грабарь называл эту
знакомую всем с детства картину одной из
лучших во всей русской живописи.

61.

Михаил Александрович
Врубель
(5 (17) марта 1856,
Омск — 1 (14) апреля
1910, Санкт-Петербург)
- русский художник, чье
самобытное
творчество, близкое к
стилю живописи
"модерн", сочетало в
себе яркую
декоративность
формы с
драматичным,
трагичным
содержанием,
визуальную роскошь - с
мрачными,
тревожными
настроениями картин и
рисунков.
Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890

62.

Михаил Врубель.
«Шестикрылый
Серафим», 1904

63.

Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900

64.

Иван Яковлевич
Билибин (18761942)
— великий
русский художник
конца XIX —
первой половины
XX века, книжный
иллюстратор и
театральный
декоратор,
великолепный
мастер
графических
образов и
монументальной
живописи.
Иван Билибин.
Иллюстрация «Баба
Яга», 1900

65.

Иван Билибин. Иллюстрация «Иван-царевич и
Царевна-лягушка», 1930

66.

Иван Билибин. Иллюстрация «Вольга», 1902

67.

Иван Билибин. Иллюстрация «Сказка об Иванецаревиче, Жар-птице и Сером волке», 1899
English     Русский Правила