1.09M
Категория: ФилософияФилософия

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше

1.

Фридрих Вильгельм Ницше
КОСТАРЕВ ДЕНИС
ПОНОМАРЁВ ЕВГЕНИЙ 325-ХК

2.

1 Краткая биография

3.

Ницше начал свою карьеру как классический филолог. В 1869 году в
возрасте 24 лет он стал самым молодым человеком, когда-либо занимавшим
кафедру классической филологии Базельского университета. Ницше ушёл в
отставку в 1879 году из-за проблем со здоровьем, которые преследовали его
большую часть жизни. Он завершил большую часть своих основных работ в
следующем десятилетии. В 1889 году в возрасте 45 лет у него случился
первый апоплексический удар, а затем он был помещён в психиатрическую
больницу. Остальные годы он прожил на попечении матери до её смерти в
1897 году, а затем со своей сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше. Ницше умер в
1900 году.

4.

Философские взгляды Ницше включают радикальную критику понятия
«истина» в пользу перспективизма; генеалогическую критику религии и
христианской морали и родственную теорию морали господина и раба;
эстетическое утверждение жизни в ответ как на «смерть Бога», так и на
глубокий кризис нигилизма; понятие аполлонических и дионисийских сил.
Он также разработал концепции воли к власти, сверхчеловека, доктрину
вечного возвращения. В своих поздних работах он всё больше интересовался
творческими способностями человека преодолевать культурные и моральные
устои в поисках новых ценностей и эстетики.

5.

После смерти Ницше его сестра Элизабет стала хранителем и редактором его
рукописей. Она отредактировала его неопубликованные работы, чтобы они
соответствовали её немецкой ультранационалистической идеологии, часто
противореча или запутывая идеи собственно Ницше, который был явно
против антисемитизма и национализма. Благодаря её редактуре работы
Ницше стали ассоциироваться с фашизмом и национал-социализмом.

6.

2 Философия Ницше
Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность
воли, истину как единое основание мира, возможность рационального
обоснования поступков.

7.

Афористичность философии Ницше
Будучи классическим филологом по образованию, Ницше большое внимание
уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу
выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю
к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его
философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение
состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины
подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое
изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить
в прогулках, что лишало его возможности последовательного
конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения
накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые
листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма
следует отнести также к осознанному выбору философа, считая результатом
развития его убеждений.

8.

Здоровое и упадочное
В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности,
построенное на метафизике «становление бытия», а не данности и
неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи
действительности более не может считаться онтологическим основанием
мира, а становится лишь частной ценностью[29]. Выходящие на первый
план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию
задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как
упадочные представляют болезнь и разложение. Всякий знак уже есть
признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся
событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет
обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает
попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в
качестве самих собой разумеющихся.

9.

Дионис и Аполлон. Проблема Сократа
Источник здоровой культуры Ницше усматривал в сосуществовании двух начал:
дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную,
роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни,
возвращающую человека к непосредственной гармонии мира и единству всего со
всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью
сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг
друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В
рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению
древнегреческой трагедии, на материале которой Ницше и разворачивает картину
становления культуры. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше
заострил внимание на фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения
и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом,
Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический
схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса
культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов.

10.

Смерть Бога. Нигилизм
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных
философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату
доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, то есть
нигилизм, проявившийся в западноевропейской философии и культуре.
Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа
христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру.
Смерть Бога проявляется в охватывающем людей ощущении бездомности,
осиротелости, потери гаранта благости бытия. Старые ценности не
удовлетворяют человека, так как он ощущает их безжизненность и не чувствует,
чтобы они относились конкретно к нему. «Бог задохнулся в богословии,
нравственность — в морали», — пишет Ницше, они стали чужды человеку. В
результате возрастает нигилизм, который простирается от простого отрицания
возможности хоть какой-либо осмысленности и хаотического блуждания в мире
до последовательной переоценки всех ценностей с тем, чтобы вернуть их на
службу жизни.

11.

Вечное возвращение
Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное
возвращение: постоянство в вечности обретается через повторяющееся
возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность[31]. В
таком рассмотрении на передний план выходит вопрос не о причине сущего, а о
том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим. Своеобразной
отмычкой к этому вопросу служит представление о воле к власти: возвращается
такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало предпосылки
для возвращения.
Этической стороной вечного возвращения является вопрошание о
сопричастности (или со-принадлежности) ему: так ли ты проживаешь текущий
момент, чтобы желать вечного возвращения того же самого. Благодаря такой
постановке каждому мгновению возвращается мера вечного: ценно то, что
выдерживает испытание вечным возвращением, а не то, что изначально в
перспективу вечного может быть помещено. Тем, кто вечное возвращение готов
принять, является сверхчеловек.

12.

Сверхчеловек
Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего
существования, который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом.
Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё
онтологическое оправдание. В противоположность ему, последний человек
представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении
своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных
условиях.

13.

Воля к власти
Воля к власти есть организующий принцип всего живого и, шире,
существующего. Переводимый также как воля к мощи, этот принцип
утверждает творческий характер становления, в котором разрозненные
факты бытия обретают единую меру существования. При этом, воля к власти
не есть произвол или насилие над сущим, но только желание исполнить
элементарный долг жизни — мочь.

14.

3 Основные произведения
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872)
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876)
«Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und
der Schriftsteller, 1873)
«О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für
das Leben, 1874)
«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
(Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
«Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879)
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880)

15.

«Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887)
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach
Zarathustra, 1883—1885)
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von
Gut und Böse, 1886)
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral,
1887)
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung,
1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том,
как можно философствовать с помощью молотка»
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
«Воля к власти»
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
(Morgenröte, 1881)
English     Русский Правила