33.25M
Категория: ЛитератураЛитература

И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость

1.

Литература конца XIX века
И. А. Гончаров «Обломов».
Полнота и сложность
образа, его внутренняя
противоречивость

2.

Сегодня мы:
1
Поговорим о характере Ильи
Обломова.
2
Узнаем, почему критики до сих пор
трактуют этот образ по-разному.
3
Порассуждаем
о противоречиях обломовского
характера.

3.

Роман И. А. Гончарова
«Обломов» вышел в 1859 году
на страницах журнала
«Отечественные записки».

4.

Полемика вокруг
романа «Обломов»
Читатели и критики обсуждали его, спорили.
Критические статьи появлялись одна за другой.
И основным предметом спора стали образы
героев романа: Обломова, Штольца, Ольги
Ильинской.

5.

Что непонятного в Обломове,
который всё время лежит на диване?
В чём причина апатии Обломова?

6.

«Лень и апатия Обломова происходят не
столько от воспитания, как от негодности
самой его натуры, от мелкости умственных
и душевных сил...»
Александр Милюков

7.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
Николай Добролюбов доказывал, что корень
апатии Обломова надо искать в среде.
Вину за обломовскую бездеятельность критик
возложил на крепостнический строй, который
сделал из шустрого любознательного
мальчишки ленивого барина.

8.

Многие критики бичевали обломовскую
лень, как страшный порок.

9.

«Никакая “положительная” деятельность
в России не может выдержать критики
Обломова: его покой таит в себе запрос
на высшую ценность, на такую деятельность,
из-за которой стоило бы лишиться покоя».
Михаил Пришвин

10.

Николай
Добролюбов
Юрий
Лебедев
Обломов
Онегин
Печорин
Иванушка
Илья Муромец

11.

Простой цельный характер таких
противоречивых оценок вызвать не
может.
А в чём заключаются противоречия
обломовского характера?

12.

Композиция романа
И. А. Гончарова «Обломов»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» состоит
из 4 частей.
Знакомство с характером Ильи Обломова
полностью занимает 1-я часть романа.

13.

Гости Обломова
В начале романа Обломову около 32 лет, он
закончил университет, пару лет прослужил,
а потом бросил службу.
Почему?
Неужели из-за банальной лени?
Ответить на этот вопрос помогут гости
Обломова.

14.

Господин Волков воплощает в себе светскую жизнь.

15.

16.

Волков
На службе Волков только числится, посещая
работу только пару раз в неделю.
Его жизнь проходит впустую, и Обломов это
видит.
«Где же тут человек? На что раздробляется
и рассыпается?»

17.

18.

Судьбинский
Второй гость Обломова, его бывший сослуживец
Судьбинский, занят карьерой и службой.
Он старается заработать все возможные награды
и премии и достиг больших успехов.
Почему Обломова такая жизнь не прельщает?

19.

«И слеп, и глух, и нем для всего остального
в мире. А выйдет в люди, будет со временем
ворочать делами и чинов нахватает...
У нас это называется тоже карьерой!
А как мало тут человека-то нужно: ума его,
воли, чувства — зачем это? Роскошь!
И проживёт свой век, и не пошевелится
в нём многое, многое...»
Обломов

20.

Судьбинский напрасно растрачивает свою
жизнь на бессмысленную возню с бумагами.

21.

А в чём же может реализоваться и
ум, и воля, и чувство человека?

22.

Пенкин
В XIX веке общественную роль литературы
и журналистики признавали крайне важной.
Литература будила умы, бередила сердца,
агитировала, поучала.
В разговоре с литератором Пенкиным
мы впервые видим Обломова с горящими
глазами, «воспламенившимся»
и вдохновенным.

23.

В. Маковский. Рыбачки
Приверженец реализма Пенкин считает, что
современному писателю «нужна одна голая
физиология общества».

24.

Обломов считает, что писать
надо не только умом,
но и сердцем.
Он верит, что любой человек
достоин сострадания и несёт
в себе высшее начало.

25.

Без любви к человеку литературный натурализм
Пенкина бессмысленный и мёртвый.

26.

27.

«Вечная беготня взапуски, вечная игра
дрянных страстишек, особенно жадности,
перебиванья друг у друга дороги, сплетни,
пересуды, щелчки друг другу,
это оглядыванье с ног до головы;
послушаешь, о чём говорят, так голова
закружится, одуреешь. Скука, скука, скука!..
Где же тут человек? Где его целость?
Куда он скрылся, как разменялся на всякую
мелочь?»

28.

Всех троих гостей Обломов считает несчастными,
потому что одна только мысль о движении
и необходимости работать вызывает у Обломова ужас.

29.

«Жизнь в его глазах разделялась на
две половины: одна состояла из труда
и скуки – это у него были синонимы;
другая – из покоя и мирного веселья».
Иван Гончаров

30.

Обломов – идейный
затворник?
Затворничество Обломова несправедливо
списывать только на одну лень.
И так же несправедливо оправдывать его
только лишь «запросом на высшую ценность»
и отрицанием светской суеты и буржуазного
делячества.

31.

32.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
С одной стороны, Обломов бездельник,
который целыми днями лежит в грязной
комнате.
С другой стороны, Илья Ильич очень тонкий,
умный человек с обострённым чувством
прекрасного.
Он философ по складу характера.

33.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
При внешней бездеятельности у Обломова
очень бурная внутренняя жизнь.
Он постоянно мечтает, размышляет,
анализирует.
В беседе он показывает глубину суждений,
которая впечатляет даже Штольца, который
называет Обломова философом.

34.

Обломов приветливый, добрый,
мягкий, чуткий человек.

35.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
Обломов притягивает к себе людей.
Тарантьев и Алексеев ходят угощаться за его
счёт.
Но есть ещё крайне занятые Пенкин,
Судьбинский и Волков, которым дружить с
Обломовым невыгодно.
Судьбинский, который служил вместе с
Обломовым очень давно и совсем недолго,
навещает Обломова.

36.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
Пенкин ценит ум и талант Обломова.
Он прямо заявляет, что Обломову нужно стать
писателем.
Светский человек Волков ценит деликатность
и обходительность Обломова.

37.

38.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
Обломов – талантливый, умный и чуткий
человек, который не хочет растрачивать жизнь
впустую.
Но именно так жизнь Обломова и прошла.
И Обломов это понимает.
Он не наслаждается покоем, его мучают
угрызения совести.

39.

«Всё я чувствую, всё понимаю:
мне давно совестно жить на свете!»

40.

Как же случилось, что Обломов не
смог реализовать свой потенциал?

41.

Как же случилось, что Обломов не
смог реализовать свой потенциал?
Ответ находится в главах,
посвящённых детству Обломова
и жизненному укладу Обломовки.

42.

Н. Добролюбов считает,
что Обломова загубила среда.

43.

Детство Обломова
В детстве Обломову запрещали шалить
и исследовать мир.
В нём убивали самостоятельность, не давая
делать что-то самому.
Обломов постепенно проникался вялым
и ленивым укладом жизни Обломовки.
Родители Илью Ильича обожали.

44.

Детство Обломова
Главным для родителей Обломова было,
чтобы их сын не напрягался.
Он и учился так, как они хотели:
не прикладывая усилий, только чтобы
получить аттестат.
В итоге Обломов стал не способным на
самостоятельное действие, безвольным
и ленивым человеком.

45.

46.

Детство Обломова
Николай Добролюбов заметил созависимость
этих персонажей.
Захар – крепостной Обломова, по сути, его раб.
Но в то же время сам Обломов находится в
рабстве у Захара, потому что без него не
способен даже найти носовой платок или
одеться.

47.

Обломов и Захар
Ленивы, сильно любят поспать и поесть.
Ненавидят перемены.
Захар не желает расставаться со своим
заношенным до дыр сюртуком, так же как
Обломов не вылезает из своего любимого
халата.
Сонная жизнь патриархальной Обломовки
видится идеальной.

48.

Вещи Обломова
Характер Обломова раскрывается не только
в отношениях с окружающими людьми,
но и в окружающей обстановке.

49.

50.

Вещи Обломова
Характер Обломова раскрывается не только
в отношениях с окружающими людьми,
но и в окружающей обстановке.
Халат и мягкие домашние туфли, в которые он
попадает ногой сразу же, показывают
расслабленность героя, его любовь к привычному
комфорту.

51.

Когда Штольцу удаётся поднять друга
с дивана, Обломов промахивается
ногой мимо туфли.
И от этой мелочи он тут же теряется
и садится снова.

52.

Вещи Обломова
Халат – вещь ещё более знаковая.
С любимым халатом Обломов расстаётся,
когда встаёт с дивана благодаря Штольцу
и Ольге Ильинской.
Обломов сам сознаёт символичность
любимой вещи.

53.

«Идти вперёд – это значит вдруг
сбросить широкий халат не только
с плеч, но и с души, с ума».

54.

Внутренняя борьба Обломова,
обломовский вопрос, который для
героя был глубже гамлетовского,
передаётся не в пламенных речах
или отчаянных поступках.
Внутренний конфликт проявляется
в разладе Обломова с привычными,
комфортными, любимыми вещами.

55.

Неоднозначность образа
Ильи Обломова
В характере Обломова сочетается
смешное и трагическое, нелепое
и прекрасное.
Нерешительность, беспомощность, лень
и барские замашки сочетаются
с добротой, гуманностью, голубиной
нежностью и чистотой души, о которой
говорит его друг Штольц.

56.

Иван Гончаров создал живой характер,
неоднозначный, полный внутренних противоречий.

57.

Гончарова часто упрекали в том,
что он создал непонятного героя.

58.

«А читатель на что? Разве он олух
какой-нибудь, что воображением
не сумеет по данной автором
идее дополнить остальное?
Разве Печорины, Онегины…
досказаны до мелочей?»
Иван Гончаров

59.

«Задача автора – господствующий
элемент характера, а остальное –
дело читателя».
Иван Гончаров
English     Русский Правила