43.89M
Категория: КультурологияКультурология

Региональные особенности общественной архитектуры Китая

1.

МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет «Школа архитектуры, дизайна и
искусств»
Кафедра «Архитектура»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: «Региональные особенности общественной
архитектуры Китая»
Дисциплина(модуль) «Технологии и региональные особенности
архитектурного проектирования»
Выполнил: ст.гр. ША-52 Соколова
М.И.
Преподаватель: Пименова Елена
Валерьевна
г.Ростов-на-Дону
2022 г.

2.

СОДЕРЖАНИ
Е
1. Введение
2. Основные отличительные особенности архитектуры Древнего
Китая
3. Особенности архитектуры древнего Китая
4. Пять традиционных элементов китайской архитектуры
5. Культовая архитектура Древнего Китая
6. Архитектура Китая сер. 18 – сер. 19 вв.
7. Архитектура Китая конца 19-го века
8. Архитектура Китая 20-го века
9. Современная архитектура Китая
10. Вывод
11. Заключение
12. Список литературы

3.

«Региональные особенности общественной
архитектуры Китая»

4.

ВВЕДЕНИЕ
Археологические
раскопки открыли миру
богатство форм
архитектуры Древнего
Китая. Зодчие,
творившие на заре
нашей эры, старались
подчинить свою
деятельность силам
природы. Как говорят
китайцы, в
строительстве не
должно быть видно
следов человеческих
рук, присутствует
только естественность.
Отсюда и необычность
строений, изогнутость
крыши домов. Удивляет
внутреннее убранство

5.

Основные отличительные
особенности архитектуры
Древнего Китая
Использование в
градостроительстве правил
даосского учения фэн-шуй. Все
здания фасадом направлялись на
юг – на солнце. Это обеспечивало
создание максимально
комфортного температурного
режима в помещениях. Участок
считался пригодным для
строительства только в том
случае, если сочетание небесных
светил было благоприятным.
Стены городов ориентировались
по сторонам света.
• Высота всех зданий была строго
регламентированной. Чем более
высокий статус был у человека,
тем выше был у него дом и тем
ближе располагался он к центру
города – императорскому дворцу.
Бедняки имели право строить
только одноэтажные дома.
Регламентировался также цвет
крыш.
Храмы (пагоды) строились на
возвышенностях и располагались
по оси север-юг. Их крыши чаще
всего красили в зеленый цвет, а
стены – в красный. Таким образом,
зодчие добивались гармоничного
сочетания здания с растущими

6.

Особенности архитектуры древнего Китая
Основанная на народных традициях. Архитектура Китая придерживалась
принципа ветер-вода – фэн-шуй. Ось планировки зданий связана с тем взглядом
даосского учения, что «солнце всегда смотрит на юг». При выборе места для
застройки учитывалось сочетание рельефа с положением небесных тел, пульсом
земли в этом месте.
В структуре конструкции сочетались круг и квадрат - инь и ян.
Строгой регламентации подвергался цвет крыш. В строительстве четко
разделялись зоны административного, торгового характера, садово-парковые.
Золотисто-желтые крыши — дворец «солнцеликого»
императора
Ярко-голубые крыши - «небесная чистота» - культовые
постройки
Зеленая крыши - «древесная листва» - жилища вельмож,
храмы
и пагоды невысокого ранга
Серые крыши - «земной прах» - жилища рядовых горожан

7.

Китайская архитектура имеет ряд своих уникальных черт: изящество всех конструкций и в
то же время их монументальность, сочетание различных материалов и красок, яркость и
изысканность внутреннего и внешнего декора.
Почти все здания в древнем и средневековом Китае строились из дерева. Дворцы, храмы,
пагоды, мавзолеи или просто жилища возводились на основе деревянной конструкции.
Чаще всего на глиняный фундамент ставили деревянные столбы, куда крепились балки.
Сверху возводилась кровля, которая потом покрывалась глазурованной черепицей
традиционного для Китая желтого цвета. В свою очередь стены здания возводились из
кирпича (дворцы, садовые постройки, пагоды и храмы) или глины и камыша
(преимущественно жилые дома бедняков).

8.

Одной из главных особенностей зданий в китайском
стиле являются вогнутые крыши. В каком бы уголке
земли вы не находились, увидев здание с вогнутой
крышей, вы сразу поймете, что оно построено в
китайском стиле.
определенному
чертежу, они точно
до мелочей
рассчитывали
размер каждой
детали, что в
несколько раз
ускоряло процесс
строительства.
Кроме того,
методы
строительства
зданий в древнем и
средневековом
Китае являлись
одними из самых
безопасных, так
как здания на
деревянных
конструкциях
устойчивы при
землетрясениях, а
также дольше

9.

Пять традиционных элементов китайской
архитектуры
5 традиционных элементов китайской архитектуры, значительно
отличающих её от западной:
«Лошадиная
голова»
Красные ворота
«Лошадиная голова» –
отличительный элемент
архитектуры города Хуэйчжоу
(провинция Гуандун) на Юге Китая.
Такая конструкция, часто
расположенная на крышах в
густонаселённых районах,
предотвращает от пожаров, так
как многоступенчатые «лошадиные
головы» изолируют огонь, не давая
пожару добраться до соседних
домов. За такую полезную функцию
«лошадиную голову» ещё называют
«противопожарной стеной».
Цветочные ажурные
окна
Считается, что пустые стены к
несчастью, поэтому мы часто можем
увидеть, как китайский дом
изрешечен цветочными ажурными
окнами причудливых узоров,
которые пускают свет в замкнутый
китайский двор и одновременно
проветривают его. Узоры могут быть
посвящены вольной тематике, но
чаще всего они изображают цветы,
фениксов и единорогов – святых
мифических существ, сулящих
долголетие и мудрость, или
знаменитые сцены из самобытного
китайского театра.
Резьба по дереву, кирпичу и
Неотъемлемой составляющейкамню
любого богатого китайского
дома являются пурпурные
ворота – цвета так называемой
китайской киновари. Красный –
цвет счастья – говорит о
благородном и знатном
происхождении семьи,
владеющей этим домом. Также
ворота практически каждого
храма – будь он
конфуцианским, даосским,
буддистским или христианским
– окрашены китайской
киноварью.
Гордостью уже другого юговосточного города, хотя с тем же
названием Хуэйчжоу (провинция
Аньхуэй), являются«три искусства
резьбы», сохранившиеся в народной
памяти ещё со времён глубокой
древности. Добавлять новые узоры
на парчу, или преумножить
прекрасное – именно искусная
резьба по дереву, кирпичу и камню
воплощает эту знаменитую
китайскую идиому. Органично
встроенные в сооружения, изящно
вырезанные фигуры и статуи
создаются в течение многих лет,
постепенно украшаясь новыми

10.

Наклонная крыша
Нельзя представить
китайский дом без
характерной крыши – без
неё любое здание
буквально голо. Даже
маленьким лачугам
пытаются внешне
создать подобие
классической китайской
наклонной крыши –
настолько она важна для
сознания китайцев.
Кроме символического
характера, такая крыша
в жаркие дни собирает
всю жару наверху, а в
холодные способствует
обогреву жилища.
Загнутые же углы крыши
окрыляют дом, создавая
при виде связь между
землёй и небом, из-за
чего обретают очень

11.

Культовая архитектура Древнего Китая
Образцом храмовых построек является
пагода. Форма строений,
предназначенных для поклонения
Будде, привнесена в Китай из Индии.
Но архитектура культового храма
отличается от источника.
Вертикальный силуэт храма
олицетворяет дерево, а нанизанные на
него крыши- листву. и все детали его
выполнялись из кедра, бамбука, ели.
Характерным для китайской пагоды
является вертикальное расположение,
где каждая ступень заканчивалась
изогнутыми карнизами. Сходство с
окружающей природой, растущими
рядом елями достигается при помощи:
торчащих наружу концов балок;
окрашенных в зеленый цвет крыш,
формой напоминающих листву;
устремленной вверх несущей
конструкции, прямой как ствол дерева.

12.

Архитектура Китая сер. 18 – сер. 19 вв.
Кроме дворцов, парков и храмов сооружались различного рода
государственные учреждения и здания общественного назначения. Все они
имеют много общего в принципах планировки и конструкциях. В каждом
императорском дворце около парадного входа располагались здания
государственных учреждений — ямэней. Небольшие по размерам ямэни или
гуанья имелись в каждом уездном городе.На планировку ямэней больое
влияние оказали композиционные приемы дворцов и храмов. В основе
планировки ямэней также лежит система дворов, ограниченных стенами и
следующих друг за другом по оси юг — север.
Ямэнь
Административные здания: 1 — Пекин. Министерства перед воротами Тяньаньмынь. План: 1 — Военное министерство (бинбу); 2 —
Министерство общественных работ (гунбу); 3 — Министерство личногб состава и аттестации (либу); 4 — Министерство финансов
(хубу); 5 — Министерство церемоний (либу); 6 — Министерство юстиции (сибу); 7 — ворота Тяньаньмынь; 8 — площадь Цяньбулан; 2
— провинция Шэньси. Уездный ямэнь

13.

В планировке уездных управлений применялись различные комбинации
сооружений, в число которых входили казначейство, канцелярии,
помещения для охраны, тюрьма, помещения для писарей, склады и т. д.
Иногда при уездном управлении имелись уездная школа, гостиница для
приезжающих. На дорожке, проложенной по центральной оси ямэня,
часто возводили небольшие
деревянные
пайлоу. Гоцзыцзянь (историческое фото)
В каждом
уезде имелось
также учреждение по
приему экзаменов. Они
состояли из большого
павильона и комнат для
подготовки к экзаменам и
находились при храмах. В
более высоких по рангу
учреждениях
насчитывалось несколько
павильонов и большое
количество подсобных
помещений.
К общественным
сооружениям этой эпохи
можно отнести книжные
палаты, имевшиеся во
многих уездных городах,
Пекин. Гоцзыцзянь: 1 — план: 1 —
павильон Биюн; 2 — павильон
которые включали в себя
Илуньдянь; 3 — водоем Хутинхэ; 4 —
пайлоу; 2 — павильон Биюн; 3 —
большой лекционный зал,
пайлоу
дворы с помещениями
для занятий и храмы
Пайлоу (историческое фото)
Пайлоу(фото в цвете)
Гоцзыцзянь(фото в
цвете)
Гоцзыцзянь — главное высшее учебное заведение
императорского Китая, в котором готовили людей для
высших государственных постов. В настоящее время —

14.

Архитектура Китая конца 19-го века
Развитие культуры в этот период было связано с борьбой китайского народа
против феодализма и империалистического засилия. Вместе с тем Китай начал
знакомиться с достижениями других стран в различных областях культурной и
общественной жизни. Былая замкнутость постепенно уходит в прошлое.
Появились первые ростки нового демократического искусства. Но в целом вторая
половина XIX в. характерна застоем и даже некоторым упадком многих
традиционных форм искусства, которое по-прежнему находится в плену
застывших догм и правил.В архитектуре Китая продолжали господствовать
строительные правила и приёмы, установленные много веков назад. В ней
наиболее полно отразился всеобщий застой. Древние сооружения,
замечательные памятники китайской архитектуры пришли в упадок. В
результате войн были разрушены многие города и сооружения. Новое
строительство традиционных типов зданий в это время велось в крайне
незначительных объемах. В основном внимание обращали на реставрацию и
поддержание в порядке наиболее значительных императорских дворцов и
храмов.

15.

Архитектура Китая 20-го века
В первой половине XX в.
Тяньцзинь превратился
во второй (после
Шанхая) промышленный
центр страны. Главную
роль в экономической и
политической жизни
города играли
представители
иностранного капитала
и империалистических
держав. Вкусы и
требования
иностранцев оказывали
решающее влияние на
застройку и характер
архитектуры.
Крытый летний концертный зал
В целом в архитектуре
Китая первой половины XX
в. прослеживаются два
направления. Одно из них
определялось
тенденциями, которые
принесли с собой
империалистические
державы и которые
получили активную
поддержку у
представителей
компрадорской и
национальной буржуазии.
Новые здания возводились
в стиле так называемой
«колониальной
архитектуры», модерна и
функционализма.
Железнодорожный вокзал
Театр «Гранд» (Дагуанмин)

16.

Другое направление определялось стремлением сохранить лучшие традиции
национального зодчества, обогатив их достижениями мировой архитектуры.
Знакомство Это направление выразилось в приспособлении некоторых форм
традиционного зодчества к современным условиям. В Шанхае, Кантоне, Нанкине,
Пекине и других городах был построен ряд правительственных зданий, залов,
театров, библиотек на основе железобетонных или металлических каркасных
конструкций с высокими черепичными кровлями и массой деталей,
воспроизводящих формы древней архитектуры. Формируется стиль
своеобразного
модерна».
Архитектурная «национального
деятельность в первой
половине
XX в. была ограничена в Китае социальными
условиями, тяжелым внутренним положением
страны и не получила широкого развития. Вместе
с тем этот период важен для последующего
развития китайской архитектуры как этап
изучения внутренних возможностей, поисков,
разочарований и надежд.
Национальная библиотека Китая
Храм Конфуция(Харбин)
Здание Министерства железных дорог в Нанкине

17.

Гостиница «Синьцао»
Пекин. Гостиница «Юбиньгуань»
Министерство строительства в Пекине
Министерство водного хозяйства в
Дом радио в Пекине
Центральный телеграф в Пекине
половины 50-х гг. в Пекине,
также значительное внимание
уделяется строительству
гостиниц. В архитектуре
некоторых общественных зданий,
особенно построенных в начале
50-х гг., в частности в
гостиничном комплексе
«Юбиньгуань» (1954—1955 гг.),
нашло свое отражение
стремление создать новый стиль,
используя формы национального
зодчества. Это привело к
увлечению массивными
многокарнизными кровлями,
прямому заимствованию- форм
древней храмовой и дворцовой
архитектуры, создало
противоречие между
архитектурным образом и
конструктивной схемой.
В дальнейшем на развитие
архитектуры КНР оказали
влияние несколько факторов.
Один из них заключается в
распространении
националистических тенденций,
связанных с переоценкой
собственного опыта и в
преуменьшении значения опыта
социалистических стран и других
стран мира. На направленности
архитектуры сказывалось и
преувеличение роли
политических лозунгов-символов
в развитии общества, его
экономики и культуры. Особенно
сильно стали проявляться эти
тенденции с конца 50-х гг. т. е. с
периода так называемого

18.

Современная архитектура Китая
Несмотря на то, что китайская архитектура также постепенно
воспринимала немало иностранных влияний, всё же ее устойчивость
выражается в собственном переосмыслении позаимствованных частиц
в рамках вековых традиций. Именно благодаря этому они
воспринимаются и ныне как истинно китайские.
Тайбэй 101 (1999—2003 гг.)
Великая бамбуковая стена, 2004
Большой национальный театр в
Небоскреб Lippo Plaza, 1998 г.

19.

Стадион «Птичье гнездо» в
Пекине
Здание Банка Китая в
Небоскреб Мао Цзиня в Щанхае Гонконге
Центральный офис CCTV в Пекине
понемногу
прощается со своим
прошлым,
выстраивая
современную
реальность. И
скорость
урбанизации этой,
полностью
сельскохозяйственн
ой в прошлом
страны,
стремительно
растет.
Современные здания
в китайских
мегаполисах
отличаются
разнообразием и
свободой форм и
стилей, смелым
полетом фантазии
архитекторов.

20.

Театр оперы
Гостиница
Политехнический университет
современного Китая
наиболее чётко и
полно отображает
Гонконг - один из
числа самых
густонаселенных
городов нашей
планеты. Именно в
этом месте впервые
практиковалось
смешивание
восточных и
западных традиций
в строительстве. Но,
даже не глядя на
постоянный и очень
стремительный
темп развития
архитектуры Китая,
в строительной
сфере все также
учитываются
основные принципы
фен-шуя гигантские
небоскребы
размещаются
между холмов
зеленых
Гонконгский институт дизайна
Банк HSBC

21.

Сегодня жители Поднебесной созидают для себя передовое будущее, и в
тоже время, сохраняют свою многовековую культурно-историческую
идентичность. Стили в архитектуре Китая очень разнообразны, и для
архитекторов не существует ограничений в их выборе, они обладают
динамичностью, гибкостью и свободой. Именно благодаря этому
архитектура Китая сильнейшим образом влияет на современную мировую
культуру, показывая как можно гармонично совмещать многовековые
традиции и современные, урбанистические стили.
Штаб-квартира корпорации Alibaba в
Ханчжоу
Здание лотос в Чанчжоу
Глобальный центр «Новый век» в Чэнду
Офисный центр Fang Yuan в Шеньяне

22.

Вывод
В китайской культуре красной линией идет взаимосвязь природы и
архитектуры. В связи с сейсмическими особенностями территории, здания
имеют конструктивную устойчивость к колебаниям. Несмотря на влияние
других стран на появление новых тенденций в архитектуре Китая, он всегда
сохранял свой аутентичный образ. Китайцы чтят свою культуру, поэтому
даже в современных постройках сохраняют ее многовековую культурноисторическую идентичность, что позволяет им гармонично совмещать
многовековые традиции и современные, урбанистические стили.

23.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Китайская архитектура шла иным путём, чем европейская. Главная её тенденция
состоит в поиске гармонии с природой. Во многих случаях поиск завершался
успехом. И успехи достигнуты потому, что архитектор вдохновлялся веточкой
дикой сливы, которая сначала превратилась в динамичную черту иероглифа, а
потом преобразились в линии и формы архитектуры» –Линь Юйтан
Китайская традиционная архитектура неотделима от современности: насколько
бы сильным не был творческий порыв архитектора, отличительные черты
китайской старины сохраняются даже в самом, казалось бы, нехарактерном для
Китая здании.

24.

Список литературы
http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=464
http://east.totalarch.com/universal_history_of_architecture/china_19_early_20_c
enturies
http://totalarch.ru/general_history_architecture/foreign_socialist_countries/peopl
es_republic_china
https://www.advantour.com/rus/china/culture/architecture.htm
http://berlogos.ru/article/vosem-tradicionnyh-elementov-kitajskoj-arhitektury/
https://revolution.allbest.ru/construction/00527721_0.html
https://novate.ru/blogs/280215/30201/
English     Русский Правила