Платон. Объективный идеализм
Платон (Аристокл) (429/427 – 347 гг. до н.э.)
Платон. Академия (ок. 380 г. до н.э. – 529 г. н.э.)
Платон. Предпосылки «теории идей» (eidos)
Платон. Проблема софистики
Онтологическое доказательство существования «идей»
Гносеологическое доказательство существования «идей». Опровержение сенсуализма
Гносеологическое доказательство существования «идей». Анамнезис.
Аксиологическое доказательство существования «идей». Парадигма.
«Миф о пещере». Аллегория Солнца как Блага
Metanoia. «Обращение» как цель философии
Система мира «идей»
Платон и Аристотель. Критика «теории идей»
Платон «Парменид» Аргумент от «всякой дряни»
Аристотель «Метафизика» Аргумент «третьего человека»
Аристотель «Метафизика» Аргументы от бесполезности eidos’ов
Отношение позиций Платона и Аристотеля
Вопросы?
2.84M
Категория: ФилософияФилософия

Платон. Объективный идеализм

1. Платон. Объективный идеализм

2. Платон (Аристокл) (429/427 – 347 гг. до н.э.)

- «Благородные» родители
(в предках царь Кодр и
реформатор Солон)
- Ученик Кратила и Сократа
- Попытки «обратить»
сиракузских тиранов
Дионисия Старшего (389387 гг.) и Дионисия
Младшего (367 г. и 361 г.)
Сократ и Платон
(XIII в.)

3. Платон. Академия (ок. 380 г. до н.э. – 529 г. н.э.)

Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς
εἰσίτω
Не геометр да не
войдет!
-религиозно-философский союз
- «неписанное учение» (?)
-занятия бесплатны и «для всех»
- изучались: политика, математика
и диалектика
Академия за городскими
стенами Афин

4. Платон. Предпосылки «теории идей» (eidos)

Парменид: мир вечного бытия
(Мир умопостигаемой истины)
Пифагорейцы:
существование
математических
объектов
и метемпсихоз
Сократ:
определение
понятий как поиск
сущности
Гераклит: мир вечного становления
(Мир наблюдаемых вещей)

5. Платон. Проблема софистики

Позиция: мораль, право, логика относительны
(релятивны к требованиям конкретного субъекта),
является бессмысленной:
- для того, кого с её помощью хотят в чем-то убедить
- для того, кто её придерживается
Платон
(Италия, нач. XVI в.)
Платон «Теэтет»: «Философия – это
посильное уподобление Богу»

6. Онтологическое доказательство существования «идей»

Едино
Неизменно
Вечно
Тождественно себе
Гипостазирование
Причастность
Универсально
Сущность

7. Гносеологическое доказательство существования «идей». Опровержение сенсуализма

Человек есть
мера всех вещей
(=кому как кажется,
так оно и есть)
Протагор
Мерой является
специалист
Математическое знание (и любое универсальное
знание) не возможно ни получить, ни обосновать
с помощью единичных чувственных восприятий

8. Гносеологическое доказательство существования «идей». Анамнезис.

Вечное, общее и универсальное
постигаемо только умом
(умопостигаемо)
Его можно лишь припомнить
(т.е. знать заранее)
Сократ и мальчик-раб
(диалог «Менон»)

9. Аксиологическое доказательство существования «идей». Парадигма.

Снег бывает белым, а бывает не белым
Совершенно
Образец

10. «Миф о пещере». Аллегория Солнца как Блага

Источник
существования
Источник познания
Источник истины

11. Metanoia. «Обращение» как цель философии

?
Забота о себе
( поэт XV в.)

12. Система мира «идей»

Эйдос
(греч. είδος, лат. forma,
этимологически тождественно рус. вид) –
термин древнегреческой философии,
в дофилософском употреблении обозначавший
«(внешний) вид», «образ»;
у Платона – трансцендентная умопостигаемая форма,
гипостазированная универсалия,
существующая отдельно от единичных,
но являющаяся их идеальным прообразом (образцом),
единственный объект достоверного (научного) знания;
синоним термина «идея» (греч. ιδέα).

13. Платон и Аристотель. Критика «теории идей»

Платон
Аристотель
«Парменид»
«Метафизика»

14. Платон «Парменид» Аргумент от «всякой дряни»

15. Аристотель «Метафизика» Аргумент «третьего человека»

Третий человек
Второй человек
I.
x1, x2… xn
II.
{x1, x2… xn}
III. {{x1, x2… xn}}
...
Первый человек
?

16. Аристотель «Метафизика» Аргументы от бесполезности eidos’ов

Общий признак всех людей,
есть в самих людях
Отношение?
Познание?
Нельзя объяснить ни отношение
идей к вещам (т.к. eidos обособлен),
ни изменение вещей (т.к. eidos неизменен)

17. Отношение позиций Платона и Аристотеля

Philosophia
perennis
Аристотель
«Никомахова этика»:
«Пусть мне дороги
друзья
и истина,
однако долг
повелевает
отдать
предпочтение
истине»
Платон «Законы»:
«У друзей
взаправду
все общее»
«Платон и Аристотель,
или Философия» (Италия, XV в.)

18. Вопросы?

English     Русский Правила