7.25M
Категория: МузыкаМузыка

Песенная трехчастная форма

1.

Песенная трехчастная
форма

2.

Согласно
Б.В.Асафьеву,
в
основе
классической формы лежит триада
логических
функций
развертывания
всякого процесса во времени :
i–m–t
initio – motus – terminus
импульс – движение – завершение

3.

Простая трехчастная форма
Это форма изложения темы, подчиненная одной объединяющей
тональности и состоящая из экспозиционной части (период или большое
предложение), середины (неустойчивого по отношению к объединяющей
тональности построения) и репризы. Масштабное соотношение частей
подразумевает два случая:
1.В первом из них части (по крайней мере, первая и третья) соизмеримы.
При идеальной квадратности: 8+8+8. Середина масштабно нестабильна
и имеет тенденцию к превышению размеров смежных частей 8+16+8
(может быть и еще больше). В более редких случаях середина меньше
экспозиционной части: 8+4+8. Возможны и другие варианты при
нарушении квадратности, но при сохранении соизмеримости крайних
частей.
2.Во втором случае вторая и третья в сумме равны первой: 8+4+4. Этот
вид мы называем малая простая трехчастная.

4.

Середина представляет собой часть, выражающую функцию motus – движения,
перемены в характере музыкальной мысли. Однако, существенная черта середины –
она не есть новая мысль, равнозначная прежней, но ее продолжение. Отсюда мера
изменений в середине никогда не должна превышать связь с экспозиционной частью
– гармоническую и мотивно-тематическую или хотя бы одну из них. С
гармонической точки зрения середина представляет собой либо концентрацию
неустойчивости в рамках объединяющей тональности (середины типа «пребывания
на D», «пребывания в D», «органный пункт на D»), либо ладовый контраст (для
минора возможно «пребывание в параллельной тональности» или в родственном
мажоре доминантовой стороны с кадансом в этой тональности). С точки зрения
мотивной для середины естественно мотивное родство с экспозиционной частью. С
точки зрения структурной наблюдается разнообразие: от периодообразного
построения, до рыхлого ряда фраз и мотивов. Даже если середина построена
первым способом, никогда не говорят «середина написана в форме периода», но
«периодообразна», поскольку период по определению форма изложения, а середина
– форма продолжения или развития мысли, так что подобие периоду бывает скорее
вопреки основной функции середины. Середина оттеняет основную мысль и делает
желаемой ее возвращение, подводя к репризе, поэтому в большинстве случаев
середина завершается на доминанте. В периодообразной середине возможно
завершение на побочной тонике при условии, что она лежит правее главной тоники
на квинто-терцовой сетке. Несколько слов о понятии квинто-терцовой сетки.

5.

Объяснение, что такое квинто-терцовая сеть аккордов
Нередко структура тональности (набор аккордов, входящих в нее) излагается с
помощью перечня ступеней лада:
I – II – III – IV – V – VI (для мажора) или
I – III – IV – V – VI – нат.VII (для минора).
Например, в до мажоре это аккорды: C-d-e-F-G-a. Но существует и другой способ
обозначения тех же аккордов – не ступенный, а функциональный. При этом в
некоторых случаях используется латинская буква «p», что обозначает parallelis –
трезвучие тоники параллельной тональности (тут отношения тональностей
проецируются на отношения аккордов). Получается так:
C – это тоника (Т), а – тоническая параллель (Тр), G – доминанта, е – доминантовая
параллель (Dp), F – субдоминанта (S), наконец, d – субдоминантовая параллель (Sp).
Соответствие между ступенными и функциональными обозначениями таково:
C-dur:
С
d
e
F
G
a
I
II
III
IV
V
VI
T
Sp
Dp
S
D
Tp

6.

В показанной только что таблице хотя и присутствует функциональная запись,
но порядок расположения аккордов сохраняется поступенный. А можно
сделать другую группировку аккордов, которая покажет квинтовые связи
между аккордами, на этих связях (а не на секундовых!) и основаны отношения
главных аккордов, например в каденциях. В такой группировке тоника будет
находиться в центре, справа будет D, слева от тоники S. Уровнем ниже будут
находиться их параллели:
F
C
G
d
a
e
Можно заметить, что в этом случае по горизонтали последование трезвучий
дает минимальный отрезок квинтового круга; на верхнем «этаже» – мажоры FC-G, на нижнем «этаже» – их минорная «тень»: d-a-e. Функциональная
картина даст стройный порядок аккордов:
S
T
D
Sp
Tp
Dp
Если мы немного сдвинем нижний ряд влево, то получим как бы шахматный
порядок миноров и мажоров:

7.

S
T
Sp
Tp
D
Dp
Это и есть тональность как квинто-терцовая сетка аккордов, что особенно очевидно
при записи аккордов буквами:
F
d
C
a
G
e
Для ля минора квинто-терцовая сетка выглядит точно так же,
функциональные значения верхней иSpнижнейTpстрок поменяются
местами:
Dp
S
T
только
D
В итоге: в классической простой трехчастной форме гармоническое развитие, как
правило, будет идти вправо от тоники (для мажора это D, для минора – Tp или D), но
не влево. (Представить себе классическую середину в S невозможно, если таковая
встретится, значит, это не середина, а трио сложной трехчастной формы,
выполненной в миниатюрных масштабах).

8.

Однотональность простой песенной формы – общая классическая
закономерность. Поэтому реприза всегда завершается в тонике.
Реприза может быть полной или сокращенной (в малой песенной
трехчастной реприза занимает только половину экспозиционного
раздела), точной, но чаще содержащей мотивные изменения.
Репризе свойственны отклонения «влево» от тоники – в
субдоминантовую область.

9.

8+8+8

10.

11.

12.

8+16+8

13.

8+4+4
English     Русский Правила