127.02K
Категория: РелигияРелигия

547. Псалом 135 (комментарии). Псалмы

1.

547. Псалом 135 /комментарии/ (19.08.2005 16:04)
Надписание его в Сл.Пс.: Давиду Иеремием - нужно понимать так: песнь сия,изображающая состояние
иудеев в плену вавилонском,предсказанном пророком Иеремием,должна быть причислена к сонму
песней пророка Давида. Т.е.все пророчества Давидовы,явленные в собственных его псалмах,
распространяются и на переложения/перспективные/его песен последующими песнопевцами псалмов,которые вошли в состав канонической Псалтири.
На реках вавилонских,там плененные,сидели и плакали,и вспоминали Сион(1).
Так часто поступает Бог: когда мы,наслаждаясь Его благами,не чувствуем этого,Он лишает нас их,чтобы
мы вразумились лишением и опять старались приобрести их.
На вербах среди плачущих развесили умолкшие органы свои(2).
"Органы свои"- те музыкальные инструменты,на которых пели и прославляли Бога иудеи,живя в
Иерусалиме,- там на берегах рек вавилонских,как уже ненужные и бывшие без употребления,
"развесили"они на вербах(деревьях и кустах),росших там же. "Органы тогда/у них/,- по словам
блж.Феодорита,- были без употребления: потому что Закон повелевал только в одном месте Иерусалиме - совершать богослужение и пение"[7,с.1070].
Когда же пленившие иудеев заставили петь их,чтобы поиздеваться и посмеяться над ними,
псалмопевец,вторя мыслям униженных и обесчестенных соотечественников,восклицает:
Прилипни язык мой к гортани,если не помяну Тебя,
если не воспою славу Иерусалиму в начале песни моей(6).
Как иудеи,когда лишены были родного города,тогда и стали искать его,так многие из нас испытают то
же,когда в тот/страшный/день лишатся Горнего Иерусалима. Но иудеи после лишения имели надежду
когда-нибудь возвратиться,а нам,когда мы лишимся,уже невозможно будет возвратиться. "Червь их,говорит Господь,- не умрет и огнь их не угаснет"(Мк.9,46). Поэтому нам нужно сегодня,как и всегда,с
особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устраивать настоящую жизнь,чтобы не
сделаться пленниками,чуждыми и отлученными от отечественного города,от жизни вечной.
Вавилонская дщерь окаянная,блажен,кто воздаст тебе отмщение твоё,
какое ты воздала нам. Блажен,кто овладеет тобой и разобьёт о камень младенцев твоих(8-9).
Жесточайшее по своей беспощадности пожелание. Эти слова,исполненные великого гнева и
угрожающие великим наказанием и мучением,суть слова страсти пленных,которые требуют этого
великого наказания,некоторой страшной и необыкновенной казни мучителям своим...которые суть в
переносном значении своем есть греховные,непотребные желания и мысли всякого смертного
человека,в том числе и пленного иудея.
Пророки многое говорят не от себя,но изображая и выставляя на вид обнаженные страсти других. Если
же хочешь знать собственную мысль пророка,то послушай,что он говорит: если...воздаю злом на зло,да
отпадёт рука моя и от врага моего...да сломит враг душу мою,и раздавит и втопчет в землю живот мой,и
жизнь мою в прах обратит(Пс.7,5-6). Т.е.пророк стоит выше даже той меры возмездия,которая была
дозволена ему Законом. А когда он изображает страсти других,то описывает гнев,негодование,как
сделал и в этом случае,выставляя на вид страстное желание иудеев,которые простирали свой гнев даже
на младенческий возраст. Но не так в Новом Завете - напротив,нам заповедано напоять и питать врагов
и молиться за обижающих нас. "Ибо говорю вам,если праведность ваша не превзойдет праведности
книжников и фарисеев,то вы не войдете в Царство Небесное"(Мф.5,20).
Помяни,Господи,сынов едомских в день несчастный Иерусалима,
взывавших: разрушайте,разрушайте до основания его(7).
Еще одно"проклятие"недоброжелателям. Смысл слов этих следующий: "Накажи,Господи,тех,которые не
хотели довольствоваться взятием города,не насытились его разрушением,но настаивали и говорили:
разрушайте,пока есть у него основание. Они хотели бы,чтобы не осталось и самых оснований города,но
чтобы и основы его были исторгнуты".
Под"сынами едомскими"разумеются здесь идумеяне,потомки Исава,брата Иакова,родоначальника
народа израильского; это был народ родственный иудеям,но в то же время он был и злейшим их врагом.
Вместе с филистимлянами идумеяне не раз опустошали палестинские пределы(2Пар.28,17). Господь
Бог,чрез св.пророков Иезекииля и Авдия,обличал идумеев за то,что они в день разорения Иерусалима
вавилонянами были вместе с ними,радовались гибели иудеев и расширяли уста свои в день их скорби,
т.е.смеялись и поносили их,простирали руки на пленение в день несчастия их/приветствовали
завоевателей/,стояли на распутиях,чтобы поражать бегущих и,таким образом,не давали иудеям
возможности спастись бегством(Авд.1,11-15). За такие злодеяния и"дам отмщение Мое на Идумею,говорит Господь,- рукою людей Моих Израиля"(Иез.25,14),что и исполнилось впоследствии,когда сын
Симона,Иоанн Гиркан(из Маккавеев)поработил идумеев,вместе и Галилеею и Самариею. Поэтому
слово"помяни"в большей степени нужно понимать здесь не как зложелание псалмопевца,а как
предсказание о возмездии,ибо идумеяне во многих случаях причинили гораздо больше вреда иудееям,
чем сами вавилоняне.
Покажем же и мы великое усердие души нашей и будем в превосходстве хранить всю правду Христову в
незлобии и смирении сердца своего,живя еще на земле,как на Небе,и ликуя вместе с ангелами. Таким
образом достигнем и будущих благ,которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием
Господа нашего Иисуса Христа,Которому слава и держава во веки веков. Аминь. /По.И.Златоусту/
English     Русский Правила