367.04K
Категория: ПедагогикаПедагогика

Образование в 19 веке. Учитель немецких учителей

1.

ОБРАЗОВАНИЕ В 19
веке

2.

«учитель немецких
учителей» и
прогрессивный
представитель
германской
буржуазнодемократической
педагогики
середины XIX
века.
Адольф Дистервег
(1790 – 1866)

3.

Возглавляя «Всеобщий немецкий
учительский союз» он выступает за
демократические реформы в школе,
требует отделения школы от церкви,
ратует за всеобщее, основанное на
общечеловеческих принципах и учете
национальных традиций, образование
детей.

4.

Длительное время Дистервег руководил
учительскими семинариями сначала в
Мерсе на Рейне, а затем в Берлине,
которые сумел сделать образцовыми
учебными заведениями, готовившими
педагогические кадры для народной
школы.
Плодотворную педагогическую
деятельность Дистервег удачно совмещал с
большой литературной и методической
работой. В 1835 году он издает
«Руководство к образованию немецких
учителей», в котором изложил свои
прогрессивные взгляды на общие задачи и
принципы обучения и воспитания.

5.

Дистервег всю жизнь стремился
объединить немецкое учительство. С 1827
по 1866 гг. он издавал педагогический
журнал «Рейнские листки для воспитания и
обучения», создал четыре учительских
общества, являлся председателем
Всеобщего немецкого учительского союза.
Дистервег известен как автор более 20
учебников и руководств по математике,
астрономии, немецкому языку,
естествознанию, географии, астрономии,
которые пользовались широкой
известностью не только в Германии, но и
далеко за ее пределами.

6.

Дистервег выступил в защиту единой и
всеобщей школы. Он настаивал на
создании школы, которая бы была
доступна всем детям независимо от
сословной принадлежности, общественного
положения и религиозных взглядов их
родителей.
А. Дистервег выдвинул идею
общечеловеческого воспитания.
Главная задача школы, по мнению
педагога, заключалась в том, чтобы
воспитывать гуманных людей и
сознательных граждан, а не «истинных
прусаков». «Человек – мое имя, немец –
мое прозвище», – писал Дистервег.

7.

Для детей первой возрастной ступени (6
– 9 лет) характерны повышенная
физическая активность склонность к
игре, любовь к сказкам, сенсорное
восприятие. Поэтому первостепенное
значение при их обучении следует
уделять чувственному познанию и
упражнению чувств.
три ступени возрастного
развития детей школьного
возраста

8.

Школьникам второй возрастной ступени (9
– 14 лет) отличаются развитием памяти и
накоплением представлений об
окружающем мире. В этот период важно
развить у школьников абстрактное
мышление, умение делать выводы,
сравнивать. Анализировать.
Третья ступень охватывала школьников в
возрасте от 14 до 16 лет. В этот период
важно продолжать развивать мышление
учащихся и твердые нравственные
принципы, которые со временем
превратятся в убеждения.

9.

Под природосообразностью Дистервег
понимал следование в воспитании и
обучении природе ребенка, развитие
заложенных в нем природой хороших
задатков и учет его возрастных и
индивидуальных особенностей.
принципы воспитания и
обучения –
природосообразности,
культуросообразности и
самодеятельности

10.

Принцип культуросообразности означал учет в
содержании воспитания исторически
достигнутого уровня культуры и
воспитательного идеала общества. Он писал,
что «при воспитании необходимо принимать во
внимание условия места и времени, в которых
родился человек и предстоит ему жить, одним
словом, - всю современную культуру в
широком и всеобъемлющем смысле слова…».
Культура, по мнению Дистервега,
подразделяется на внешнюю, внутреннюю и
общественную. Внешняя культура это нормы
морали, правила поведения в быту.
Внутренняя культура – это духовная жизнь
индивида. Общественная культура
подразумевает общественные отношения и
национальную культуру

11.

Самодеятельность Дистервег понимал
как активность, инициативность
личности в процессе обучения и
воспитания. По мнению великого
немецкого педагога, развитие детской
самодеятельности для служения истине,
красоте и добру есть конечная цель
воспитания.
Большой заслугой Дистервега является
разработка им идеи развивающего
обучения, которые изложил в 33
дидактических правилах

12.

Дистервег полагал, что главной задачей
обучения является развитие умственных
сил и способностей детей. Но обучение
должно способствовать не только
всестороннему развитию человека, но и
нравственному воспитанию, а каждый
учебный предмет наряду с его
образовательной ценностью имеет, по
мнению Дистервега, имеет еще и
нравственное значение. Поэтому Дистервег
неразрывно связывает вопрос о
дисциплине в школе с постановкой в ней
обучения. По его мнению «кто хорошо
преподает, хорошо и дисциплинирует».

13.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту
школьного образования – ученику, предусматривающие
построение учебно-воспитательного процесса в
соответствии с психофизическим развитием ребенка, его
индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил касалась предмета
преподавания. Данные правила определяли порядок
распределения учебного материала, его деление на
небольшие разделы, установление связи, между
школьными предметами, близкими по содержанию.
Третья группа правил связана с внешними условиями
обучения – его местом и временем. Они касались связи
школьных предметов с жизненной перспективой
учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к
учителю, его профессиональным качествам,
необходимым для успешного преподавания.
4 группы дидактических
правил

14.

дидактические правила: обучать
природосообразно, учитывать особенности
детского восприятия, идти от простого к
сложному, от легкого к трудному, от
известного к неизвестному, широко
использовать наглядность, сознательно
усваивать учебный материал, закреплять
пройденный материал на практике и др.
Немецкий педагог настоятельно
рекомендовал, не торопится при усвоении
наук. В этой связи он советовал усваивать
материал основательно, не торопясь, «а
всякая поверхностность и легкомысленное
отношение к действительным основам
предмета неминуемо мстят за себя», писал Дистервег.

15.

воспитание гуманных людей,
воспитание сознательных граждан,
развитие детской самодеятельности в
процессе обучения и вооружение
учащихся знаниями Дистервег
рассматривал лишь при руководящей
роли учителя. Дистервег утверждал, что
«в конечном счете, успех обучения
определяется учителем, а не учебником
или методом».
Главные задачи

16.

Хороший учитель, по мнению Дистервега,
должен в совершенстве владеть своим
предметом и любить свою профессию и
детей. На уроке должна царить атмосфера
бодрости, а энергичное преподавание
должно будить умственные силы учащихся,
укреплять их волю и характер. Дистервег
писал: «Беда обычно заключается в том,
что молодые учителя стремятся научить
учеников всему тому, что они сами знают,
но на самом же деле надо сообщать
учащимся только существенное… Плохой
учитель сообщает истину, хороший учит ее
находить».

17.

Дистервег рекомендовал учителям
постоянно работать над собой, заниматься
саморазвитием и самообразованием.
Обращаясь к учителю, Дистервег пишет:
«Ты лишь до тех пор способен
содействовать образованию других, пока
продолжаешь работать над собственным
образованием…». Он призывал народных
немецких учителей быть строгими,
требовательными и в то же время
справедливыми, завоевывать авторитет у
своих учеников, проявлять активную
гражданскую позицию и иметь
прогрессивные убеждения, вести большую
культурно-просветительскую работу с
населением.

18.

Немецкий
философ,
композитор,
культуролог,
представитель
иррационализма
Фридрих Ницше
(1844-1900)

19.

Порок обычного образования видел в
пренебрежении задачами нравственного
воспитания, упрекал гимназии в излишней
специализации, ведущей к снижению общей
культуры.
По мнению Ницше, именно цель определяет
сущность образования. Цель - подготовка к
деятельной, насыщенной творческой жизни в
соответствии с идеалами великих людей и
личными "чувственными интересами своего
детства".
Быть истинно образованным - значит жить
высшими духовными интересами. Основа
подлинной культурности - постоянное
стремление к самосовершенствованию,
глубокое недовольство собой. Умение
освобождаться от всего, что мешает исполнять
долг, следовать своей цели.
Идеи Ницше

20.

Движущая сила учения, считал Ницше,
заключается в пробуждении интереса.
Однако учащихся нельзя перегружать
знаниями, следует давать материал только
то, что они могут принять как материал для
осмысления и самосозидания.
Необходимо учитывать бессознательные
мотивы в поведении человека.
Предлагает полностью освободить школу
от религии как формы искаженного
сознания.
Воспитание "сверхчеловека" сердцевина педагогической
концепции Ницше

21.

Ницше был убеждён, что для человека самое
дорогое и нужное - другой человек. Ничто на
свете не имеет столь глубокого
образовательного значения, как изучение
человека и его духовной жизни.
Молодёжи надо дать возможность самой
постигать жизненные законы, развивать
стремление к самостоятельной, творческой
деятельности.
Ницше призывал активно пропагандировать
образцы высокого искусства в школе,
формировать у учащихся эстетические вкусы,
развивать чувство образного, художественного
постижения жизни. По его мнению, среди всех
видов искусства наибольшим влиянием на
человека обладает музыка,... театральное
искусство...
Живая связь обучения с жизнью

22.

1. влияние наследственных факторов;
2. возможность саморазвития личности и,
наконец,
3. такую её адаптацию, чтобы она не
мешала раскрыть свою индивидуальность,
но и не изолировала от общества
Такое воспитание будет формировать
цельную, автономную, свободную
личность, наделенную устойчивыми
социальными взглядами, нравственными
убеждениями, развитым чувством
ответственности
Истинно научное воспитание
учитывает три момента

23.

Ницше советовал развивать силы
ребёнка именно там, где самой
природой заложены наибольшие
возможности, т.е. строить
педагогический процесс на прицепе
природосообразности.
Настоящим воспитателем может стать
лишь волевая, самобытная личность.
Истинный воспитатель должен быть
творцом новых отношений, новых
ценностей... Однако влияния одного
воспитателя недостаточно. Ученик
должен хотеть и уметь быть учеником.

24.

Немецкий педагог,
теоретик
буржуазной
трудовой школы
Георг Кершенштейнер
(1854–1932)

25.

Трудовая школа
такое образовательное
учреждение, которое готовит детей из народа к
будущей трудовой деятельности, такая школа
должна давать ученику минимум знаний, максимум
умений и трудолюбия, а также соответствующие
гражданские убеждения.
Для новой школы необходимо: обширное поле
ручного труда, который, в зависимости от
способностей ребенка, станет средством
умственного развития; освоение труда, которым
занимаются родители; работа, осуществляемая
совместно с товарищами.
При организации народной школы надо соединить
преподавание с ручным трудом и изобразительноиллюстративной деятельностью, широко используя
опытническую и лабораторную работу.
теории «трудовой школы» и
«гражданского воспитания»

26.

народная школа и армия как наиболее
действенные государственные
воспитательные институты, способные
формировать у молодежи желание
трудиться на благо отечества и защищать
его.
Учить детей работать практически нужно
не для того, что бы став взрослыми, « они
должны понимать цель и благо
государства, службе ему посвящали бы
себя, работали преданно во имя людей или
великой идеи».

27.

готовить детей к будущей трудовой
деятельности, причем основная цель не
сообщение знаний, а выработка у учащихся
элементарных трудовых навыков и воспитание
дисциплины поведения.
Для детей только то имеет значение, чего они
добиваются путём самодеятельности, поэтому
в школу и должен быть введён ручной труд.
Ручной труд вводился в школу как
самостоятельный учебный предмет, сама
организация обучения на ранних стадиях
примыкала к игровой деятельности.
В докладе "Школа будущего трудовая школа" изложил
основные принципы
организации такой школы:

28.

Цель - воспитать ценных граждан.
Задачи : помочь выбрать профессию,
приучить смотреть на профессию как на
службу.
Смысл трудовой школы заключается в
том, чтобы при минимуме научного
материала выявить максимум умений,
способности к радости от труда.
Цель и задачи школы

29.

Немецкий педагог
Теоретик
эксперементальной
педагогики
Вильгельм Август Лай
(1862- 1926)

30.

Труд рассматривался им не как учебный
предмет, а как принцип преподавания
всех учебных дисциплин.
Ручной труд должен вводиться в
народную школу прежде всего как
средство умственного, физического и
духовного развития учащихся
« Экспериментальная
дидактика»

31.

Исходным пунктом и способом реализации педагогики
действия выступали для него не книги и объяснения
учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо
подобное, а лишь полная жизнь ребенка с ее
гармоническим разнообразием реакций.
В основе обучения должна лежать последовательность
таких действий, как восприятие, умственная
переработка воспринятого и внешнее выражение
сложившихся представлений с помощью описания,
рисунка, опытов, драматизации и других средств.
Именно ручной труд выступал как принцип
преподавания, способствующий обучению и
воспитанию. Труд является необходимым
заключительным звеном естественного процесса
взаимосвязанных реакций.
Особая роль отводилась третьему компоненту его
триады – выражению, которое и являлось собственно
действием, направленным на приспособление ребенка к
окружающим условиям среды, в том числе и
социальным. Это приспособление ребенка было
основной задачей «школы действия».
Школа действия

32.

его школа
ставит своей целью создать
для ребенка простор, где бы он мог
жить и всесторонне реагировать на
окружающее, она должна быть для
ребенка общиной, моделирующей
природную и социальную среду,
вынуждающей согласовывать свои
действия с законами природы и волей
сообщества окружающих его людей
Не школа труда, а школа
действия

33.

в основе детских поступков лежат врожденные
либо приобретенные рефлексы, которые
нужно изучать в и лабораториях, и в
естественных условиях.
Главным ориентиром воспитания
рассматривалось изучение детской
физиологии и сенсорики.
В основу воспитания он ставил деятельность
ребенка, считая, что эту деятельность нужно
организовать с учетом его особенностей,
рефлексов, потребностей физиологии и
психологии.
Обучение должно следовать за
биологическими стадиями развития ребенка,
выступая как бы в качестве механизма
управления рефлексами, импульсами и воли
учащихся согласно нормам культуры.
ставил результаты воспитания в зависимость
от психолого-биологического фактора.
Педагогика Лая
English     Русский Правила