580.67K
Категория: ЛитератураЛитература

Содержание и форма литературного произведения

1.

Содержание и форма
литературного произведения
канд. пед. наук, доцент
Чубина Е.А.
[email protected]

2.

Содержание и форма
литературного произведения
Содержание литературного произведения
мы можем определить как его сущность,
духовное существо, а форму – как способ
существования
этого
содержания.
Содержание, иными словами, – это
«высказывание»
писателя
о
мире,
определенная
эмоциональная
и
мыслительная реакция на те или иные
явления действительности. Форма – та
система средств и приемов, в которой эта
реакция находит выражение, воплощение.

3.

Функции формы
Форма художественного произведения имеет
две основные функции. Первая осуществляется
внутри художественного целого, поэтому ее
можно назвать внутренней: это функция
выражения содержания. Вторая функция
обнаруживается в воздействии произведения
на читателя, поэтому ее можно назвать внешней
(по отношению к произведению). Она состоит в
том, что форма оказывает на читателя
эстетическое воздействие, потому что именно
форма выступает носителем эстетических
качеств художественного произведения.

4.

Категории содержания
Тематика – это область отражения
реальности.
Проблематика – область постановки
вопросов.
Идейный мир – область художественных
решений, это своего рода «завершение»
художественного содержания.

5.

Тема как литературоведческая
категория
Тематика – это область отражения реальности.
Тема - объект художественного отражения, те
жизненные характеры и ситуации
(взаимоотношения характеров, а также
взаимодействия человека с обществом в целом,
с природой, бытом и т.п.), которые как бы
переходят из реальной действительности в
художественное произведение и образуют
объективную сторону его содержания.
Тематика в таком понимании выступает как
связующее звено между первичной
реальностью и реальностью художественной,
она как бы принадлежит сразу обоим мирам:
реальному и художественному.

6.

Тема как литературоведческая
категория
Поскольку тема - объективная сторона
содержания,
то
авторская
субъективность и индивидуальность на
уровне тематики выражаются в отборе
жизненных явлений, что, конечно, не
дает еще возможности всерьез говорить
о художественном своеобразии именно
данного произведения.

7.

Методика анализа тематики
1. Разграничить собственно
объект отражения (тему) и
объект
изображения
(конкретную и
изображенную ситуацию).

8.

Методика анализа тематики
Тему
комедии
Грибоедова «Горе от
ума»
привычно
определяют
как
«конфликт Чацкого с
фамусовским
обществом», тогда как
это не тема, а лишь
объект изображения.

9.

Методика анализа тематики
2. При анализе тематики необходимо
различать темы
Конкретноисторические темы
Вечные темы
Единая тема, которая
органически объединяет
в себе конкретноисторические и вечные
аспекты

10.

Конкретно-исторические темы
Конкретно-исторические темы – это
характеры и обстоятельства, рожденные
и
обусловленные
определенной
социально-исторической ситуацией в
той или иной стране; они не
повторяются за пределами данного
времени,
более
или
менее
локализованы.
Тема пролетариата
Тема Великой Отечественной войны

11.

Вечные темы
Вечные
темы
фиксируют
повторяющиеся моменты в истории
различных национальных обществ, они
в разных модификациях повторяются в
жизни разных поколений, в разные
исторические эпохи.
Тема дружбы
Тема любви

12.

Единая тема, которая органически
объединяет в себе конкретноисторические и вечные аспекты

13.

Алгоритм анализа

14.

?
Определите, какая формулировка темы является
правильной для следующих произведений:
а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери
– взаимоотношения Моцарта и Сальери,
– тема музыки,
– взаимоотношения таланта и гения.
б) А.П. Чехов. Ионыч
– жизнь доктора Старцева,
– проблема превращения доктора Старцева в
Ионыча,
– жизнь русской разночинной интеллигенции на
рубеже XIX–XX вв.,
– тема искусства.

15.

Анализ проблематики
Под проблематикой художественного
произведения в литературоведении
принято понимать область осмысления,
понимания писателем отраженной
реальности. Это сфера, в которой
проявляется авторская концепция мира
и человека, где запечатлеваются
размышления и переживания писателя,
где
тема
рассматривается
под
определенным углом зрения.

16.

Проблематика
Проблематика является субъективной
стороной художественного содержания,
поэтому в ней максимально проявляется
авторская индивидуальность,
самобытный авторский взгляд на мир.

17.

Типы проблематики
1.
2.
3.
4.
5.
Мифологическая
Национальная
Социокультурная
Романная
(подтипы:
авантюрная
и
идейнонравственная)
Философская

18.

Типы проблематики
Мифологическая проблематика – это
«фантастико-генетическое осмысление»
«тех или иных явлений природы или
культуры»; объяснение, которое дает
автор произведения возникновению тех
или иных явлений.
«Метаморфозы» Овидий
Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»

19.

Национальная проблематика
Интерес
к переломным моментам в
истории народа, нации
Интерес к историческому становлению и
судьбам целых народностей», интерес к
«национальной судьбе».
Проблема сущности национального
характера.
«Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве»,
цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За
рубежом» и другое

20.

Социокультурная проблематика
Основной
признак
социокультурной
проблематики – акцент на устойчивые,
сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и
сознания людей; здесь важна не динамика, а
статика жизни.
Второй существенный признак произведений с
этой проблематикой – то, что в них
осмысляются, как правило, такие свойства и
качества, которые характерны для очень
широкой группы людей, иначе говоря,
осмысляется состояние среды, множества, а не
индивидуальная неповторимость отдельной
личности.

21.

Социокультурная проблематика
Интерес к устойчивым общественным
отношениям, условиям и образу жизни
той или иной части общества,
сложившимся в сфере массового,
обыденного сознания, мнения; а также
привычки, организация быта и т.п.
«История одного города» Щедрина
«Мертвые души» Гоголя

22.

Романная проблематика
Два аспекта – интерес к личностному
началу и акцент на динамике – наиболее
общие,
интегрирующие
признаки
романной проблематики.
Авантюрная
Идейнонравствен
ная

23.

Авантюрная проблематика
Авантюрная
проблематика

проблематика, в которой писатели делали
основной акцент на динамике внешних
изменений в судьбе и положении
личности. Идейный интерес писателей
сосредоточивался
на
том,
какие
превратности
выпадают
на
долю
человека,
как
благоприятные
и
неблагоприятные
случайности
стремительно меняют его положение и как
сам человек «держится» в этом потоке
несущих его событий.

24.

Идейно-нравственная
проблематика
Интерес писателя сосредоточен на
жизненной позиции человека и на
процессах изменения этой позиции; в
центре произведения – философский и
этический поиск, попытки человека
ответить на вопросы о смысле жизни, о
добре и зле, правде и справедливости.
Процессы нравственного и идейного
самоопределения личности, человек в
поисках истины – вот что является
важнейшим с точки зрения идейнонравственной проблематики.

25.

Идейный мир
Если тематика – это область отражения
реальности, а проблематика – область
постановки вопросов, то идейный мир –
область художественных решений, это
своего
рода
«завершение»
художественного содержания. Это та
сфера, где становится ясным авторское
отношение к миру и к отдельным его
проявлениям, авторская позиция; здесь
определенная
система
ценностей
утверждается или отрицается, отвергается
автором.

26.

Идейный мир
Авторские оценки
Авторский идеал
Художественная
идея

27.

Пафос
Пафос - ведущий эмоциональный тон
произведения, его эмоциональный
настрой. Синонимом термина «пафос»
является выражение «эмоциональноценностная ориентация».

28.

Разновидности пафоса
эпико-драматический
пафоса героики
пафос романтики
пафос трагизма
пафос сентиментальности
пафос юмора и сатиры
пафос инвективы

29.

Пафос эпико-драматический
Пафос эпико-драматический представляет
собой глубокое и несомненное приятие
мира в целом и себя в нем, что и составляет
сущность эпического мировидения.
«Илиада» и «Одиссея» Гомера, роман
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», пьеса
Шекспира «Буря», стихотворение Пушкина
«Брожу ли я вдоль улиц шумных...», романэпопея Толстого «Война и мир».

30.

Пафос героики
Объективной основой пафоса героики
служит борьба отдельных личностей или
коллективов за осуществление и защиту
идеалов, которые обязательно осознаются
как возвышенные. Еще одно условие
проявления
героического
в
действительности – свободная воля и
инициатива человека. С героикой мы
встречаемся в «Песне о Роланде» и в
«Слове о полку Игореве», в «Тарасе
Бульбе» Гоголя и в «Оводе» Войнич

31.

Пафос романтики
Романтика

область
эмоционального
переживания и стремления, не переходящего в
действие.
Объективной основой романтики становятся такие
ситуации в личной и общественной жизни, когда
реализация
возвышенного
идеала
либо
невозможна в принципе, либо неосуществима в
данный исторический момент.
Романтические произведения часто обращены к
прошлому.
«Бородино» и «Песня про купца Калашникова»
Лермонтова, «Царь Федор Иоаннович» А.К.
Толстого, «Суламифь» Куприна

32.

Пафос трагизма
Пафос трагизма – это осознание утраты, причем
утраты
непоправимой,
каких-то
важных
жизненных ценностей – человеческой жизни,
социальной, национальной или личной свободы,
возможности личного счастья, ценностей культуры
и т.п.
Объективной основой трагического является
неразрешимый характер жизненного конфликта.
«Гамлет» Шекспира, «Герой нашего времени»
Лермонтова,
«Преступление
и
наказание»
Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова, «Падение»
Камю.

33.

Пафос сентиментальности
В
сентиментальности
проявляется
преобладание субъективного над объективным.
Сочувствие
в
сентиментальности
принципиально бездейственно, оно выступает
психологическим
заменителем
реальной
помощи.
Реализуется в «Старосветских помещиках» и
«Шинели» Гоголя, некоторых рассказах из
«Записок охотника» Тургенева («Певцы»,
«Бежин луг»), «Муму», в произведениях
Достоевского («Униженные и оскорбленные»,
«Бедные люди»).

34.

Пафос сатиры и юмора
Беспощадное
высмеивание
Мягкая
насмешка

35.

ЧАСОВНЯ
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно
заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и травах и
одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и
татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из
усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами
заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли.
Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и
жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат
какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам
себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут
солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть,
бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда
лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных
ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой...
— А зачем он себя застрелил?
— Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда
стреляют себя...
В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные
облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи.
И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из
тьмы, из окна
English     Русский Правила