330.38K
Категория: ПолитикаПолитика

Политическая элита и политическое лидерство. Лекция 10

1.

Лекция 10.
Политическая элита
и политическое
лидерство

2.

Одно из основополагающих
в политологии понятий «элита»
этимологически происходит
от латинского
«eligere» (отбирать)
или французского
«elite» (лучший, отборный,
избранный).

3.

Начиная с XVII в. термин «элита»
употреблялся
для обозначения товаров
наивысшего качества,
а затем и для наименования
«избранных» людей,
прежде всего высшей знати.

4.

Идеи политического элитизма
зародились в глубокой древности.
Еще во времена разложения родового
строя появляются взгляды,
разделяющие общество на высших и
низших, благородных и чернь,
аристократию и простой люд.
Наиболее последовательное
обоснование и выражение эти идеи
получили у Конфуция, Платона,
Макиавелли, Ницше и др.

5.

Так, китайский философ
Конфуций (551 – 479 до н.э.)
обосновывал деление общества на
«благородных мужей» (правящая элита) и
«низких людей» (простолюдинов) тем, что
они следуют разным моральным заповедям.
Первые следуют долгу и закону,
вторые думают, как бы получше устроиться
и получить выгоду.
Первые требовательны к себе,
вторые – к людям. Соблюдение моральных
норм дает право на управление.

6.

Платон политическое неравенство связывал
с качеством души, присущим группам населения.
Разумной части души, добродетель которой
заключается в мудрости, должно соответствовать
сословие правителей – философов (это и есть элита);
яростной части, добродетель которой состоит
в мужестве, - сословие воинов.
Низменной части души, погрязшей в наслаждениях и
утехах, соответствует сословие земледельцев и
ремесленников.
Мудрым (т.е. философам) должна повиноваться
худшая часть государства.

7.

Существование элит обусловлено
действием следующих факторов:
- психологическим и социальным
неравенством людей, их неодинаковыми
способностями, возможностями и желанием
участвовать в политике;
- объективной закономерностью
общественного разделения труда, которая
требует профессионального занятия
управлением как условием
его эффективности;
- высокой общественной значимостью
управленческого труда и его
соответствующим стимулированием;

8.

- широкими возможностями использования
управленческой деятельности, напрямую
связанной с распределением общественно
значимых ресурсов для получения различного
рода социальных привилегий;
- практической невозможностью
осуществления всеобъемлющего
контроля деятельности политических
руководителей;
- политической пассивностью широких масс
граждан, главные жизненные интересы
которых обычно лежат вне сферы политики.

9.

Первые современные,
классические концепции
элит возникли
в конце XIX – начале XX вв.
Они связаны с именами
Г. Моски, В. Парето
и Р. Михельса.

10.

1. Г. Моска – теория
политического класса
Выдающийся итальянский
социолог и политолог
Г. Моска (1858-1941) доказывал
неизбежное деление любого общества
на две неравные по социальному
положению и роли группы
(«Основы политической науки», 1896).

11.

Моска проанализировал проблему
формирования политической элиты
и ее специфических качеств.
Моска считал, что важнейшими
критериями вхождения в элиту являются:
1) способность к управлению другими
людьми, т.е. организаторская способность,
2) выделяющие элиту из остальной части
общества материальное, моральное и
интеллектуальное превосходство.

12.

Моска рассматривающего элиту
как группу управляющих,
выполняющих определенные
социальные обязанности (функции).
Тем самым он заложил основы
функционального направления
в элитологии.

13.

Моска называл элиту
политическим классом.
По мнению Г. Моски, политический
(правящий) класс – это класс,
монополизирующий власть.
Главная причина властного могущества
«правящего класса» –
внутренняя организованность и
сплоченность.

14.

Существуют две тенденции
в развитии политического
класса:
1) аристократическая и
2) демократическая.

15.

Аристократическая тенденция
проявляется в стремлении политического
класса стать наследственным
если не юридически, то фактически.
Преобладание аристократической тенденции
приводит к «закрытию» класса,
к его вырождению и, как следствие,
к общественному застою.
Это влечет за собой активизацию борьбы
новых социальных сил за занятие
господствующих позиций в обществе.

16.

Демократическая тенденция
выражается в обновлении
политического класса за счет
наиболее способных к управлению
и активных низших слоев.
Такое обновление предотвращает
дегенерацию элиты, делает
ее способной к эффективному
руководству обществом.

17.

Равновесие между аристократической
и демократической тенденциями
наиболее желательно
для общества, ибо оно
обеспечивает как преемственность
и стабильность
в руководстве страной,
так и его качественное обновление.

18.

Теория политического класса
нашла свое подтверждение
в тоталитарных государствах.

19.

2. Концепция Парето –
концепция «лис» и «львов»
Независимо от Моски примерно
в это же время теорию
политических элит разрабатывал
В. Парето
(1848-1923).

20.

Парето исходил из того, что миром
во все времена правило и должно править
избранное меньшинство – элита, наделенная
особыми качествами: психологическими,
врожденными и социальными,
приобретенными вследствие воспитания и
образования.
В «Трактате по общей социологии» он писал:
«Нравится это некоторым теоретикам или
нет, но человеческое общество неоднородно и
индивиды различны физически, морально и
интеллектуально».

21.

Поскольку Парето
делал особый акцент
на индивидуальных качествах
представителей элит,
он является основоположником
аристократического направления
в элитологии.

22.

Совокупность индивидов,
отличающихся
результативностью,
высокими показателями
в той или иной сфере
деятельности,
и составляет элиту.

23.

Элита делится на:
1) правящую, прямо или опосредованно
(но эффективно) участвующую в управлении;
2) неправящую – контрэлиту - людей,
обладающих характерными для элиты
качествами, но не имеющих доступа к
руководству в силу своего социального статуса
и различного рода барьеров, существующих
в обществе для низших слоев.

24.

Правящая элита внутренне сплочена и
борется за сохранение своего господства.
Развитие общества происходит посредством
периодической смены,
циркуляции двух главных типов элит –
«лис» (гибких руководителей, использующих
«мягкие» методы руководства: переговоры,
уступки, лесть, убеждение и т.п.) и
«львов» (жестких и решительных
правителей, опирающихся
преимущественно на силу).

25.

Изменения, происходящие в обществе,
постепенно подрывают господство
одного из этих типов элиты.
Так, властвование «лис», эффективное в
относительно спокойные периоды истории,
становится непригодным в ситуациях,
требующих решительных действий и
применения насилия. Это ведет к росту
недовольства в обществе и усилению
контрэлиты – «львов», которая с помощью
мобилизации масс свергает правящую элиту и
устанавливает собственное господство.

26.

Циркуляцию элит
Парето назвал
«универсальным законом
истории».

27.

3. Концепция Михельса –
«закон олигархических
тенденций»
Михельс (1876-1936) считает, что
сама организация общества
требует элитарности
и закономерно воспроизводит ее.

28.

В обществе действует
«железный закон олигархических
тенденций».
Его суть состоит в том, что
неотделимое от прогресса цивилизации
развитие крупных организаций
неизбежно ведет
к олигархизации управления обществом и
формированию элиты, поскольку
руководство такими организациями не может
осуществляться всеми их членами.

29.

Эффективность их деятельности требует
функциональной специализации и
рационализации, выделения
руководящего ядра и аппарата,
которые постепенно, но неизбежно выходят
из-под контроля рядовых членов,
отрываются от них и подчиняют политику
собственным интересам руководства,
заботятся в первую очередь о сохранении
своего привилегированного положения.

30.

Рядовые члены организаций недостаточно
компетентны, пассивны и проявляют
равнодушие к повседневной
политической деятельности.
В результате любой, даже демократической
организацией всегда фактически правит
олигархическая, элитарная группа.
Такие наиболее влиятельные группы,
заинтересованные в сохранении
своего привилегированного положения,
устанавливают между собой
различного рода контакты,
сплачиваются, забывая об интересах масс.

31.

Иными словами:
господство элиты,
по Михельсу, определяется
невозможностью прямого участия
масс в управленческих процессах.

32.

Из действия
«закона олигархических тенденций»
Михельс делал пессимистические выводы
относительно возможностей демократии
вообще и демократизма социалдемократических партий в частности.
Демократию же он фактически
отождествлял с непосредственным
участием масс в управлении.

33.

В трудах Моски, Парето, Михельса намечены
важнейшие параметры оценки понятия «элита»:
1. особые свойства, присущие
представителям элиты;
2. взаимоотношения, существующие внутри
элитарного слоя и характеризующие степень его
сплоченности, интеграции;
3. отношения элиты с неэлитой, массой:
господство, руководство, представительство;
4. рекрутирование элиты, т.е.
как и из кого она образуется;
5. роль элиты в обществе (конструктивная или
деструктивная, эффективное или
неэффективное руководство),
ее функции и влияние.

34.

Основные направления
современной
элитарной теории

35.

1. Макиавеллистская школа
Современные теории элит разнообразны.
Исторически первой группой теорий,
не утративших современной значимости,
являются уже рассмотренные
концепции макиавеллистской школы
(Моска, Парето, Михельс и др.).

36.

Концепции макиавеллистской школы
объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты,
связанные с природными дарованиями
и воспитанием и проявляющиеся
в ее способности к управлению, к борьбе за
власть.
2. Групповая сплоченность элиты,
объединяемой не только общностью
профессионального статуса, социального
положения и интересов, но и элитарным
самосознанием, восприятием себя особым
слоем, призванным руководить обществом.

37.

3. Признание элитарности любого
общества, его неизбежного разделения
на привилегированное властвующее
меньшинство и пассивное
большинство, закономерно
вытекающего из естественной
природы человека и общества.
4. Формирование и смена элит в ходе
борьбы за власть.

38.

5. В общем конструктивная, руководящая
и господствующая роль элиты в обществе.
Она выполняет необходимую
для социальной системы функцию
управления, хотя и не всегда эффективно.
Стремясь сохранить и передать
по наследству свое привилегированное
положение,
элита имеет тенденцию к вырождению,
утрате своих выдающихся качеств.

39.

Макиавеллистские теории элит
подвергаются критике:
- за преувеличение значения психологических
факторов,
- антидемократизм и недооценку способностей
и активности масс,
- недостаточный учет эволюции общества и
современных реальностей государств,
- циничное отношение к борьбе за власть.

40.

2. Ценностные теории
(Ортега-и-Гассет)
Элита – это слой общества, наделенный
высокими способностями
к управлению.
Элита – результат естественного отбора
лиц с выдающимися качествами и
способностями управлять обществом.

41.

В ходе развития общества
отмирают многие старые и возникают
новые потребности, функции и
ценностные ориентации.
Это приводит к вытеснению
носителей наиболее важных
для своего времени качеств
новыми людьми, отвечающими
современным требованиям.

42.

Так, в ходе истории произошла
смена аристократии,
воплощавшей нравственные качества
(образованность, культуру),
предпринимателями,
в хозяйственной инициативе которых
нуждалось общество.
Затем предприниматели сменяются
менеджерами и интеллектуалами,
т.к. общество нуждается в знаниях и
управленческой компетентности.

43.

Элита сплочена на основе
выполняемых ею руководящих функций.
Это не объединение людей, стремящихся
реализовать свои эгоистические групповые
интересы, а сотрудничество лиц,
заботящихся прежде всего об общем благе.
Взаимоотношения между элитой и
массой имеют характер руководства,
предполагающего управленческое
воздействие, основанное на согласии и
добровольном послушании управляемых и
авторитете управляющих.

44.

Формирование элиты – естественный
отбор обществом наиболее ценных
представителей.
Элитарность основана на естественном
разделении управленческого и
исполнительского труда,
закономерно вытекает из равенства
возможностей
и не противоречит демократии.

45.

Некоторые сторонники ценностной теории
элит пытаются разработать
количественные показатели,
характеризующие ее влияние на общество.
Так, Н.А.Бердяев на основе анализа
развития разных стран и народов
вывел «коэффициент элиты» как
отношение высокоинтеллектуальной части
к общему числу грамотных.

46.

Коэффициент элиты, составляющий
свыше 5%, означает наличие
в обществе высокого
потенциала развития.
Как только этот коэффициент опускался
до примерно 1%,
то империя прекращала существование, в
обществе наблюдались застой и
закостенение. Сама же элита
превращалась в касту, жречество.

47.

3. Теория элитной демократии.
Неоэлитизм
(Р. Арон, П. Бахрах, Дж. Сартори)
Демократия – конкурентная борьба
претендентов на руководство обществом
во время избирательной кампании.
Элита не властвует, а осуществляет
руководство массами с их добровольного
согласия, посредством свободных выборов.

48.

Сторонники демократического элитизма
утверждают, что реальная демократия
нуждается как в элитах,
так и в массовой политической апатии.
Элиты необходимы прежде всего как гарант
высокого качественного состава
руководителей, избранных населением.
Руководящий слой служит защитником
демократических ценностей и способен
сдержать часто присущий массам
политический и идеологический
иррационализм, эмоциональную
неуравновешенность и радикализм.

49.

4. Концепция плюрализма элит
(Д. Рисмен, Э. Гольтманн, Р. Дай)
Элита множественна.
Ни одна входящая в нее группа не способна
оказать решающего воздействия на все
области жизни одновременно.
В условиях демократии власть распределена
между различными группами элит, которые
оказывают влияние на принятия решений,
отстаивая свои интересы, т.о. главный
субъект политической жизни – не элиты,
а группы интересов.

50.

Концепции плюрализма элит широко
используются для теоретического
обоснования современных западных
демократий, но во многом идеализирует
действительность.
Многочисленные эмпирические исследования
свидетельствуют о явной неравномерности
воздействия различных социальных слоев
на политику, преобладании влияния
капитала, представителей военнопромышленного комплекса и некоторых
других групп.

51.

5. Леволиберальные теории
(Ч. Райт, Р. Миллс)
Главный элитообразующий признак –
обладание командными позициями,
руководящими должностями.
Властвующая элита «состоит из людей,
занимающих такие позиции, которые дают
возможность возвыситься над средой
обыкновенных людей и принимать решения,
имеющие крупные последствия…» - Миллс.

52.

Именно занятие ключевых
позиций в экономике,
политике, военных и др.
институтах обеспечивает
власть и тем самым
конституирует элиту.

53.

Сплачивающим фактором властвующей
элиты является не только общая
заинтересованность в сохранении своего
привилегированного положения, но и
близость социального статуса,
образовательного и культурного уровня,
стиля жизни, круга интересов и духовных
ценностей.
Внутри правящей элиты существуют
сложные иерархические отношения.

54.

Р. Миллс в рамках
леволиберальной концепции
высказал критику жесткой
элитарности общества с
демократических позиций.

55.

Он считал, что господство элиты
по отношению к массе основано
на глубоких различиях этих групп населения.
Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь
заняв высокие посты в общественной иерархии.
Однако реальных шансов на это у них немного.
Возможности влияния масс на элиту с помощью
выборов и др. демократических институтов
весьма ограничены.
С помощью денег, знаний,
манипулирования сознанием правящая элита
руководит массами фактически бесконтрольно.

56.

Политическая элита

57.

Политическая элита – это
группа лиц, профессионально
занимающаяся деятельностью
в сфере власти и управления
государством (партиями, другими
политическими институтами).
Она составляет лишь определенную
часть более широких элитарных слоев
общества в целом.

58.

К основным функциям и задачам
политической элиты относятся:
1) принятие и контроль реализации
решений;
2) формирование и репрезентация
групповых интересов;
3) продуцирование политических
ценностей;
4) способность к манипулированию
общественным мнением.

59.

Типология элит
В зависимости от источников влияния
элиты подразделяются на:
- наследственные, например, аристократия;
- ценностные – лица, занимающие
высокопрестижные и влиятельные
общественные и государственные позиции;
- властные – обладатели властью;
- функциональные – профессионалыуправленцы, имеющие необходимую для занятия
руководящих должностей квалификацию.

60.

Среди элит различают
правящую, непосредственно
обладающую государственной властью,
и оппозиционную (контрэлита),
открытую, рекрутирующуюся
из общества,
и закрытую, воспроизводящуюся
из собственной среды, например,
дворянство.

61.

По способу достижения власти элиты
подразделяются на легитимные
(получили власть благодаря
добровольной поддержке масс)
и нелегитимные (правят с помощью
насилия и принуждения).
По своим идеологическим
ценностям элиты делятся на
авторитарные, тоталитарные,
демократические, либеральные.

62.

Индийский политолог П. Шаран
делит современную элиту
на три группы:
высшая, средняя, административная.
Кроме них он выделяет
маргинальную элиту,
т.е. потенциальных кандидатов
в среднюю элиту.

63.

Высшая элита представлена теми, кто
непосредственно участвует в процессе
принятия решений и оказывает существенное
влияние на него.
Их не так много – от 100 до 200 человек,
занимающих стратегические посты в
правительстве, крупных политических
партиях, в группах давления,
законодательных органах и т.д.
Эта элита неоднородна: внутри нее открыто
противостоят группы по интересам.

64.

Средняя элита – она формируется на основе трех
переменных - доходов, профессионального статуса и
образования.
Средняя элита составляет 5% взрослого населения.
Многие политологи отмечают тенденцию
возрастания роли средней элиты, особенно ее новых
слоев, называемых «субэлитой», - высших
служащих, менеджеров и интеллектуалов –
в подготовке, принятии и реализации политических
решений. Эти слои превосходят высшую элиту
в информированности, организованности и
способности к единым действиям.

65.

К административной элите
относится высший слой
государственных служащих,
занимающих руководящие посты в
министерствах, департаментах и
других органах управления.

66.

По сферам жизнедеятельности
общества выделяются
политическая, экономическая,
социальная, культурная,
религиозная элиты.

67.

В развитых индустриальных странах
экономические интересы являются для
властвующей элиты приоритетными, и
экономическая элита является ведущей.
Политическая элита играет внутри
властвующей подчиненную роль
и не может предпринимать действий,
противоречащих экономическим интересам,
без риска потерять свои позиции.

68.

Все важнейшие решения в области внешней
политики, регулирования экономики и
социальной сферы принимаются небольшими
группами лидеров гигантских корпораций,
банков, страховых компаний, торговых фирм,
армейской иерархии и правительственного
аппарата с учетом, прежде всего,
экономических интересов.
Государство подчинено воле властвующей
элиты, которая изолирована от населения
и не зависит от политически
неорганизованных масс.

69.

Именно экономическая элита
определяет решение таких
важных проблем, как занятость,
зарплата, уровень жизни.
Решения, принимаемые
экономической элитой, часто
оказывают значительно большее
влияние на жизнь людей,
чем решения правительства.

70.

Второй по значению социальной группой в
правящей элите является
политическая элита.
В политическую элиту входят как
представители самого высшего уровня власти
(например, окружение президента, премьерминистра), так и руководители ведущих
политических институтов (руководители
министерств, ведомств, партийных фракций
в парламенте и др.).

71.

Еще один слой элиты –
бюрократическая
(административная) элита.
Ее представители оказывают помощь
высшему руководству в решении важнейших
вопросов политической жизни,
осуществляют контроль за работой
различных административных органов,
комиссий, советов, в которых готовятся и
через которые проходят различные решения.

72.

Важную роль в жизни общества играет
военно-бюрократическая элита.
Степень ее влияния во многом
определяется уровнем милитаризации
страны, характером политического
режима. Рост этой группы и ее влияние
могут привести к ее превращению в
самостоятельную политическую силу,
способную подчинить себе все другие.

73.

Идеологическая, «информационная»
элита – это видные представители
науки, культуры, религии, образования,
которые выполняют в обществе
функцию идеологического воздействия,
формирования мировоззренческих
позиций, культурных ценностей в
интересах господствующего класса.

74.

Структура элит современных
государств весьма сложна.
Известные категории элиты и
контрэлиты уже недостаточны для
характеристики работы механизмов
государственной машины.

75.

Польский ученый
В. Милановский
предложил рассматривать
структуру элитарных кругов
в зависимости от выполнения их
внутренними группировками
своеобразных функций в сфере
политического управления.

76.

1. Как считает Милановский, особое значение
имеет «селекторат», включающий в себя тех
лиц, которые потенциально готовы к
выполнению профессиональных функций
в политической сфере.
2. Следующим элитарным образованием
выступают «потенциальные
элиты», представляющие собой
разрозненные элитарные группировки,
еще только стремящиеся к власти,
готовящиеся к выборам.

77.

3. Те потенциальные элиты, которые
проиграли выборы, но остались в
публичной политике, составляют
«самодеятельные элиты».
4. Авторитетные в обществе
представители этих кругов могут лишь
косвенно влиять на принимаемые в
государстве решения. В этом же
сегменте располагаются и два основных
элитарных образования - оппозиция и
сторонники правительственных сил.

78.

5. Победившая на выборах элита приобретает статус
«правящей политической элиты». Она состоит из
представителей центральных, региональных и
местных властей.
6. Особым структурным элементом политической
элиты являются «элиты в политике» разновидность не избираемой элиты, которые
состоят из наиболее авторитетных представителей
технической и гуманитарной интеллигенции,
способных помочь не только выиграть выборы
тем или иным партиям, но и поддержать их
политические требования в условиях кризисов
или рутинного течения политических процессов.

79.

7. Но самой мощной и одновременно
таинственной элитарной группировкой
является «связанная группа», которая
представляет собой неформальное
анонимное сообщество политиков,
которые оказывают влияние
на принимаемые решения,
но не обязательно обладающие
формальным статусом в системе власти.

80.

Система рекрутирования элит
Большое влияние на социальную
представительность, качественный состав,
профессиональность компетентность и
результативность элиты в целом оказывают
системы ее рекрутирования (отбора).
Такие системы определяют, кто, как
и из кого осуществляет отбор, каковы
его порядок и критерии, круг селектората
(лиц, осуществляющих отбор) и
побудительные мотивы его действий.

81.

Среди ученых существуют разные мнения
по поводу путей формирования элит.
Г. Моска акцентирует внимание
на конкретно-историческом характере
этих путей:
- во времена Средневековья поводом
для принадлежности к элите было
военное мужество,
- в Новое время - богатство, происхождение,
- в XX в. – выдающиеся способности.

82.

К. Манхейм выделил такие три способа
прихода в элиту: на принципе крови,
богатства, личной профессиональнодуховной продуктивности.
Д. Белл считает, что «элита крови»
отвечает доиндустриальному обществу,
«элита богатства» - индустриальному
обществу, а «элита знаний» (научнотехническая элита, меритократия) –
постиндустриальному обществу.

83.

Существуют две основные системы
рекрутирования элит:
1) гильдий и 2) антрепренерская
(предпринимательская).
Антрепренерская система преобладает в
демократических государствах,
система гильдий – в странах командноадминистративного социализма, хотя ее
элементы широко распространены на Западе,
особенно в экономике и государственноадминистративной сфере.

84.

Для системы гильдий характерны:
- закрытость, отбор претендентов на более
высокие посты главным образом
из нижестоящих слоев самой элиты,
постепенный путь наверх;
- наличие многочисленных
институциональных фильтров –
формальных требований для занятия
должностей – партийность, возраст, стаж
работы, образование, характеристика
руководства и т.д.;

85.

Для системы гильдий характерны:
- небольшой, закрытый круг
селектората (в него входят лишь члены
вышестоящего руководящего органа или
один первый руководитель);
- назначение сверху как главный способ
занятия руководящих должностей;
- тенденция к воспроизводству
существующего типа элиты.

86.

Антрепренерская система
рекрутирования элит имеет такие черты:
- открытость, представитель любой
общественной группы имеет возможность
претендовать на занятие лидирующих позиций;
- небольшое число формальных требований;
- широкий круг селектората, которым могут
выступать все избиратели страны;
- высокая конкурентность отбора;
- первостепенная значимость для вхождения в
состав элиты личностных качеств.

87.

Положительные черты
системы гильдий:
- уравновешенность и взвешенность
политических решений,
незначительная степень риска
при их принятии;
- высокая предсказуемость политики;
- малая вероятность
внутренних конфликтов;
- консенсус, гармония и
преемственность.

88.

Негативные черты системы
гильдий:
- ярко выраженная тенденция
к бюрократизации, догматизму,
консерватизму;
- культивирование массового
конформизма;
- дегенерация политической элиты,
отрыв ее от народа.

89.

Положительные черты
антрепренерской системы:
- открытость, широкие возможности
для представителей каких-либо
общественных групп претендовать
на вхождение в элиту;
- небольшое количество формальных
требований к кандидатам;
- высокая конкуренция отбора,
острое соперничество;
- высокая значимость личных качеств.

90.

Негативные черты
антрепренерской системы:
- система тянет за собой большой
риск и непрофессионализм
в политике;
- низкая предсказуемость
в политике;
- чрезмерное увлечение лидеров
внешним эффектом и популизмом.

91.

В США «элита» называется
истеблишментом,
а в бывшем СССР –
номенклатурой.

92.

Политическая элита
в России

93.

До 1917 г. политическая элита страны
формировалась по сословнобюрократическому принципу,
допускавшему возможность
существования контрэлиты,
в годы советской власти –
по бессословно-номенклатурному,
исключавшему даже гипотетическую
возможность появления какой-нибудь
оппозиции.

94.

Суть номенклатурной системы
состояла в назначении
лиц на сколько-нибудь
социально значимые
руководящие должности лишь
по рекомендации соответствующих
партийных органов КПСС,
в подборе элиты сверху.

95.

Начиная с 1990 г., перед стремящимися
к властным высотам России людьми
открылся весь набор средств,
имевшихся для этого как в странах
Запада, так и Востока.
В политическую элиту стало возможно
войти как через «номенклатурную
дверь» исполнительной власти,
так и через парламент,
опираясь на поддержку партий.

96.

Нынешняя российская политическая
элита не стала принципиально новым
политико-культурным явлением,
в руководстве остались в значительной
степени кадры, которые начали свой
политический путь в советское время и
выдвинулись на сколько-нибудь значимые
посты в годы перестройки, что позволило
ядру номенклатурной элиты сохранить
свои позиции и в новом российском
обществе.

97.

Вместе с тем в 90-е годы ХХ в. начала
формироваться так называемая «новая
элита», которую представляли молодые,
энергичные лидеры, активно
занимавшиеся бизнесом.
Некоторые из них пошли в политику,
другие остались в бизнесе,
активно пользуясь в своей деятельности
поддержкой политикоадминистративных структур и органов.

98.

Важной тенденцией политических
процессов в России является выдвижение в
республиках, регионах влиятельного
слоя этнократии (интеллектуальных,
политических, культурных лидеров,
носителей местного или национального
сознания), ставшего важной, ведущей частью
региональной политической элиты.

99.

Следует также отметить, что
с изменением политической системы
источники элитообразовательного
процесса (власть, собственность,
деньги, сила) сконцентрировались
в руках исполнительных органов –
президента, его администрации,
правительства.
Это позволило им контролировать и
направлять процессы формирования
элиты.

100.

В настоящее время
политическая элита России
все больше превращается
в замкнутое образование,
подбор кадров все больше напоминает
процедуры номенклатурного подхода.

101.

Политическое лидерство

102.

Лидер (leader) в переводе с английского
языка означает «ведущий»,
«указывающий путь».
В общем виде лидерство– это ведущее
положение, приоритетное влияние
отдельной личности социальной группы,
партии, государства, обусловленное
более эффективными результатами
деятельности.

103.

Сущность лидерства составляют
отношения доминирования и
подчинения, влияния и следования.
Для лидера характерна способность
воздействия на других людей,
умение организовывать их совместную
деятельность для достижения общественно
значимых целей.

104.

Политическое лидерство как явление –
это способ взаимодействия лидера и масс,
в процессе которого лидер оказывает
значительное влияние на эту массу.
Оно, по существу, представляет собой
особый род власти, состоящей в способности
одного лица или нескольких лиц,
находящихся на вершине властной пирамиды,
заставлять других делать то позитивное или
негативное, что они, вероятнее всего,
не делали бы вообще.

105.

Политическое лидерство – это
управленческий статус, социальная позиция,
связанная с принятием властных решений,
это руководящая должность;
Политический лидер может быть определен
как человек, который осуществляет
функции по управлению обществом,
политической организацией или
движением, способен изменять ход
событий и направленность политических
процессов в стране.

106.

Каждый лидер своеобразен как феномен политики,
но при всем разнообразии у них можно обнаружить
важные общие свойства:
- пассионарность, как определил Лев Николаевич
Гумилев (1912-1992) известную избыточность
биохимической энергии у некоторых людей.
Десятки тысяч людей, активно занимающиеся
политикой в любой стране, вряд ли берут на себя
ответственность за судьбы народа только ради
власти, славы или богатства. У них стремление
изменить окружающий мир, по всей видимости,
превышает инстинкт самосохранения.

107.

Направленность энергии многих
пассионариев нередко оказываются
не ко времени и не к месту, они погибают
как высокосортные семена,
попавшие в неподготовленную почву.
Но те из них, чьи предложения находят
отклик в обществе, так как соответствуют
его актуальным потребностям,
становятся политическими лидерами;

108.

- инициативность или принятие на себя
ответственности за инициативу
политических действий, направление и
мобилизацию политической силы.
При этом нельзя утверждать, что всем
лидерам свойственно глубокое понимание
закономерностей развития общества.
История показала, что многие лидеры были
не самыми умными и самыми образованными
из своих современников, некоторые вообще
оказывались авантюристами;

109.

- обладание определенной
политической интуицией. Она позволяет
лидерам ухватывать в конкретных ситуациях
то, что не могут увидеть или высчитать
другие. Интуиция оказывается гораздо
важнее научных знаний, теоретической
подготовки;
- способность убеждать, скорее – увлекать
и вести за собой людей.
Это, по всей видимости, проявление
определенной харизмы.

110.

В политике по характеру и масштабу
деятельности различают лидеров
трех уровней:
1. Лидеры малых групп, обладающие властью в
данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.
2. Лидер общественного движения (организации,
партии) – лицо, с которым конкретные социальные
слои (группы) ассоциируют возможность
удовлетворения своих интересов.
3. Лидер третьего уровня – политик, действующий
в системе властных отношений, в которой
политическое лидерство представлено в виде
социального института.

111.

Лидерство обладает рядом специфических
особенностей:
- между общенациональным лидером и
обществом, как правило, не существует прямого
взаимодействия, оно опосредуется партиями,
политическими группами и движениями,
средствами массовой информации;
- лидерство носит многогранный характер, так
как лидер всегда ориентирован на согласование
различных социальных интересов, вынужденно
стремится к оправданию массовых ожиданий
благоприятных результатов от его деятельности;

112.

- лидерство в той или иной степени
институционализировано, то есть деятельность
лидера ограничена существующими
социальными отношениями, нормами,
процессами принятия решений;
- феномен политического лидерства основан
на способностях руководителя, среди которых
американский социолог Э. Богардус отмечает
силу характера, волю, обаяние (магнетизм)
личности, решительность, гипнотические
способности, тонкую интуицию, чувство юмора,
такта, способность привлекать к себе внимание.

113.

Немецким социологом М. Вебером была
обоснована типология лидерства, связанная
со способом легитимации власти.
Он выделил:
1) традиционное лидерство, основанное
на обычаях, традициях;
2) рационально-легальное лидерство,
связанное с избранием лидера
демократическим путем;
3) харизматическое лидерство
(от греч. «харизма» – милость, божественный
дар), авторитет которого опирается
на веру и эмоции.

114.

Э. Дженнингс выделил типы лидеров
в зависимости от характера
их деятельности:
лидер-консерватор (привержен стереотипам
социального поведения, стремится консервировать
или адаптировать их к изменениям);
лидер-реформатор (стремится к изменению
идеалов или приведению в соответствие с ними
социальной реальности);
лидер-революционер (стремится к коренному
преобразованию всей общественной жизни).

115.

Традиционно выделяются
три стиля лидерства:
авторитарный – упор на жесткие меры и методы
руководства – безапелляционные распоряжения,
безальтернативные директивы,
неприкрытые угрозы;
демократический –поощряется активность и
инициативность, в арсенале методов доминируют
поощрения, вознаграждения, похвала, поддержка;
не вмешивающийся или отстраненный - основан
на положении стороннего наблюдателя, которое
обычно занимает лидер, не проявляющий
стремления к какой-нибудь деятельности,
но внимательно следящий за происходящим.

116.

К новым тенденциям в развитии
лидерства, можно отнести:
- возрастание роли и влияния
неформальных лидеров;
- усиление концентрации активности лидеров на
решении экономических и социальных проблем;
- уменьшение вероятности появления
политических лидеров-героев и
лидеров-антигероев;
- сокращение границ власти политического
лидерства за счет совершенствования системы
разделения властей и расширения границ
гражданского общества.

117.

Новые тенденции в развитии
теории элит

118.

Две присущие современному обществу
всеобъемлющие тенденции:
1) глобализация как процесс, соединяющий
личность, человечество и все
взаимодействующие элементы и факторы
мировой системы;
2) информационное общество, становление
которого связано с повышением ценности
информации и знаний в жизни людей,
развитием информационных коммуникаций
и услуг и др.

119.

Эксперты отмечают, что
качественно новое состояние
современного мира
ведет к серьезным изменениям
в политической системе,
вызывает существенное
переформатирование политических
отношений.

120.

I.
В условиях глобализации
трансформируется роль
национальных элит,
реализующих функцию управления
обществом в границах
своих государств.

121.

Дж. Хигли и М. Бартон (Техасский университет):
политическая глобализация способствует
созданию мобильной системы элитных союзов,
не замыкающихся в рамках национальных
границ.
А.П. Кочетков (МГУ им. М.В. Ломоносова),
О.К. Гаман-Голутвина (МГИМО-Университет):
снижение влияния национальных элит в
общегосударственном масштабе и постепенное
смещение центра принятия решений с
национального на наднациональный уровень.

122.

Формируется новая элита —
нетократия — которая возглавит
общество, имеющее новую
социальную организацию —
информационно-сетевую.

123.

Возникнут сетевые пирамиды,
в основании которых будут находиться
менее престижные социальные сети
(ячейки), состоящие из рядовых граждан,
организуемых по принципу идентичности
взглядов и интересов, а на вершине —
элитные сети, которые объединят
нетократов, концентрирующих в своих
руках власть и влияние.

124.

Нетократы будут контролировать деятельность
информационно-сетевого общества,
определять все параметры жизни в нем.
Используя идеологические методы воздействия
на массы через каналы официального
информирования, они смогут навязывать свою
волю рядовым членам сетевого сообщества.
Решающее значение в таком обществе
приобретут знания, полезные связи и контакты,
способные повысить статус сети, сделать ее
влиятельнее и могущественнее.

125.

В результате может сформироваться
новая политическая система —
плюрархия, которая содержит немалые
возможности для нарушения принципов
демократического устройства общества,
прав и свобод человека.

126.

В отличие от демократии
плюрархия является такой
формой организации власти,
при которой политические решения будут
принимать только нетократы,
без доступа «посторонних» —
рядовых членов социальных ячеек,
что способствует формированию
более закрытого общества.

127.

Тем не менее, демократия не исчезнет.
Как считают эксперты, виртуализация
политической сферы и появление
наряду с ангажированными
плюралистических
интернет-коммуникаций приведет
к появлению виртуальных политических
пространств, способных стать нишами для
развития демократии в новых условиях.

128.

II.
Одна из наиболее существенных
по своей значимости трансформаций
обусловлена
изменением классовой
структуры общества,
возникновением новых
общественных страт.

129.

Важные для понимания
происходящих процессов аспекты:
1) принципиальная смена качеств,
определяющих принадлежность
к элите на современном этапе
общественного развития.

130.

Раньше в перечне таких критериев
назывались знатность
происхождения, богатство и другие
параметры, позволяющие
реализовать стремление человека к
властно-управленческой
деятельности.

131.

Ф. Фукуяма утверждает, что элитный
статус человека в
постиндустриальном обществе
«определяется уровнем его
образования…».

132.

3. Бжезинский считает, что
новая элита должна обладать
«знаниями и информацией».

133.

П. Друкер уверен, что власть и
контроль перейдут к тому, кто
владеет знанием, информацией
и эффективными
технологиями их
использования.

134.

Таким образом, принадлежность человека
к новой элите в современных условиях
определяется, прежде всего,
уровнем его образования, способностью обладать
и распоряжаться информацией и знаниями,
навыками и умениями, позволяющими более
полноценно раскрыть творческий потенциал
личности, самореализоваться, воплотить
результаты своей деятельности
(это «класс интеллектуалов»).

135.

2) Особая роль элиты
постиндустриального общества

136.

Характеризуя значимость и влияние
новой элиты,
А. Турен называет «класс интеллектуалов»
«доминирующей группой современного
общества»,
М. Янг обозначает ее роль словом
«меритократия»
(элита знаний, интеллектуальная элита),
а П. Друкер фиксирует, что
«класс интеллектуалов обладает
основными властью и влиянием».

137.

3) назревающий конфликт
между новой элитой и
остальной частью общества.

138.

А. Турен считает «класс интеллектуалов»
субъектом подавления остальных
социальных слоев и групп.
М. Янг пишет о возможном конфликте
как самой большой опасности
XXI столетия.
П. Друкер указывает на противоречие
между этими социальными группами
как на наиболее опасное в
формирующемся обществе.

139.

Почему
«класс интеллектуалов»
будет занимать особое
положение
в постиндустриальном
обществе?

140.

Дело в том, что представители
новой элиты обладают
качествами,
не детерминированными
внешними социальными
факторами (знания,
информация….).

141.

Здесь необходимо сказать
об особенностях информации
как источника и ресурса
власти, отличающих ее
от природных ресурсов, труда,
капитала и т.д.

142.

С одной стороны, информация —
это очень демократичный ресурс,
о чем свидетельствуют ее доступность
(отсутствие монополии на получение и
использование), легкотиражируемость,
непотребляемость в процессе
использования, самовозрастание в
процессе потребления и другие свойства.

143.

В то же время информация — это
редкий и дорогой ресурс благодаря
уникальности процесса ее
производства и использования,
главным субъектом которого
выступает человек.

144.

Кроме того, нельзя сбрасывать со
счетов факторы, ограничивающие
возможность приобщения человека к
этому ресурсу, главным из которых
является его интеллект как форма
существования и систематизации
результатов познавательной
деятельности.

145.

К тому же способность продуцировать
новые знания и информацию
не приобретается одномоментно и
не подлежит кардинальной корреляции.
Поэтому «класс интеллектуалов» может
стать достаточно узкой и устойчивой
общественной группой, занимающей
исключительное положение в обществе.

146.

Насколько серьезными могут быть
противоречия при взаимодействии класса
интеллектуалов с другими социальными
слоями?
Исследователи сходятся во мнении о том,
что конфликты могут отличаться особой
остротой, поскольку возникающее
интеллектуальное расслоение провоцирует
резкую поляризацию общественных групп.

147.

Парадокс складывающейся ситуации
заключается в том, что
доминирование одной социальной группы
(«класса интеллектуалов») по отношению
к другим выглядит вполне корректным и
оправданным.

148.

Ведь оно достигается не эксплуатацией
или другими неприглядными
(противозаконными) действиями,
а является результатом интеллектуальной
деятельности его представителей,
реализации ими своих возможностей и
прав на развитие и совершенствование
собственной личности в форматах,
не препятствующих самореализации и
развитию других людей.

149.

Однако это обстоятельство не сглаживает
остроты возникающего противоречия,
а еще больше подчеркивает ее.
Формирование современного классового
конфликта как результата неравного
распределения человеческих возможностей
«придает ему напряженность,
превосходящую остроту любой
предшествующей формы
классового противостояния».

150.

Итак, становление постиндустриального
общества, являющееся объективным и
безальтернативным процессом развития
общества, сопряжено как с позитивными
последствиями, так и с новыми рисками.
Один из них связан с изменением основ
классовой организации общества,
обретением классовой структурой
принципиально нового измерения
(«класс интеллектуалов»).

151.

Основной классовый конфликт
постиндустриального общества носит
интеллектуальный и социальный характер.
Он возникает между классом людей, обладающих
наиболее значимым ресурсом, определяющим в
условиях постиндустриализма благосостояние
общества, и низшим классом, объединяющим
тех, кто не вошел в круг новой элиты.
В результате переход к постиндустриальному
обществу может стать периодом серьезной
нестабильности в развитии цивилизации.

152.

Еще особенности
функционирования
политических элит в
информационном обществе.

153.

Как мы уже говорили,политическая элита
всегда олицетворяла в обществе
сплоченную группу, члены которой
отличаются близостью идеологических
установок, стереотипов и норм поведения,
единством разделяемых ценностей,
общими интересами и ощущают свою
принадлежность к особому, закрытому
миру, действующему по определенным
правилам.

154.

Однако современный
информационный контекст
заставляет по-новому
переосмыслить традиционные
представления,
касающиеся элит.

155.

Во-первых, виртуальная среда в
определенном смысле сглаживает границы
социального и экономического
неравенства, формулируя альтернативные
принципы — неравенства
информационного и технологического.

156.

Во-вторых, в условиях информатизации
мир политической элиты перестает быть
закрытым и наполняется быстро
меняющимся и непрерывно
пополняющимся массивом общедоступной
информации.
Так называемые «правила игры» теряют
универсальность, у элиты появляется
техническая возможность
индивидуального подхода к политике и
взаимоотношениям с обществом.

157.

В-третьих, проблема
монополии на власть
в виртуальной среде не всегда
решается в пользу
политической элиты.

158.

Новые информационные ресурсы создают
возможности для формирования и
включения в политический процесс
«новой элиты» — информационной элиты,
представители которой могут
не принадлежать к числу тех, кто наделен
властными полномочиями и реализует
функции государственной власти.

159.

В условиях постиндустриального общества
на первое место выходит процесс
«производства знаний», поэтому и
главенство должно принадлежать
интеллектуальной элите, элите знаний —
меритократии (М. Янг).

160.

Схожие мысли высказывают и российские
исследователи А.А. Киселев и И.В. Самаркина.
Они подчеркивают, что в виртуальной среде
особое значение приобретают «…знания, а не
прямая власть, поскольку интернет-сообщество
изначально не терпело руководства над своими
действиями и воспринимает виртуальное
пространство как территорию, свободную от
вмешательства государства».

161.

В результате политическая элита
перестает быть единоличным актором
политических преобразований, уступая
место группе лидеров общественного
мнения, которые активно воздействуют на
коммуникативное окружение через
размещение информации в Интернете.

162.

Появление этой новой группы политических
акторов свидетельствует о том, что
пользователи информационных технологий
становятся
не столько посредниками между средствами
коммуникации и получателями информации,
сколько самостоятельными субъектами
политического действия.

163.

В-четвертых, виртуальная среда создает
новые возможности рекрутирования элит.
Благодаря Интернету становится
возможным осуществлять
демократическую селекцию элит,
отбирая наиболее информированных и
образованных — критерии богатства,
влияния и т.д. перестают быть
приоритетными. В дальнейшем эта среда
может выполнять функцию полноценного
канала рекрутирования элит.

164.

Особенности развития и функционирования
информационной сферы позволяют сделать
вывод о том, что политики-трибуны будут
постепенно утрачивать реальную власть, а
роль выборов будет уменьшаться.
Новая элита оказывается властью
информации — инфократией, источник
влияния которой кроется в ее возможностях
использования информационных ресурсов,
но не опирается на авторитет среди народа.

165.

Таким образом, информационное
общество, характеризующееся
увеличением роли информации и знаний в
политических процессах, меняет форматы
политико-коммуникативных отношений
власти и общества, а также создает новые
вызовы для политической элиты, которые
способны привести к ее модернизации.

166.

Формируется специфическая среда Интернеткоммуникаций, благодаря которой развиваются
новые способы и модели политического общения,
основанные на принципах открытой циркуляции
информации в политическом пространстве.
Ресурсы власти и источники влияния становятся
более доступными не только для политической
элиты, но и для остальной части общества, что
позволяет значительно расширить перечень
возможных форм политического действия.

167.

Однако новые способы взаимодействия
не определяют содержательное наполнение
коммуникативной практики,
формирующееся в каждом конкретном
случае в зависимости от уровня
образованности и культуры участвующих
в этом процессе акторов.
English     Русский Правила