57.06K

Введение в конфликтологию

1.

ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ
1. Конфликтология: сфера исследований, учебная дисциплина,
профессиональная подготовка
2. Мировоззренческие и методологические основы современного
понимания конфликта
3. Периодизация исторического развития конфликтологии

2.

Дисциплинарный и профессиональный
статус конфликтологии
• Конфликтология – область междисциплинарных исследований.
Конфликтология синтезирует теоретические подходы, исследовательский
инструментарий и объясняющие схемы социологии, психологии,
политологии, правоведения, антропологии, экономических теорий,
лингвистики, теории игр, теории принятия решений.
• Конфликтология включена в государственный образовательный стандарт РФ
в 1994 г. В 1999 г. начата подготовка бакалавров по специальности
«Конфликтология» в Санкт-Петербургском государственном университете.
• Конфликтолог – специалист, осуществляющий прогнозирование,
диагностику и аналитику конфликта, владеющий навыками проектноаналитической, экспертно-консультативной и согласительно-процессуальной
деятельности по управлению конфликтами и их профилактике в различных
сферах.

3.

Мировоззренческие предпосылки
современного понимания конфликта
• «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» – схема интерпретации истории
• Традиционное общество: люди по своей природе не равны. Равенство
несправедливо. Конфликты (раздоры, войны) возникают из-за несоблюдения
меры, нарушения иерархии.
«Ведь рабы никогда не станут друзьями господ, так же как люди никчемные
никогда не станут друзьями людей порядочных, хотя бы они и занимали
равные по почету должности. Ибо для неравных равное стало бы неравным,
если бы не соблюдалась надлежащая мера» (Платон).
«Естественные формы общения людей» (Аристотель) основаны на иерархии.
«Государство первее индивида» (Аристотель). Справедливость – соблюдение
государством надлежащей меры: «большему оно уделяет больше, меньшему –
меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе» (Платон).

4.

Мировоззренческие предпосылки
современного понимания конфликта
• Современное общество («Модерн»): автономный
индивид. Свобода – это автономия. Справедливость
требует равенства. Столкновение автономных воль
порождает конфликт.
«Бог создал людей равными в отношении их физических и
нравственных способностей»; «Не человек ради
государства, а государство ради человека» (Дж. Локк)

5.

«Общественный договор»
• «Естественное состояние»: война всех против всех, каждый реализует свои
естественные права и поступает в соответствии с личным интересом.
• «Гражданское состояние»: защита жизни каждого, соблюдение «прав
человека», частная собственность, общественная польза
• Договор, как форма перехода из естественного состояния в гражданское.
• Проблемы:
Общая воля. Воля всех. Меньшинства. Легитимность. Делегирование.
Узурпация. Право на революцию. Вовлеченность, мобилизованность,
рациональность.
Теорема К. Эрроу: «Коллективные решения логически невозможны»

6.

Общественный договор как модель
конфликта
• Автономия
• Равенство
• Личность
• Отсутствие легитимного принуждения
• Урегулирование конфликта: добровольное согласие сторон с
взаимно обязывающим правилом (принципом, нормой,
ценностью)

7.

Методологические предпосылки
современного понимания конфликта
• Гуманитарное знание и гуманитарные (социальные, общественные) науки.
• Образец научности в обществе модерна – экспериментальное
(математическое) естествознание. Признаки научного знания:
1. Логическая непротиворечивость
2. Экспериментальное (эмпирическое) обоснование
3. Практическое приложение
• Естественные и гуманитарные науки. «Мы объясняем природу, но понимаем
духовный мир».
• Методологическое своеобразие: генерализация и индивидуализация,
истолкование и каузальное описание, идеально-типические конструкции.

8.

Гуманитарное знание и гуманитарные (социальные,
общественные) науки.
Естественные и гуманитарные науки. Своеобразие
общественнонаучного знания:
• Сложность первичного элемента (неделимость)
• Роль единичных явлений
• Зависимость объекта от результатов наблюдения: любое
наблюдение (описание) реальности становится ее
элементом и меняет ее (естествознание исходит из
гипотезы о независимости объекта от результатов
наблюдения со стороны субъекта)
• Неинструментальность исследований
• Скорость изменений

9.

Идеальные типы
Социологические (культурно-исторические понятия) суть
идеально-типические понятия:.
Средства обобщения эмпирической действительности
Умственные конструкции, теоретические схемы эмпирической
действительности, взятой в «чистом виде»: определенные
элементы действительности в них выделены и мысленно
усилены.
Примеры идеальных типов: социальное действие, конфликт,
согласие, харизматическое господство, правовое государство,
капитализм, христианство, ремесло, средневековый город и т.п.

10.

Периодизация исторического развития
конфликтологии
Границы: поле гуманитарных наук
• I этап: середина XIX – начало XX вв. «Классическая социология». Конфликты порождаются
социальными структурами. Перспектива разрешения конфликта (либеральная или
коммунистическая утопия бесконфликтного гармоничного общества) связана с
структурными преобразованиями – реформами и революцией
• II этап: 20-ые – начало 60-ых гг. XX в. Структурно-функциональный подход. Конфликт –
болезнь, нуждающаяся в терапии. Психологические объяснения конфликта.
Приспособление и гармонизация.
• III этап: конец 60-ых – начало 90-ых гг. XX в. Конфликтологическая парадигма. Теории
информационного общества. Глобализация. Конфликт – нормальное социальное явление.
Имеет позитивные функциональные последствия. Управление переменными конфликта.
• IV этап: конец XX – начало XXI вв. Разочарование в модерне. Поиск типологических
понятий и объясняющих моделей для конфликтов постсовременных обществ.
English     Русский Правила