Инновации и традиции
Традиции это стабильность
Инновации это развитие
Мнение ученого
Педагогическую традицию можно рассматривать как форму избирательной фиксации педагогических стереотипов, основанных на прогрессивных п
Традиции в российской педагогике
3.66M
Категория: ОбразованиеОбразование

Традиции и инновации в образовании

1.

LOG
O
Традиции и инновации в
образовании

2.

Industry

3.

Medicine

4.

Education

5.

В конце XX века эксперты и аналитики насчитывали
инновационных школ не более 10% от общего
числа, сегодня , по крайней мере, 70 % учреждений
в документах отражают инновационный характер
задач и механизмов их решения.
• Однако наряду с позиционированием новых знамен
и лозунгов появляется ли новая реальность
образования?
• Что «сильнее» сегодня влияет на образование традиции или инновации?
• Каково значение тех и других в развитии
образования , а значит и в развитии человека?

6. Инновации и традиции

Традиция, в современных философских
исследованиях, трактуется как форма
существования социального духа,
стремление которой заключается в связи
прошлого и будущего через настоящее.
6

7.

Новаторство и традиции - две взаимосвязанные
стороны развития культуры, характеризующие
наличие в них как устойчивых, так и
противоречивых моментов.

8. Традиции это стабильность

Традиция является характеристикой стабильности,
устойчивости, инерционности в культуре и
образовании. Благодаря традиции человечество
усваивает культурный опыт поколений путем
воспроизводства идей, ценностей, способов
мировосприятия и др.

9. Инновации это развитие

С другой стороны, культура и образование не
могут существовать не обновляясь.
Творчество, изменение являются другой
стороной развития культуры и образования .
Инновации в данном случае выступают
механизмом развития культуры и образования .

10.

Универсальной характеристикой любой культуры является единство
традиции и новации.
Образование - это способ вхождения человека в культуру , «главные
функции которого - воспроизводство опыта, накопленного в культуре,
и создание условий для его целенаправленного изменения.
Образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной
среды и, как следствие, меняться само» . (доклад Римскому клубу)
Педагогическая культурология фиксирует два вектора взаимодействия
культуры и образования.
С одной стороны, образование –несет на себе все признаки той культуры,
в рамках которой существует(культура – общее, образование –
частное). С другой стороны, культура есть продукт сознания субъекта
культуры, которое сформировано в результате образования.

11. Мнение ученого

И.Е.Видт «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ:
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ»
выделяет три компонента педагогической
культуры: традиционный, актуальный,
потенциальный.

12.

Традиционный компонент педагогической
культуры(трад .модель обр.), отражающий
тенденции традиционного воспроизводства
исторического опыта; включает в себя
традиционные программы действий, основанные
на ценности статичности, стабильности и идее о
«золотом веке».

13.

Актуальный компонент педагогической культуры
(актуальн. модель обр.), фиксирующий культурнообразовательный запрос «здесь и теперь»;
представляет из себя программы социальной
жизнедеятельности, обеспечивающие сегодняшнее
воспроизводство того или иного сообщества (не
расширенное), отражающие культурные реалии в
конкретной фазе культурогенеза.

14.

Потенциальный компонент(инновац. модель
обр.), отражающий культурные программы
будущего; включает программы социальной
жизнедеятельности, адресованные в будущее,
обеспечивающие расширенное воспроизводство.

15.

В определенный момент усиление
потенциального компонента и «отставание»
актуального создает кризисную ситуацию,
когда в рамках потенциального компонента уже
созрели культурные программы будущего, но
они еще не востребованы и не оценены
большинством.

16. Педагогическую традицию можно рассматривать как форму избирательной фиксации педагогических стереотипов, основанных на прогрессивных п

Педагогическую традицию
можно рассматривать как
форму избирательной фиксации педагогических
стереотипов,
основанных на прогрессивных педагогических
идеях и выражающихся в педагогическом опыте
определенного исторического этапа.
16

17. Традиции в российской педагогике

Во- первых, отражают ценностные установки, которые
сложились в обществе на данном этапе его
развития.
Во-вторых, формируют духовную сферу, в которой
протекают социальные процессы в том числе и
педагогические.
В-третьих, определяют программу деятельности,
общения, поведения.
17

18.

В чем суть кризиса в образовании в контексте
представлений о традициях и инновациях?
Приведите примеры таких кризисных явлений,
«культурных программ будущего».

19.

Как правило, субъект культуры отвечает на
кризисные ситуации двумя вариантами: либо
вырабатывается инновационная идея,
открывающая новые возможности; либо идет
возвращение к старым идеям, оправдавшим себя в
предшествующие времена.

20.

В чем заключается стабилизирующая роль
традиций в образовании?
Приведите примеры таких «сохраняющих»
образование традиций?

21.

Правомерно ли утверждать , что учитель (педагог)
выступает носителем традиций и агентом
инноваций в современном образовании?
Как изменяются функции педагога в современных
социокультурных условиях?

22.

Система развивается тогда, когда инновационные
силы в недрах «старой» культуры(модели
образования ) порождают прообраз культурных
программ будущей эпохи (инновационные модели
образования).
«Традиции — инновации — институции»
(социально признанные нормы и ценности). В.Н.
Слободчиков

23.

Благодарю за внимание.
English     Русский Правила